Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 2-10049/2018
г. Тюмень 21 декабря 2018 г.
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Н.В.
при секретаре Глова М.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кузьменко Т.А. к Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
Кузьменко Т.А. обратилась в суд с иском к ответчикам, которым просила предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма площадью не ниже социальных норм, на одного человека. Исковые требования мотивированны тем, что истец относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, решением суда от ДД.ММ.ГГГГ мать истца лишена родительских прав, отец в свидетельство о рождении вписан со слов матери, закрепленного жилого помещения не имеет, нуждается в предоставлении жилого помещения.
В судебном заседании Кузьменко Т.А., её представитель Скребнева Л.А. исковые требования поддержали в полном объёме по основаниям, изложенным в иске. Истец указала, что обращалась по достижении совершеннолетия в органы Опеки и попечительства г. Тюмени по поводу предоставления жилого помещения, после чего у неё забрали все документы, однако безрезультатно.
Представитель Департамента социального развития Правительства Тюменской области Коваль Н.М. с иском не согласилась в полном объёме указав, что истец не обратилась в установленные законом сроки с целью постановки на учет и обеспечения её жильем по категории сирота.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что обстоятельства, изложенные выше, подтверждаются представленными и исследованными материалами дела и сторонами не оспорены. Судом установлено, что истец относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и до восемнадцати лет находилась на полном государственном обеспечении.
Однако, в соответствии с положениями ч. 3 ст.52 Жилищного Кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.
На основании п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с п. «в» части 2 ст. 7 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 г. № 137 право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма из государственного жилищного фонда Тюменской области имеют, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании пребывания в образовательных или иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании срока службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С 1986 года порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе во внеочередном его предоставлении, определялся постановлением исполкома Тюменского областного Совета народных депутатов и областного союза профессиональных союзов от 20.04.1986 года № 140 «Об утверждении Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», а в дальнейшем – Законом Тюменской области от 07.10.1999 года № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Тюменской области».
В силу п. 14 вышеназванных Правил учета заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, ведется по единому списку, из которого одновременно в отдельные списки включаются граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное предоставление жилья (п.15). В силу п. 25 Правил вне очереди жилое помещение предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Таким образом, действующее законодательство предусмотрело обязательность постановки на учет для предоставления жилья.
С 01 января 2013 года в соответствии с ч.1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ч.1 ст.8 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», в новой редакции детям-сиротам и лицам из их числа, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В соответствии с ч.2 ст.4 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 2.1. Порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений (утвержденного постановлением Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений, включаются лица, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, но фактически не обеспеченные жилыми помещениями.
Согласно постановлению Правительства Тюменской области от 29 декабря 2012 года № 583-п, уполномоченным органом на ведение списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлении указанной категории граждан жилых помещений и заключению с ними договоров найма специализированных жилых помещений является Департамент социального развития Тюменской области.
Частью 3 ст. 23 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставление жилых помещений в Тюменской области» от 7 октября 1999 года № 137 установлено, что предоставляемое гражданам для проживания жилое помещение должно быть благоустроенным применительно к условиям данного населенного пункта, отвечать установленным санитарным и техническим требованиям.
Решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с пп. 24 п. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.5, ч.1 ст.8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение вышеуказанной категории граждан жилыми помещениями отнесено к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 3 части 1 ст. 8 ФЗ РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, п. «и» части 1 ст. 3 Закона Тюменской области РФ «О бюджетном процессе Тюменской области» от 12 января 2001 г. № 426 обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на Правительство Тюменской области.
На основании ст. 1 Закона Тюменской области РФ «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области предоставляемых им по договорам социального найма» от ДД.ММ.ГГГГ №, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в государственном жилищном фонде Тюменской области устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Таким образом, поскольку Кузьменко Т.А. на учете в органах муниципальной власти по указанной категории не состояла, на настоящий момент она старше 23 лет, следовательно, не может быть включена в Список детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, следовательно, и не может быть обеспечена жилым помещением из специализированного жилищного фонда Тюменской области, более того на условиях социального найма, что законом вообще не предусмотрено.
На основании изложенного в удовлетворении иска надлежит отказать в полном объёме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении Кузьменко Т.А. к Администрации г. Тюмени, Правительству Тюменской области об обязании предоставить жилое помещение на условиях социального найма, отказать.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 28 декабря 2018 г.
Судья Пономарева Н.В.