Дело № 12-25/ 2013
РЕШЕНИЕ
ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
4 июля 2013 года с. Частые
Судья Большесосновского районного суда Пермского края Аликина И.А., при секретаре судебных заседаний Тихомировой С.Н., с участием Пятуниной Н.В., представителя органа пожарного надзора Фотина Д.Н.,
рассмотрев в постоянном судебном присутствии в с. Частые
жалобу должностного лица директора ООО «Нина» Пятуниной <данные изъяты> по делу об административном правонарушении, принятого главным государственным инспектором Частинского и Большесосновского муниципальных районов по пожарному надзору начальником 22-го отделения надзорной деятельности по Частинскому и Большесосновскому муниципальным районам Горшковым Д.Л. о наложении административного штрафа в размере 15000 рублей за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1,3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
установил:
директор ООО «Нина» Пятунина Н.В. привлечена к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, указанных в обжалуемом постановлении по ч.1 ст.20.4, ч.3 ст.20.4, ч.4 ст.20.4 КоАП РФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 15.000 рублей.
Пятунина Н.В. обратилась с жалобой на указанное ранее постановление, указала, что с результатами проверки не согласна. На основании предписания по результатам проверки от 04.02.2013г. предоставлялось время для устранения недостатков до 24.02.2014г., но 30.04.2013г. вынесено постановление о наложении наказания. На 30.04.2013г. большинство нарушений было устранено. Считает, что ей не было предоставлено время для устранения нарушений. Поскольку административное правонарушение совершено впервые, считает, что к ней возможно было применить меру административного наказания в виде предупреждения.
В судебном заседании Пятунина Н.В. настаивала на жалобе, сообщила, что все выявленные нарушения имели место, однако здания построены до 1998 года, она приобрела их, сама не строила, к зданиям магазинов не должны применяться СНиПы, утвержденные после постройки зданий, проемы дверей невозможно расширить, поскольку конструктивные особенности зданий не позволяют сделать их шире, вместе с тем она суду не представила тому доказательств, а именно проекты зданий магазинов, заключения специалиста о невозможности расширить дверные проёмы в магазинах. На дверях котельной она установила самостоятельно табличку с цифрой три, как указано в технических условиях на установку газового оборудования, заключение специалиста об определении класса взрывопожарной и пожарной опасности делать не собирается. Считает нет необходимости устанавливать автоматическую пожарную сигнализацию на административное помещение по ул.Совхозная, 1а, поскольку она там практически не находится. Здание не эксплуатируется. Вместе с тем часть установленных нарушений устранила.
Суд, исследовав материалы административного дела, приходит к следующим выводам.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Нина» директором является Пятунина Н.В. (л.д. 33-40). Здания магазинов по адресу: с. Ножовка, <адрес>, с. Ножовка, <адрес>, с. Ножовка, <адрес>, с. Ножовка, <адрес>, с. Бабка, <адрес> принадлежат на праве собственности Пятуниной Н.В. (л.д. 32, 30, 29, 31, 40-33).
Статьей 2.4 КоАП РФ предусмотрено, что должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Положениями ст. 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
Согласно части 1 статьи 38 названного Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно ч. 1 ст. 53 Федерального закона от 22.07.2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Судом установлено, что в ходе проведения плановой выездной проверки, на основании распоряжения органа государственного контроля от 04.02.2013 года № 9, 26.04.2013г. в ООО «Нина» были обнаружены нарушения требований пожарной безопасности в зданиях торговых объектов, расположенных: <адрес>А, <адрес>А, <адрес>.
Из акта проверки от 28.02.2013 года, предписания № 9/1/1 от 28.02.2013 г., протоколов об административных правонарушениях от 11.03.2013 следует, что в ходе проведения плановой выездной проверки ООО «Нина» в зданиях торговых объектов, расположенных: <адрес>, <адрес>, <адрес> обнаружены нарушения требований пожарной безопасности (л.д. 11-24):
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>:
1). В здании магазина отсутствуют двери, отделяющие торговый зал от помещения склада, с
предел огнестойкости 0,6 часа (СНиП 21.01.97 пункт 7.4).
2) Не определена категория по взрывопожарной и пожарной опасности помещения склада, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 20. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
3) На дверях помещения котельной магазина не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 20. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>:
4) Над горючей кровлей здания магазина допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (пункт 41. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
5) На дверях помещения котельной магазина не обозначена категория по взрывопожарной ипожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 20. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
6) В здании магазина двери, отделяющие торговый зал от помещения склада, выполнены не противопожарными, с предел огнестойкости менее 0,6 часа (СНиП 21-01-97 пункт 7.4).
