УИД 28RS0004-01-2020-002190-53
производство № 2-2754/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 июня 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Астафьевой Т.С.
при секретаре Бурдине В.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Никонорова В. В. об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Никоноров В.В. обратился в Благовещенский городской суд с данным иском. В обоснование заявленных требований указал, что он является должником по исполнительным производствам № № 86610/19/28022-ИП (исполнительский сбор в размере 37101,26 рублей), 86611/19/28022-ИП (исполнительский сбор в размере 4633,76 рублей), 86608/19/28022-ИП (исполнительский сбор в размере 23397,68 рублей), 86609/19/28022-ИП (исполнительский сбор в размере 2798,97 рублей). Указанная задолженность образовалась в связи с несвоевременной уплатой задолженности по налогам. Для уплаты долга перед ИФНС Никоноровым В.В. был взят займ, продано имущество. За период 2018-2019 года заплатил налогов на общую сумму более 1 млн. рублей. В настоящее время вся задолженность по налогам уплачена, прекратил деятельность ИП. Учитывая данные обстоятельства, наличие на иждивении двоих малолетних детей 2013 и 2016 годов рождения, незначительный уровень дохода (работает водителем в ПО «Садовое») – 30000 рублей, просит суд уменьшить размер исполнительского сбора по указанным исполнительным производства до 1000 рублей, по каждому.
В судебное заседание извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела стороны не явились, заявили ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд, руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, определил рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы исполнительного производства, гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что на основании постановлений о взыскании налога, сбора, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика № 28010035349 от 16.08.2018 года (на сумму 66196,60 рублей), № 28010032772 от 13.07.2018 года (на сумму 334252,54 рублей), № 18844 от 20.09.2017 года (на сумму 530017,98 рублей), № 28010026858 от 23.03.2018 года (на сумму 39985,26) в отношении Никонорова В.В. были возбуждены исполнительные производства № 98165/18/28022-ИП от 24.08.2018 года, №91117/18/28022-ИП от 20.07.2018 года, № 31778/17/28022-ИП от 05.10.2017 года, № 67190/18/28022-ИП от 02.04.2018 года, соответственно, всего на сумму задолженности 970452,38 рублей.
Факт осведомленности Никонорова В.В. о возбуждении исполнительных производств им не оспаривается.
В пункте 2 постановлений о возбуждении исполнительных производств, должнику предложено в пятидневный срок добровольно исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе.
В связи с неисполнением добровольно вступивших в закону силу решений налогового органа, судебным приставом-исполнителем по отношению к Никонорову В.В. принимались меры, направленные на принудительное исполнение внесудебных актов, в том числе выносились постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, о запрете совершения регистрационных действий в отношении транспортных средств.
Исполнительные производства окончены 04.09.2019 года в связи с фактическим исполнением требований, при этом 05.06.2019 года в рамках исполнительных производств № № 98165/18/28022-ИП от 24.08.2018 года, №91117/18/28022-ИП от 20.07.2018 года, № 31778/17/28022-ИП от 05.10.2017 года, и 04.03.2019 года в рамках исполнительного производства № 67190/18/28022-ИП от 02.04.2018 года вынесены постановления о взыскании с Никонорова В.В. исполнительского сбора.
В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (ч. 1 ст. 112 названного Закона).
В силу части 2 статьи 112 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (часть 6 статьи 112 названного Закона).
В Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 30 июля 2001 года изложена правовая позиция, в соответствии с которой исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Исполнительскому сбору как штрафной санкции присущи признаки административной штрафной санкции: он имеет фиксированное, установленное Федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет и во внебюджетный фонд, средства которых находятся в государственной собственности.
Полномочие судебного пристава-исполнителя от имени государства налагать взыскание на должника в предусмотренных названным Федеральным законом случаях направлено на обеспечение установленного им публично-правового порядка принудительного исполнения судебных и иных актов и воплощает конституционно значимый публично-правовой интерес государства и общества в осуществлении эффективного правосудия в целях защиты и восстановления нарушенных прав. В соответствии с ч. 2 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы - чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
С учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
В Постановлении Конституционного Суда РФ № 13-П от 30 июля 2001 года также указано, что с учетом особенностей публично-правовой ответственности за предусмотренное в пункте 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» нарушение условий и порядка исполнительного производства, направленного, в конечном счете, на принудительное исполнение исполнительного документа, в котором содержатся требования судебных актов и актов других органов о взыскании соответствующих денежных средств, правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний пункта 1 статьи 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Принимая во внимание причины неисполнения в срок исполнительных документов, связанные с размером задолженности, имущественным положением должника, а также то, что Никоноровым В.В. принимались меры по погашению задолженности, учитывая степень вины должника в неисполнении в срок исполнительных документов, а также то обстоятельство, что в настоящее время исполнительные производства окончены в связи с исполнением требований исполнительных документов, материальное и семейное положение Никонорова В.В., суд считает возможным освободить Никонорова В.В. от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительных производств № 86610/19/28022-ИП от 09.09.2019 года (на сумму 37101,26 рублей), № 86608/19/28022-ИП от 09.09.2019 года (на сумму 23397,68 рублей), уменьшить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 86609/19/28022-ИП (от 09.09.2019 года) с 2798,97 рублей до 2099,23 рублей (2798,97/4=699,74; 2798,97-699,74=2099,23), уменьшить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 86611/19/28022-ИП (от 09.09.2019 года) с 4633,76 рублей до 3475,3 рублей (4633,76/4=1158,44; 4633,74-1158,44=3475,3), то есть на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Требования Никонорова В. В. об уменьшении размера исполнительского сбора в рамках исполнительных производств №№ 86610/19/28022-ИП, 86611/19/28022-ИП, 86608/19/28022-ИП, 86609/19/28022-ИП– удовлетворить частично.
Освободить Никонорова В. В. от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительных производств № 86610/19/28022-ИП от 09.09.2019 года (на сумму 37101,26 рублей), № 86608/19/28022-ИП от 09.09.2019 года (на сумму 23397,68 рублей).
Уменьшить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 86609/19/28022-ИП (от 09.09.2019 года) с 2798,97 рублей до 2099,23 рублей.
Уменьшить размер исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 86611/19/28022-ИП (от 09.09.2019 года) с 4633,76 рублей до 3475,3 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Отменить меры по обеспечению иска, в виде приостановления исполнительных производств №№№№ 86610/19/28022-ИП, 86611/19/28022-ИП, 86608/19/28022-ИП, 86609/19/28022-ИП, принятые на основании определения Благовещенского городского суда от 30 апреля 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 10 июня 2020 года.
Судья Т.С. Астафьева