Дело № 2-2267/2015
Решение
Именем Российской Федерации
23 апреля 2015 года г. Щелково МО
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбик А.В., при секретаре судебного заседания Афанасьевой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Елисеева ФИО9, действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, Елисеевой ФИО10, Елисеевой ФИО11 к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
Установил:
Истцы обратились в Щёлковский городской суд Московской области с иском к Министерству обороны Российской Федерации о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма.
В обоснование требований указали, что проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Указанное жилое помещение было предоставлено Елисееву ФИО12 и членам его семьи, в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе с 1987 года по 2010 год. На момент увольнения с военной службы выслуга лет Елисеева А.Н составляла 22 года 2 месяца.
В настоящее время истцы проживают и постоянно зарегистрированы в спорном жилом помещении
26 марта 2013 года истцы обратились в администрацию г.п. Монино с заявлением о заключении с ними договора социального найма на спорное жилое помещение, на что получили ответ согласно которому заключение договора социального найма на указанное жилое помещение не представляется возможным, в связи с тем, что указанное жилое помещение находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного, истцы просят признать за ними право пользования занимаемым жилым помещением на условиях социального найма.
Истцы в судебное заседание не явились, извещены, их представитель Гришина Н.В., действующий на основании доверенности (л.д. 7), заявление поддержала по указанным основаниям. Просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен, представил отзыв, в котором исковые требования не признал, мотивируя тем, что спорная квартира является служебным жилым помещением, договор социального найма с истцами не заключался.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Центральное территориальное управление имущественных отношений в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания надлежаще извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснения представителя истцов, исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что Елисеев А.Н. с женой Елисеевой С.В., с дочерью Елисеевой Ю.А. и с сыном ФИО5 А.А. постоянно зарегистрированы и проживают в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> (л.д. 16).
Указанное жилое помещение было предоставлено мужу Елисеевой ФИО13 Елисееву ФИО14 и членам его семьи по договору найма служебного жилого помещения № от 10 октября 2007 года на время прохождения военной службы (л.д. 13-15)
Приказом Министра обороны РФ №1288 от 21.10.2009 подполковник Елисеев А.Н. уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно – штатными мероприятиями. Календарная выслуга в ВС 22 года 2 мес. (л.д.20)
Согласно указанного приказа, Елисеев А.Н. жилым помещением не обеспечен, изъявил желание уволиться с оставлением в списках очередников на получение жилой площади.
Из справки № от 19.10.2012, выданной начальником Щелковского местного гарнизона генерал – майором В.Беляевым, с 16.10.1995 по дату выдачи справки Елисеева С.В. жильем по договору социального найма по линии МО РФ не обеспечивалась, ГЖС не оформляла, денежные средства по строительство жилья не выделялись. (л.д.19)
Приказом № от 22.01.2010 полковник Елисеев А.Н. исключен из списков личного состава части 21664 и всех видов обеспечения (л.д.31)
Какие – либо сведения о том, что истец Елисеев А.Н. оставлен в списках нуждающихся в жилых помещениях в материалах дела отсутствуют.
В представленном уведомлении из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущества и сделок с ним отсутствуют сведения о статусе и правообладателе спорной квартиры.
Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Закон РФ от 22 января 1993 года N 4338-1 "О статусе военнослужащих", устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются, прослужив длительное время, с военной службы и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий.
Государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.1998 г. N 1054 утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства.
Конституционный Суд РФ неоднократно в сформулированных им правовых позициях подчеркивал недопустимость произвольного отказа от выполнения государством принятых на себя публично-правовых обязательств (Постановления от 01.12.1997 N 18-П, от 19.06.2002 N 11-П, от 23.04.2004 N 8-П, Определение от 04.12.2003 N 415-О).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 5 апреля 2007 года N 5-П, отнеся к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, военнослужащих и граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, федеральный законодатель исходил из того, что, по смыслу статей 37 (части 1 и 3) и 59 Конституции Российской Федерации, рассматриваемых во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт "м"), 72 (пункт "б" части 1) и 114 (пункты "д" и "е" части 1), военная служба представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также самим характером военной службы, предполагающим выполнение военнослужащими обязанностей, которые сопряжены с опасностью для их жизни и здоровья, и иными специфическими условиями прохождения службы определяется особый правовой статус военнослужащих, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что требует от законодателя установления как для них, так и для лиц, выполнивших обязанности военной службы по контракту, дополнительных мер социальной защиты, в том числе в сфере жилищных отношений.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции ФЗ от 28.12.2013 г.) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета
Военнослужащим-гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Снятие с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий осуществляется по решению органов местного самоуправления, которыми военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, были поставлены на очередь по предложению общественной комиссии по жилищным вопросам. О принятом решении военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, должно быть сообщено в письменной форме с указанием причин снятия с очереди в 3-месячный срок со дня принятия такого решения.
Таким образом, закрепляющая обязанность государства обеспечивать военнослужащих жильем при увольнении с военной службы в связи с увольнением с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе на основе волеизъявления гражданина, определяющего, в том числе место постоянного проживания, носит гарантийный характер, направлена на установление механизма реализации права на жилище.
В нарушение требований ст.56 ГПК РФ ответчиком по делу какие-либо доказательства того, что истец Елисеев стоит в очереди на получение жилой площади по договору социального найма в материалы дела не представлено.
С учётом вышеизложенных обстоятельств, суд полагает обоснованным требование истца о признании за истцом права пользования занимаемого жилого помещения на условиях социального найма, поскольку спорного жилого помещения не относится к специализированному жилищному фонду.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ
РЕШИЛ:
Исковое заявление Елисеева ФИО15, Елисеевой ФИО16, Елисеевой ФИО17 - удовлетворить.
Признать за Елисеевым ФИО18ФИО21, Елисеевой ФИО20, Елисеевой ФИО22 право пользования жилым помещением - квартирой, расположенной по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Щелковский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Торбик А.В.