7) На дверях помещения котельной магазина не обозначена категория по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класс зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (пункт 20. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25,04.2012 года).
8) На территории магазина на расстоянии 1-го метра расположен горючий мусор (картонные коробки, пакеты с мусором) (пункт 77. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория закусочной, расположенного по адресу: <адрес>
9) Руководителем организации не определено и не обозначено место для курения (пункт 14. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
10) В здании закусочной отсутствуют таблички с номерами телефонов для вызова пожарной охраны (пункт 6. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
Общие мероприятия:
11) Руководитель организации и персонал не обучен мерам пожарной безопасности (отсутствует журнал учета инструктажей обучения мерам пожарной безопасности, инструкции по пожарной безопасности, свидетельство о прохождении пожарно-технического минимума.). (Пункт 3. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года; пункт 31, 32, 34 Приказ МЧС №645).
Указанные нарушения свидетельствуют о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20. 4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
- Административное здание и территория, расположенное по адресу: <адрес>
1) В административном здании отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей). (Пункт 465, пункт 478. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
2) В административном здании отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), не заведен журнал учета первичных средств пожаротушения (огнетушителей). (Пункт 465, пункт 478. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
3) В здании магазина допускается использование удлинителя для питания электроприборов (пункт 42, 3. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
4) В здании магазина эксплуатируется огнетушитель без раструба. Огнетушитель №6 с истекшим сроком действия (пункт 478. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
5) В здании магазина эксплуатируется огнетушитель с истекшим сроком действия, а также не пронумерован белой краской (пункт 475, 478. Правила противопожарного режима в
Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
6) В здании магазина имеется неукомплектованный пожарный щит (отсутствуют лопата штыковая, лопата совковая, лом, багор, кошма, ведро, огнетушитель) (пункт 481, 482. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
Указанные нарушения свидетельствуют о нарушения требований норм стандартов и правил пожарной безопасности по ч. 3 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
- Административное здание и территория, расположенное по адресу: <адрес>
1) В административном здании отсутствует автоматическая пожарная сигнализация (НПБ 110-2003 пункт 14. Табл. 1).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
2) В здании магазина двери на путях эвакуации из торгового зала открывается не по направлению выхода из здания (пункт 34. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
3) В здании магазина высота двери на путях эвакуации из торгового зала магазина в свету менее 3,9 метра (фактически - 1,77 метра), ширина менее 0,8метра (фактически - 0,75 метра) (СНиП 21.01.97 пункт 6Л 6).
4) В здании магазина на видном месте отсутствует план эвакуации людей при пожаре (пункт 7. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года),
5) В здании магазина ширина двери на путях эвакуации из склада в свету менее 0,8 метра (фактически - 0,74 метра) (СНиП 21.01.97 пункт 6.16).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
6) В здании магазина двери на путях эвакуации из торгового зала открываются не по направлению выхода из здания (пункт 34. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
7) В здании магазина высота входной двери на путях эвакуации торгового зала в свету менее 1,9 метра (фактически - 1,76 метра) (СНиП 21.01.97 пункт 6.16).
8) В здании магазина высота двери на путях эвакуации из торгового зала через склад в свету менее 1,9 метра (фактически - 1,47 метра) (СНиП 21.01.97 пункт 6.16).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
9) В здании магазина высота двери на путях эвакуации из торгового зала в свету менее 1,9 метра (фактически - 1,87 метра) (СНиП 21.01.97 пункт 6.16).
10) В здании магазина высота двери на путях эвакуации из торгового зала через склад, а также из склада на улицу в свету менее 1,9 метра (фактически - 1,63 метра и 1,68 метра соответственно) (СНиП 21.01.97 пункт 6.16).
11)В здании магазина на видном месте отсутствует план эвакуации людей при пожаре (пункт 7. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
- Здание и территория магазина, расположенного по адресу: <адрес>
12) В здании магазина двери на путях эвакуации из торгового зала открывается не по направлению выхода из здания (пункт 34. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
13) В здании магазина на видном месте отсутствует план эвакуации людей при пожаре (пункт 7. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
14) В здании магазина на путях эвакуации из торгового зала на полу имеется перепад высот
(ступенька) (Пункт 6.28* СНиП 21.01.97).
