Дело № 2-2705/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 29 апреля 2015 года
Центральный районный суд города Тюмени в составе:
председательствующего: судьи Михайловой И.Э.
при секретаре: Пантелеевой О.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Правительства Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбуновой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительного сбора, взыскиваемого на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Истец Правительство Тюменской области обратился в суд с исковым заявлением к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю МОИП УФССП России по Тюменской области Горбуновой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ.
Требования мотивированы тем, что решением Исетского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № на Правительство Тюменской области возложена обязанность предоставить Ефимову А.С. жилое помещение из специализированного жилищного фонда Тюменской области, отвечающее установленным жилищным законодательством требованиям, находящегося на территории Исетского муниципального района Тюменской области, площадью не менее 18 кв. м., в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №, а постановлением от ДД.ММ.ГГГГ Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области с Правительства Тюменской области взыскивается исполнительский сбор в размере <данные изъяты>. Однако Правительство Тюменской области не имело возможности исполнить требования судебного пристава-исполнителя, содержащиеся в постановлении о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ по уважительным причинам, а именно в виду отсутствия на территории Исетского муниципального района Тюменской области готовых для заселения жилых помещений, отвечающих требованиям, установленным судебным решением. Осуществление мониторинга рынка жилья (в случае необходимости организация строительства жилого помещения), проведение торгов на приобретение жилого помещения с целью заключения государственного контракта купли-продажи жилого помещения требует временных затрат. Пунктом 3 постановления Правительства Тюменской области от 24.04.2006 № 101-п «О реализации полномочий в области жилищных отношений» установлено, что в целях реализации статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Тюменской области от 07.10.1999 № 137 «О порядке учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых им по договорам социального найма, и предоставления жилых помещений в Тюменской области», областных целевых программ Главное управление строительства Тюменской области осуществляет приобретение квартир в собственность Тюменской области самостоятельно либо через уполномоченное в установленном законом порядке лицо путем заключения договора купли-продажи, договора участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома или договора уступки участником долевого строительства прав требований по договору. После проведения соответствующих процедур по приобретению и оформлению в собственность Тюменской области жилых помещений, распоряжением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 года № 2454-рп «О включении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением помещений к жилым помещениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в специализированный жилищный фонд на территории Исетского района включены 3 жилых помещений. В порядке, установленном постановлением Правительства Тюменской области от 29.12.2012 года № 583-п «Об утверждении порядка ведения списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления указанным гражданам жилых помещений» Ефимову А.С. было предложено жилое помещение по адресу: Тюменская <адрес>. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Ефимов А.С. от предоставления данного жилого помещения отказался. Таким образом, Правительством Тюменской области приняты все необходимые меры для надлежащего исполнения обязательства.
Представитель истца Правительства Тюменской области Плиткан С.М., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ года, в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель ответчиков Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тюменской области, Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП России по Тюменской области, судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области Горбунова Е.В., третье лицо Ефимов А.С., в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав пояснения представителя истца Правительства Тюменской области Плиткан С.М., исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление Правительства Тюменской области подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области возбуждено исполнительное производство № (л.д. 13) на основании решения Исетского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12) по предоставлению жилого помещения на территории Исетского муниципального района Тюменской области, должнику - Правительству Тюменской области установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе 5 дней в отношении взыскателя Ефимова А.С.
Согласно ст. 428 ГПК РФ, исполнительный лист выдается судом взыскателю после вступления судебного постановления в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, если исполнительный лист выдается немедленно после принятия судебного постановления. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его просьбе направляется судом для исполнения.
В соответствии со ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве», если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона. Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа, исполняются без возбуждения по ним отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого вынесены указанные постановления. После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенным и неисполненным постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа.
Статья 64 указанного Федерального закона предусматривает, что исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: взыскивать исполнительский сбор.
Согласно ст. 105 данного Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Статья 112 Федерального закона устанавливает, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей. Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В силу ч. 1 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательств (ч. 2 ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера; должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности. Взыскание с должника исполнительского сбора на основании ФЗ "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин.
Следовательно, для применения такой меры ответственности как исполнительский сбор должно быть установлено, что должник, имевший возможность в установленный срок, исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил. Основанием для взыскания исполнительского сбора является совокупность двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин такого исполнения.
Согласно ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме <данные изъяты> в отношении должника Правительства Тюменской области (л.д. 14).
Суд принимает во внимание доводы представителя истца о том, что должник – Правительство Тюменской области в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, поскольку на территории Исетского муниципального района Тюменской области в период с даты вступления в законную силу решения Исетского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ отсутствовали готовые для заселения жилые помещения, а осуществление мониторинга рынка жилья, проведение торгов на приобретение жилого помещения с целью заключения государственного контракта купли-продажи жилого помещения требует временных затрат.
Судом установлено, что после проведения соответствующих процедур по приобретению и оформлению в собственность Тюменской области жилых помещений, распоряжением Правительства Тюменской области от 30.12.2014 года № 2451-рп «О включении жилых помещений в государственный специализированный жилищный фонд Тюменской области с отнесением помещений к жилым помещениям для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в специализированный жилищный фонд на территории Исетского района включено 12 жилых помещений.
В целях исполнения решения Исетского районного суда Тюменской области Ефимову А.С. было предложено жилое помещение по адресу: Тюменская <адрес>. На основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ Ефимов А.С. от предоставления данного жилого помещения отказался (л.д. 15).
На основании вышеизложенного суд приходит к выводу о том, что должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, не имел реальной возможности исполнить требования, содержащиеся в исполнительном документе, в связи с чем иск Правительства Тюменской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Руководствуясь Федеральным законом Российской Федерации «Об исполнительном производстве», ст.ст. 11, 12, 56, 67, 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Правительства Тюменской области к Межрайонному отделу по особым исполнительным производствам УФССП по Тюменской области, судебному приставу-исполнителю МОИП УФССП по Тюменской области Горбуновой Е.В., Управлению Федеральной службы судебных приставов по Тюменской <данные изъяты> об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить Правительство Тюменской области от уплаты исполнительского сбора, взыскиваемого на основании постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Решение изготовлено в окончательной форме 05 мая 2015 года.
Председательствующий: подпись И.Э. Михайлова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>