РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Дело № 2-187/2014
<адрес>
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Э.Д.Унутова,
при секретаре Н.И.Шниткиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к индивидуальному предпринимателю Борбуевой Т.И. о возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к магазинам,
установил:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с учетом уточнения требований к ответчику ИП Борбуевой Т.И. о возложении обязанности по обеспечению условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к магазинам, расположенным в <адрес> Республики Алтай, «<данные изъяты>» по <адрес>, «<данные изъяты>» в здании по <адрес> путем установления пандуса в месте перепада высот (ступени, лестницы) к входам в указанные помещения, «Арслан Всё для дома» в здании по <адрес> путём установления в доступном для инвалидов месте кнопку вызова персонала на крыльце помещения магазина в срок 10 дней с даты вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности ответчика Борбуевой Т.И., занимающейся реализацией товаров в вышеуказанных магазинах, выявлены существенные нарушения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
<адрес> в ходе проверки установлено, что в нарушение статей 2, 15 Федерального закона на входах (выходах) в магазины «Арслан», «Обувь» отсутствуют пандусы, что делает невозможным доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в магазин.
Выявленные нарушения, а именно, отсутствие в здании магазина пандуса, существенно ущемляют неотъемлемые права и законные интересы инвалидов и лиц с ограниченными возможностями на покупку товаров для собственных нужд, продуктов питания, то есть создают препятствия для доступа указанных лиц в магазин.
Магазин «Арслан Всё для дома» расположен на втором этаже и в непосредственной близости от автодороги, в связи с чем у ответчика не имеется возможности установить пандус на лестнице ко входу в помещение указанного магазина. В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Ответчик ИП Борбуева Т.И., извещенная надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении дела от нее не поступало.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика.
В судебном заседании помощник прокурора Казанцев Н.А поддержал заявленные требования в полном объеме, дополнил, что сегодня в ходе осмотра вышеуказанных магазинов установлено, что исковые требования ответчиком добровольно не исполнены.
Заслушав истца и исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии со ст. 15 ФЗ от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Согласно положениям вышеназванных норм указанного закона к объектам социальной инфраструктуры относятся: жилые, административные, производственные, общественные здания, строения, сооружения, спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные организации и учреждения, жилищно-коммунальные организации, а также иные организации и учреждения, оказывающие гражданам социальные и бытовые услуги.
Учитывая, что отсутствие беспрепятственного доступа в магазин для инвалидов передвигающихся на инвалидных колясках, и других маломобильных групп граждан ограничивает их жизнедеятельность и нарушает право на возможность участия в жизни общества наравне с другими гражданами, суд считает, что должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа людей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения магазинов, включая пандусы, специальные лифты.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения является одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности.
В судебном заседании установлено, что здания магазинов расположены в <адрес> Республики Алтай «<данные изъяты>» по <адрес>, «<данные изъяты> в здании по <адрес>, «<данные изъяты>» в здании по <адрес>.
Из письменного объяснения ИП Борбуевой Т.И. следует, что при входе в магазин «<данные изъяты>» имеются перепады высоты высотой 0,2 м., в магазин «<данные изъяты> - 0,9 м., «Арслан Всё для дома» - 2 м., пандусы не оборудованы, подъезд инвалидов на колясках невозможен.
Отсутствие при входе в принадлежащие ответчику магазины специальных приспособлений, облегчающих доступ инвалидов и маломобильных граждан, нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку определить количество граждан, желающих воспользоваться услугами вышеуказанных магазинов невозможно.
Требования к обеспечению доступности объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур для инвалидов приняты в Указе Президента РФ от 02.10.1992 №1156 «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» и в постановлении Правительства РФ от 07.12.1996 №1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры».
В порядке, установленным законодательством Российской Федерации, утверждаются нормативные документы, содержащие нормы, государственные стандарты, устанавливающие требования в области проектирования, строительства зданий, сооружений, производства транспортных средств, доступных для инвалидов и маломобильных групп населения.
Нормы о доступности маломобильных групп населения к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры содержатся в Строительных нормах и правилах Российской Федерации «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее – СНиП 35-01-2001), которые относят к маломобильным группам население людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации или при ориентировании в пространстве: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками. Вышеуказанный СНиП 35-01-2001 предусматривает, в том числе требования к лестницам и пандусам (раздел 3.14, 3.17, 3.27-3.33).
Так, согласно п.3.9 СНиП 35-01-2001 лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости – другими средствами подъема. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261 (п.3.14 СНиП 35-01-2001). Помещения, где могут находиться инвалиды на креслах – колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы и другие приспособления для перемещения инвалидов. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м. необходимо устанавливать ограждения с поручнями (п.3.32 СНиП 35-01-2001).
Согласно п. 3.13 СНиП 35-01-2001 в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения.
Согласно п. 3. 29 СНиП 35-01-2001 максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы.
В материалах дела отсутствуют доказательства тому, что указанные здания приспособлены для нужд инвалидов.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов по согласованию с общественными объединениями инвалидов должны осуществляться меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В материалах дела имеется письменное согласование ответчиком установки кнопки вызова для доступа инвалидов в магазин «<данные изъяты>» по <адрес> в <адрес>.
На основании изложенного, суд считает требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд определяет срок для исполнения решения с учетом принципов разумности и справедливости, объема и характера работы для устранения нарушений, условий, в которых должны выполняться такие работы, а также необходимости обеспечения финансирования указанных работ и считает необходимым установить срок для установки пандуса - в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ответчика в бюджет МО «<адрес>» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> Республики Алтай удовлетворить.
Возложить на индивидуального предпринимателя Борбуеву Т.И. <данные изъяты> обязанность по обеспечению в течение 10 дней с даты вступления решения в законную силу условий для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных граждан к магазинам, расположенным в <адрес> Республики Алтай,:
«<данные изъяты>» по <адрес>, «<данные изъяты> в здании по <адрес> путем установления пандуса в месте перепада высот (ступени, лестницы) к входам в указанные помещения;
«Арслан Всё для дома» в здании по <адрес> путём установления в доступном для инвалидов месте кнопку вызова персонала на крыльце помещения магазина.
Взыскать с индивидуального предпринимателя Борбуевой Т.И. <данные изъяты> в пользу бюджета МО «<адрес>» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в месячный срок со дня его составления в мотивированной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий Э.Д.Унутов