15) Линия автоматической пожарной сигнализации в торговом зале магазина имеет пересечение с одиночными осветительными проводами (НПБ 88-01. пункт 12.67).
- Здание и территория закусочной, расположенного по адресу: <адрес>
16)В здании закусочной стены на путях эвакуации из зала выполнены из пластиковых панелей с неизвестными показателями пожарной опасности (СНиП 21-01-97 пункт 6.25*).
17) В здании закусочной на путях эвакуации из зала на полу имеется перепад высот (ступенька) (Пункт 6.28* СНиП 21.01.97).
18) В здании закусочной двери на путях эвакуации открывается не по направлению выхода из
здания (пункт 34. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04,2012
года).
19) В здании закусочной на видном месте отсутствует план эвакуации людей при пожаре (пункт 7. Правила противопожарного режима в Российской Федерации от 25.04.2012 года).
За допущенные нарушения требований норм стандартов и правил пожарной безопасности предусмотрена административная ответственность по ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Пятунина Н.В. в судебном заседании согласилась с наличием некоторых нарушений требований пожарной безопасности, сообщила, что ряд нарушений устранен.
Представитель органа пожарного надзора Фотин Д.Н. не согласился с доводами заявителя, указал, что некоторые выявленные нарушения имели место и в 2009 году.
Суд считает указанные заявителем доводы жалобы не обоснованными. Пятунина Н.В., являясь директором ООО «Нина», должна была принимать необходимые меры по соблюдению требований пожарной безопасности в зданиях, в которых осуществляет деятельность ООО «Нина».
Довод жалобы о том, что органом государственного контроля Пятуниной Н.В. до привлечения к административной ответственности не предоставлено время для устранения нарушений, не может быть принят во внимание. На момент проведения проверки нарушения имелись, выявлено совершение административного правонарушения, по результатам проверки составлены проколы об административных правонарушениях и вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.
Устранение части нарушений после выявления совершения Пятуниной Н.В. административного правонарушения основанием для освобождения от ответственности не является.
Каких-либо доказательств невозможности выполнения требований правил пожарной безопасности, равно как и обоснования того, что при эксплуатации помещений не возникает угрозы здоровью и жизни людей, не представлено в материалы дела.
Наличие нарушений требований пожарной безопасности, указанных в акте проверки и протоколах об административных правонарушениях, не опровергнуто.
Согласно части 1 статьи 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 3 статьи 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно части 4 статьи 20.4. КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Обстоятельства, установленные в ходе судебного разбирательства, свидетельствуют о наличии в действиях Пятуниной Н.В. состава административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ и ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.Вина Пятуниной Н.В. подтверждается актом проверки, протоколами об административном правонарушении, другими собранными по делу доказательствами.
Назначенное должностным лицом наказание в виде административного штрафа изменению не подлежит, поскольку оно назначено в соответствии со ст. 4.1, 4.4 КоАП РФ, в минимальном размере, установленном санкцией ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ суд не находит. В силу п.21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5(ред. от 09.02.2012) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом апелляционной инстанции не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено.
Оспариваемое постановление о привлечении к административной ответственности вынесено уполномоченным органом в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
То обстоятельство, что Пятунина Н.В. привлекается к административной ответственности впервые, учтено при назначении наказания в качестве смягчающего ответственность обстоятельства.
Поскольку совершенное должностным лицом административное правонарушение сопряжено с возникновением угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, основания для назначения наказания в виде предупреждения, отсутствуют.
Выявленное административным органом нарушение законодательства в сфере общественной безопасности (глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создает угрозу для жизни и здоровью граждан.
С учетом изложенного, жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, 30.9, 30.8, 29.10 КоАП РФ, судья районного суда
решил:
Постановление № 51 от 30.04.2013 по делу об административном правонарушении, принятого главным государственным инспектором Частинского и Большесосновского муниципальных районов по пожарному надзору начальником 22-го отделения надзорной деятельности по Частинскому и Большесосновскому муниципальным районам Горшковым Д.Л. о наложении административного штрафа в размере 15000 рублей за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1,3, 4 статьи 20.4 КоАП РФ в отношении Пятуниной <данные изъяты> оставить без изменения, жалобу Пятутниной Н.В. без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Большесосновский районный суд Пермского края ( постоянное судебное присутствие в с.Частые) суд в течение 10 дней со дня его получения.
Судья: подпись И.А.Аликина
Копия верна. Судья И.А.Аликина
Секретарь суда Е.М.Кучерова