Дело № 2-434/2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
**.** 2014 года город Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе:
председательствующего судьи Лугиной Р.Н.,
при секретаре Федоровой А.В.,
рассмотрев в открытомсудебном заседании гражданское дело по заявлению Плечного В.В. об обязании Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Псковской области произвести перерасчет транспортного налога,
У С Т А Н О В И Л:
Плечной В.В. обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ, к МИФНС №1 по Псковской области (далее – Налоговая инспекция) о признании действий налогового органа по определению ставки транспортного налога незаконными, обязании произвести перерасчет размера транспортного налога и возвратить сумму излишне уплаченного налога в сумме 3570 руб.
В обоснование указал, что является собственником транспортного средства марки «М.», госномер **, ** года выпуска. За 2011 и 2012 года согласно налоговым уведомлениям за указанный автомобиль уплатил транспортный налог в размере 4080 руб. и 5440 руб. соответственно. Впоследствии знал, что налог на автомобиль Налоговой инспекцией был исчислен из ставки 40 руб. за одну лошадиную силу, как за грузовой автомобиль. Полагая, что автомобиль относится к категории «В» и является легковым в связи с чем сумма налога должна быть рассчитана исходя из ставки 25 руб., обратился в суд с заявленными требованиями.
Представитель Налоговой инспекции требования не признала. Полагает, что в действиях налогового органа отсутствует вина, начисление транспортного налога произведено в соответствии со статьей 361 НК РФ, исходя из сведений о типе автомобиля, указанных в паспорте транспортного средства. Считает, что категория транспортного средства в целях налогообложения должна определяться на основании представляемых уполномоченными органами в налоговые органы сведений исходя из типа транспортного средства и его назначения (категории), указанных в паспорте транспортного средства на основании Одобрения типа транспортного средства. Поскольку в паспорте данного автомобиля указан тип транспортного средства «грузовой-бортовой», то в соответствии со статьей 2 Закона Псковской области от 26.11.2002 №224-ОЗ «О транспортном налоге» налогоплательщику был исчислен налог за 2011 и 2012 года по ставке 40 руб. за одну лошадиную силу, как за грузовой автомобиль. Подробно позиция представителя заинтересованного лица изложена в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела.
Представитель заинтересованного лица УМВД России по Псковской области считал требования заявителя подлежащими удовлетворению.
Представитель представителя заинтересованного лица Государственного финансового управления Псковской области в судебное заседание не явился.
Выслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ (ГПК РФ), гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, должностного лица, если считает, что нарушены его права и свободы.
В силу пункта 1 статьи 357 Налогового кодекса РФ (НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей.
Ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов РФ в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств и других характеристик в размерах, определяемых статьей 361 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 362 НК РФ установлено, что сумма транспортного налога, подлежащая уплате налогоплательщиками физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые предоставляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортного средства на территории Российской Федерации.
В соответствии с указанными нормами ставки транспортного налога на территории Псковской области установлены Законом Псковской области от 26.11.2002 N 224-ОЗ «О транспортном налоге».
Согласно статье 2 названного Закона области ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. При этом в качестве объектов налогообложения указаны как легковые, так и грузовые автомобили. Налоговая ставка на легковые автомобили с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) от 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55до 110,33 кВт) включительно установлена в размере 25 руб., на грузовые автомобили – свыше 100 до 150 л.с. (свыше 73,55 до 110,33 кВт.) в размере 40 руб., как за грузовой автомобиль.
Установлено, что заявитель является собственником автомобиля «М.», госномер **, ** года выпуска. Согласно паспорту транспортного средства автомобиль отнесен к категории «В», мощность двигателя автомобиля составляет 136 (100) лошадиных сил, разрешенная максимальная масса составляет 2850 кг., тип транспортного средства – грузовой-бортовой (л.д. 13-14).
Исходя из указанного в паспорте транспортного средства его типа «грузовой-бортовой» Налоговая инспекция производила начисление транспортного налога в размере 40 руб.
Оценив установленные по делу обстоятельства, суд находит действия налогового органа незаконными.
В пункте 27 Приказа МВД РФ N 496, Минпромэнерго РФ N 192, Минэкономразвития РФ N 134 от 23.06.2005 «Об утверждении Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств» указано, что в строке «3. Наименование (тип ТС)» паспорта транспортного средства указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Пункт 28 названного Приказа устанавливает, что в строке «4, Категория ТС (A, B, C, D, прицеп)» паспорта транспортного средства, указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией о дорожном движении, ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29.04.1974.
Из материалов дела следует, что в паспорте транспортного средства, принадлежащего Плечному В.В. в строке 3 (тип ТС) указан – «грузовой-бортовой», а в строке 4 (категория ТС) - "B". Мощность двигателя автомобиля составляет 136 (100) лошадиных сил (л.д. 13-14).
