23 апреля 2012 года Центральный районный суд г.Тольятти Самарской области, в составе:
председательствующего судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Крюковой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1993/2012 по иску прокурора Центрального района г.Тольятти в интересах несовершеннолетнего Янина С.А. к мэрии г.о.Тольятти, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области об обязании выделить денежные средства на период установления предварительной опеки,
у с т а н о в и л:
Прокурор Центрального района г.Тольятти обратился в суд с заявлением в интересах малолетнего ребенка.
В судебном заседании представитель прокурора Центрального района г.Тольятти ФИО6, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что в ходе проверки проведенной прокуратурой Центрального района г.Тольятти исполнения законодательства об устройстве детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей было установлено, что мать несовершеннолетнего Янина С.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения – ФИО2 находится под стражей, сведения об отце в актовой записи рождения указаны на основании заявления матери.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 20.04.2010 года №-р/3 над несовершеннолетним Яниным С.А. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена ФИО7
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 18.05.2010 года №-р/3 срок предварительной опеки продлен до двух месяцев.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15.06.2010 года №-р/3 на основании заявления временно назначенного опекуна ФИО7 над несовершеннолетним Яниным С.А. установлена опека.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15.06.2010 года №-р/3 опекуну ФИО7 назначены ежемесячные выплаты на содержание несовершеннолетнего Янина С.А.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя. В связи, с этим считает, что с момента установления предварительной опеки ребенок имеет право на достойное существование и получение выплат за период предварительной опеки. Просит обязать министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить несовершеннолетнему Янину С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8553 руб., обязать мэрию г.о. Тольятти выплатить несовершеннолетнему Янину С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8553 руб.
Представители ответчика мэрии г.о.Тольятти в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представил письменный отзыв, из которого видно, что представитель ответчика не возражает против удовлетворения исковых требований прокурора Центрального района.
Третье лицо – ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещена.
Выслушав объяснения лиц участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч.ч.1,4 ст. 12 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).
Судом установлено, что Янин <данные изъяты> родился ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией свидетельства о рождении. В свидетельстве о рождении в графе «мать» указана – ФИО2, в графе «отец» - ФИО3.
Согласно справки о рождении Янина С.А. сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Приговором Центрального районного суда г.Тольятти от 21.05.2010г. ФИО2 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ст.30 ч.3, 228-1 ч.1 УК РФ, ей назначено наказание с учетом ст.64 УК РФ в виде 3 лет лишения свободы без ограничения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 20.04.2010 года №-р/3 над несовершеннолетним Яниным С.А. установлена предварительная опека. Временным опекуном сроком на один месяц назначена ФИО7
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 18.05.2010 года №-р/3 срок предварительной опеки продлен до двух месяцев.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15.06.2010 года №-р/3 на основании заявления временно назначенного опекуна ФИО7 над несовершеннолетним Яниным С.А. установлена опека.
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 15.06.2010 года №-р/3 опекуну ФИО7 назначены ежемесячные выплаты на содержание несовершеннолетнего Янина С.А.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ст. 31 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, подопечные имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В соответствии с законом Самарской области от 07.07.2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют право на содержание, денежные средства на которое предоставляются им в виде ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях (далее - ежемесячная выплата), в том случае, если их родители неизвестны, умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка вследствие наличия у них заболеваний, указанных в Перечне заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка, принять его под опеку (попечительство), взять в приемную семью, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 года N 542, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления, находятся в розыске, уклоняются от воспитания детей или защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения либо других аналогичных учреждений.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 27.12.2010 N 1120 (ред. от 17.10.2011) "О порядке предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю" субсидии на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю, предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации, принявших в установленном порядке законы или иные нормативные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства по осуществлению ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях, а также на вознаграждение, причитающееся приемному родителю.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 10.09.2008 года № 374 «О порядке и сроках индексации ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях» размер ежемесячной выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) в 2009 году составлял 4 665 рублей в месяц. Ежемесячная выплата подлежит индексации в порядке и сроки, которые устанавливаются Правительством Самарской области.
Предварительная опека над несовершеннолетним Яниным С.А. была установлена в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, размер выплат на его содержание в этот период составил 8 553 рубля, что подтверждается расчетом истца. Указанный расчет ответчиками не оспорен. У суда также не имеется оснований не доверять представленному расчету.
В соответствии с ч. 5 ст. 12 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ, установлено, что в случае, если орган опеки и попечительства назначил в установленный срок в общем порядке опекуном или попечителем лицо, исполнявшее обязанности в силу предварительных опеки или попечительства, права и обязанности опекуна или попечителя считаются возникшими с момента принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя.
В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005 г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области (далее - органы местного самоуправления) наделяются следующими государственными полномочиями в сфере социальной поддержки: прием документов, назначение (отказ в назначении) и перерасчет пособий, компенсаций, доплат к пенсиям и пособиям, ежемесячных денежных выплат, в том числе ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям лиц согласно действующему законодательству, субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, за исключением выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), назначение и выплата единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью, за исключением назначения и выплаты единовременного пособия при передаче ребенка на усыновление (удочерение), выплата ежемесячных денежных выплат на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) граждан и в приемных семьях, вознаграждение, причитающееся приемному родителю (далее - социальные выплаты), за исключением назначения доплаты к пенсии в соответствии с Законом Самарской области "О ежемесячной доплате к пенсии лицам, имеющим особые заслуги перед Самарской областью", приема документов и назначения доплаты к пенсии в соответствии с законами Самарской области "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Самарской области и государственные должности государственной службы Самарской области" и "О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Самарской (Куйбышевской) области", ведение учета излишне полученных сумм социальных выплат и принятие мер по их удержанию, осуществление выборочной проверки правильности представленных заявителем документов о доходах семьи, иных документов, дающих основание для назначения социальных выплат.
Согласно ст. 35 ФЗ «О прокуратуре РФ» установлено право прокурора на обращение в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и интересов общества и государства.
В соответствии со ст. 2 и ч.1 ст.45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Конституцией РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод, гарантировано право на получение квалифицированной медицинской помощи, а в случаях, предусмотренных законом, на оказание юридической помощи бесплатно.
Согласно ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
Самостоятельно обращение в суд за защитой своих нарушенных прав невозможно, вследствие сложных жизненных обстоятельств.
При таких обстоятельствах суд считает исковые требования законными и обоснованными, поскольку Федеральный закон РФ имеет наивысшую юридическую силу по отношению к Законам субъектов РФ, кроме того Постановление Правительства Самарской области от 18.02.2009 года № 48 об утверждении Порядка осуществления ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов (попечителей) ухудшает положение детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые имеют право достойно существовать и получать ежемесячные выплаты. В связи этим суд считает необходимым обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить, а мэрию г.о. Тольятти выплатить несовершеннолетнему Янину С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8553 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 31 ГК РФ, ст. 12, 31 ФЗ РФ «Об опеке и попечительстве», ст.ст. 2, 45 Конституции РФ, ст. 45,192-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования прокурора Центрального района г.Тольятти удовлетворить.
Обязать Министерство здравоохранения и социального развития Самарской области выделить малолетнему несовершеннолетнему Янину <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8553 руб.
Обязать мэрию г.о.Тольятти выплатить несовершеннолетнему Янину <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ г.р., денежные средства на период установления предварительной опеки с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 8553 руб.
Решение может быть обжаловано, прокурором принесено представление, в Самарский облсуд через Центральный райсуд г.Тольятти в течение одного месяца.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья