№а-469/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Боровичи Новгородской области 30 июня 2020 года
Боровичский районный суд Новгородской области в составе:
судьи Кудрявцевой Е.М.,
при секретаре Партанской Г.С.,
с участием административного истца Ермолаевой Е.В.,
представителя административного ответчика Горячевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ермолаевой Екатерины Викторовны к Администрации Боровичского муниципального района о признании незаконным бездействия по непринятию мер по организации устройства путей к земельному участку, обязать организовать подъездной путь к земельному участку,
установил:
Ермолаева Е.В. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование указав, что постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ей и Пушкаревой В.А. выделен земельный участок, с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, городское поселение <адрес>, площадью 1500 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: индивидуальный жилой дом. Акт приема-передачи № от ДД.ММ.ГГГГ. Указанный земельный участок является одним из множества участков, расположенных в массиве (квартал с кадастровым номером №), ни к одному из указанных участков подъездные пути не организовывались.
Администрацией г. Боровичи выдано разрешение на строительство, т.е. совершены действия по подготовке документации по планировке территории, предусмотренные ст. 41 Градостроительного кодекса РФ, однако в нарушение вышеуказанных норм права, не обеспечен проезд к земельным участкам, что влечёт нарушение прав административного истца, который является правообладателем земельного участка, несет бремя его содержания, своевременно и в полном объёме вносит плату земельного налога, однако нe имеет возможности в полном объёме реализовать правомочия собственника принадлежащего ей земельного участка, ввиду отсутствия подъездных путей к указанному выше земельному участку.
/
На основании изложенного, административный истец полагает, что административный ответчик обязан обеспечить проектирование и строительство подъездных путей (автомобильной дороги), соответствующих техническим регламентам. В данном массиве выделен участок для строительства жилого дома не только административному истцу, но и многим другим семьям. И ни одного подъездного пути к участкам не организовано, соответственно, нет возможности подвезти строительные материалы, специальную строительную технику, а значит, нет возможности возвести жилой дом и использовать участок по назначению.
На основании изложенного, руководствуясь положениями Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона № 257-ФЗ « Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации», административный истец просит признать незаконным бездействие Администрации Боровичского муниципального района Новгородской области по непринятию мер по организации устройства путей к земельному участку с кадастровым номером №; обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области организовать подъездной путь к земельному участку с кадастровым номером № в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
Судом, в соответствии со ст. 47 КАС РФ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Пушкарева В.А.
В ходе рассмотрения дела административный истец Ермолаева Е.В. уточнила исковые требования, просила обязать организовать и произвести проектирование и строительство автомобильной дороги, дорожной сети и транспортной инфраструктуры, обеспечивающей проезд к кварталу с кадастровым номером 53:22:0011901:119 в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение 6 месяцев с момента вступления в силу решения суда.
В судебном заседании административный истец Ермолаева Е.В. уточненные исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика – Администрации Боровичского муниципального района Горячева Н.А. заявленные требования не признала, поскольку действующее законодательство Российской Федерации ставит возможность осуществления дорожной деятельности городских округов в зависимость от финансирования, поскольку разрешение отнесенного в силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления» к компетенции органов местного самоуправления городских округов вопроса местного значения об организации дорожной деятельности подлежит осуществлению в рамках утвержденных уполномоченными на то органами целевых программ. Федеральный закон № 131-ФЗ не предусматривают обязанности органа местного самоуправления по организации подъездных путей к земельным участкам, на которых отсутствуют жилые дома и граждане (население) не проживают. По существу административным ответчиком ставится вопрос о реализации публичной обязанности органа местного самоуправления по подведению автомобильной дороги местного значения к её земельному участку в приоритетном по отношению к ней порядке, что создает необоснованные преимущества ей, по отношению к иным пользователям земельных участков.
Заинтересованное лицо Пушкарева В.А. в судебном заседании поддержала заявленные требования.
Принимая во внимание, что административным истцом заявлено требование о признании незаконным бездействия, сроки, определенные ст. 219 КАС РФ для обращения с административным иском соблюдены.
Выслушав стороны, проверив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 6 ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 г. «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», дорожная деятельность определена как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог ( ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона № 257-ФЗ, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральным законом от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и настоящим Федеральным законом.
На основании п. 3 ст. 20 Федерального закона № 257-ФЗ, примыкающие к автомобильным дорогам общего пользования автомобильные дороги, подъезды к автомобильным дорогам общего пользования, съезды с автомобильных дорог общего пользования должны иметь твердое покрытие, начиная с мест примыкания, на расстояние, размер которого должен быть не менее установленного техническими регламентами размера.
Как следует из материалов дела, в соответствии с муниципальной программой о предоставлении бесплатно земельных участков для индивидуального жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, постановлением Администрации Боровичского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 и ФИО2 выделен в <адрес>, земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1500 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов.
17 октября 2018 г. Администрация выдала Ермолаевой Е.В. уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке
Из представленного Администрацией Боровичского муниципального района проекта планировки, совмещенного с проектом межевания территории по адресу: Новгородская область, г.Боровичи, на выезде по автодороге «Устюжина-Валдай» (левая сторона, кадастровый №) до границы с Железковским сельским поселением), следует, что земельный участок, принадлежащий истице, расположен на территории, выделенной под строительство 200 индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов, школы, объектов инфраструктуры, и предполагает транспортное обслуживание, инженерно-техническое обеспечение, водоснабжение, водоотведение и др. коммуникации.
В ответ на коллективное обращение граждан с требованием организовать подъездные пути к земельным участкам, выделенным в рамках социальной программы, Администрация Боровичского муниципального района сообщила, что мероприятия по изготовлению проектно-сметной документации и строительству инженерной и транспортной инфраструктуры на 2020 год не предусмотрены.
Как неоднократно разъяснял в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки в силу конституционных принципов равенства и справедливости, предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков. Иное могло бы обесценить данную меру социальной поддержки.
Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки были уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой инфраструктурой. Решение вопросов благоустройства территорий, включая инфраструктурные аспекты, является одним из традиционных направлений деятельности местного самоуправления.
Правовое регулирование, предусматривающее возможность предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, многодетным семьям, направлено на улучшение жилищных условий многодетных семей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.
Органы местного самоуправления при определении земельных участков для предоставления в установленных субъектом Российской Федерации случаях в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, должны исходить из оснащенности такого земельного участка объектами необходимой инфраструктуры, организация которой возложена, в частности, на органы местного самоуправления.
При отсутствии на территории городского поселения земельных участков, отвечающих критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, не исключается возможность предоставления органами местного самоуправления на основе взаимодействия с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в собственность гражданам бесплатно иных находящихся в муниципальной собственности земельных участков, на которых создание объектов необходимой инфраструктуры должно в таких случаях обеспечиваться органами государственной власти субъекта Российской Федерации ( Определения от 4 декабря 2007 года N 828-О-П, от 5 марта 2009 года N 401-О-О и от 7 февраля 2012 года N 234-О-Р). Если имеет место согласие органов местного самоуправления на принятие в муниципальную собственность земельного участка, то оно влечет за собой обязанность муниципального образования по обеспечению соответствующего земельного участка объектами необходимой инфраструктуры.
Как следует из материалов дела, предоставленные Ермолаевой Е.В. и другим лицам в рамках социальной программы земельные участки, расположены на неосвоенной территории, не имеющей дорожной сети, что лишает возможности вести строительство индивидуальных жилых домов.
Принимая во внимание, что федеральным законодательством обязанность по организации дорожной деятельности на территории городского поселения возложена на органы местного самоуправления, суд приходит к выводу, что административный иск о признании незаконным бездействия Администрации Боровичского муниципального района, не принимающей меры по проектированию и строительству автомобильной дороги в кадастровом квартале 53:220011901: 119, следует признать обоснованным.
Ссылки ответчика на отсутствие необходимого финансирования для строительства суд находит несостоятельными. В ситуации объективной невозможности органов местного самоуправления обеспечить за счет собственных финансовых средств наличие объектов необходимой инфраструктуры на земельных участках, передаваемых в собственность гражданам, органы государственной власти обязаны использовать правовые механизмы, закрепленные в статьях 86, 129,135 Бюджетного кодекса РФ.
Безосновательны доводы административного ответчика, полагающего, что удовлетворение иска Ермолаевой Е.В. нарушит права собственников других земельных участков, поскольку строительство дороги к участку истицы предполагает одновременное строительство дороги и к другим участкам.
Принимая во внимание, что, как указывалось выше, автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, включающим в себя земельные участки, расположенные на них и под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, в резолютивной части не требуется дополнительного указания на обязанность проектирования и строительства дорожной сети и транспортной инфраструктуры.
В соответствии с п.1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должен содержаться, в том числе, срок устранения выявленных нарушений.
С учетом обстоятельств дела. Необходимости выполнения значительного объема работ по проектированию и строительству автомобильной дороги, суд полагает необходимым установить годичный срок для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Ермолаевой Екатерины Викторовны – удовлетворить
Признать незаконным бездействие Администрации Боровичского муниципального района по устройству автомобильной дороги в кадастровом квартале №
Обязать Администрацию Боровичского муниципального района Новгородской области выполнить проектирование и строительство автомобильной дороги в кадастровом квартале №, в соответствии с требованиями Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в течение 1 года с момента вступления в силу решения суда.
Сообщить об исполнении решения в суд и административному истцу
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд, через Боровичский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Е.М.Кудрявцева
Мотивированное решение изготовлено « 20 » июля 2020 года