Согласно Конвенции о дорожном движении, к категории "B" относятся - автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3 500 кг и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
Из материалов дела усматривается, что автомобиль Плечного В.В. согласно паспорту транспортного средства (л.д. 13) относится к категории «В», имеет разрешенную максимальную массу 2850 кг, мощность двигателя 100 л.с.
Статья 369 Налогового кодекса РФ устанавливает, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Исходя из Сравнительной таблицы категории транспортных средств по классификации комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ОО и по классификации Конвенции о дорожном движении (Приложение № 3 к Положению о пасрортах транспортных средств) следует, что к категории транспортных средств «грузовые автомобили» относятся механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн, и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 12 тонн.
К категории «В» относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.
Таким образом, при отнесении автотранспортного средства к категории «легковой автомобиль» категории «В» необходимо исходить из того, что к легковым транспортным средствам относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, а также для перевозки грузов, при условии, что максимальная масса автотранспортного средства не может превышать 3,5 тонны.
В судебном заседании представитель УМВД России по Псковской области пояснил, что автомобиль истца является легковым автомобилем категории "B" массой до 3 500 кг., тип кузова «грузовой-бортовой», что свидетельствует о типе кузова транспортного средства, а не о его функциональном предназначении.
В соответствии с Отраслевой нормалью ОН 025 270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», а также пунктом 22 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, в строке 2 паспорта транспортного средства «Марка, модель ТС» указывается условное обозначение транспортного средства, состоящее из буквенного, цифрового или смешанного обозначения. Вторая цифра цифрового обозначения модели транспортного средства указывает на его тип (вид автомобиля). Для определения типа транспортного средства применяется следующий порядок: «1» - легковой автомобиль; «2» - автобусы; «3» - грузовые; «7» - фургоны; «9» - специальные.
Из представленной в материалах дела копии транспортного средства автомобиля «М.» усматривается, что во 2-й строке указание на условное обозначение транспортного средства, позволяющее определить тип транспортного средства в соответствии с Отраслевой нормалью, отсутствует.
Согласно письму Министерства финансов РФ от 17.01.2008 № 03-05-04-01/1 «О транспортном налоге» налоговым органам в случае отсутствия в паспорте транспортного средства сведений о типе транспортного средства или разногласий с налогоплательщиками рекомендовано по данному вопросу обращаться в компетентные органы и организации, уполномоченные выдавать паспорта транспортных средств в соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров -Правительства РФ от 18.05.1993 № 477.
Из сообщения, направленного Плечному В.В. УГИБДД УМВД России по Псковской области, следует, что принадлежащий ему автомобиль «М.», госномер **, относится к категории «В», является легковым автомобилем (л.д. 12).
При этом налоговый орган с соответствующим запросом в орган, выдавший паспорт транспортного средства на автомобиль «М.», не обращался.
На основании изложенного, учитывая имеющиеся противоречия в позициях органа, осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, и налогового органа по вопросу отнесения транспортных средств, относящихся к категории «В» к легковым и грузовым автомобилям для целей налогообложения, отсутствие четких критериев в налоговом законодательстве по указанному вопросу и в соответствии с частью 7 статьи 3 НК РФ, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, суд полагает, что требования Плечного В.В. являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом, исходя из принципов презумпции добросовестности налогоплательщика и толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в пользу налогоплательщика, суд полагает, что налогоплательщик в данном случае не должен нести риски за свои действия в условиях правовой неопределенности.
В соответствии с частью 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Поскольку действия по начислению транспортного налога по ставке 40 руб. являются неправомерными, то в пользу заявителя подлежит возврату излишне уплаченная сумма налога в размере 3570 руб. Так, за период 2011-2012 года заявителем уплачено 9 520 руб. в счет транспортного налога, однако исходя из ставки 25 руб., за 2011 год подлежал уплате налог в размере 2 549,99 руб. (136 л.с. *25 руб.:12 мес*9мес= 2 549,99 руб.), за 2012 год – 3 400 руб.(136 л.с.*25 руб.=3 400руб.); 9 520 руб. – 5959,99 руб. = 3570 руб.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса РФ суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным действия Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 1 по Псковской области по определению ставки транспортного налога.
Обязать Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы России № 1 по Псковской области произвести перерасчет транспортного налога за 2011 и 2012 года на принадлежащий Плечному В.В. автомобиль марки «М.» по ставке 25 руб. за одну лошадиную силу и возвратить Плечному В.В. сумму излишне уплаченного транспортного налога в размере 3570 руб.
Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Р.Н. Лугина
Решение в апелляционном порядке не обжаловалось.
Вступило в законную силу.