Дело №12-52/2021
УИД: 52RS0048-01-2021-000653-02
РЕШЕНИЕ
г. Сергач 18 сентября 2021 года
Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Кирюков О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. на постановление № 06-548/2021 главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия от 06.08.2021 по делу об административном правонарушении в отношении заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № ххх от 06.08.2021 должностное лицо - заместитель директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20000 руб.
18.08.2021 должностным лицом ООО «АГЖО-Сергач» Семеновым А.Н. в порядке, предусмотренном главой 30 КоАП РФ, на данное постановление подана жалоба, в которой он просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить.
В обоснование жалобы указал, что ООО «АГЖО-Сергач» осуществляет мероприятия по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды согласно рекомендациям действующего законодательства, исходя из чего, нельзя сделать вывод о неисполнении требований к проведению мониторинга.
Срок подачи жалобы по делу не пропущен.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, – должностное лицо Семенов А.Н. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, исследовав доказательства по делу об административном правонарушении, районный судья приходит к следующему.
Из ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе путем соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; на основе ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе, проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.
В соответствии с п.п. «а» п. 4 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467 (далее по тексту – Положение), нормативы качества окружающей среды должны соблюдаться на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду. Нормативы качества окружающей среды определяются в следующих местах отбора проб: для атмосферного воздуха и почв - на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов.
Согласно п. 5 Положения при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 утвержден Порядок проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (далее по тексту – Порядок).
В соответствии с Порядком мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду является частью системы наблюдений за ее состоянием и загрязнением под воздействием объектов размещения отходов и осуществляется в целях предотвращения негативных изменений качества окружающей среды, информирования органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц о состоянии и загрязнении окружающей среды в районах расположения объектов размещения отходов. Результаты мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду оформляются в виде отчетов, которые составляются лицами, эксплуатирующими данные объекты размещения отходов, в свободной форме и в уведомительном порядке представляются в территориальный орган Росприроднадзора по месту расположения объекта размещения отходов ежегодно в срок до 15 января года, следующего за отчетным. При выборе мест отбора проб, точек проведения инструментальных измерений, определений и наблюдений за состоянием и загрязнением окружающей среды при разработке программы мониторинга для объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с Правилами создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2016 № 572, предусматриваются следующие места отбора проб: для атмосферного воздуха и почв - на границе территории, соответствующей пределам негативного воздействия.
В соответствии с ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Административное правонарушение, предусмотренное ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, посягает на общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, в пределах территории Российской Федерации.
Постановлением должностного лица административного органа должностное лицо Общества привлечено к административной ответственности на основании вышеуказанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не исполнение должным образом обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и потребления.
Изложенные обстоятельства выявлены в ходе плановой проверки исходных данных в 2021 году.
В ходе проведения плановой выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства ООО «АГЖО-Сергач» Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Межрегиональное управление) в период с 02.06.2021 по 23.06.2021 установлено следующее.
Полигон для захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) ООО «АГЖО-Сергач» (объект НВОС 22-0152-001776-П) расположен на земельном участке с кадастровым номером ххх (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2009 № ххх), на одной промышленной площадке в ххх, справа от автодороги «Сергач-Пильна».
Объект размещения отходов - полигон ТБО ООО «АГЖО-Сергач» внесён в Государственный реестр объектов размещения отходов Приказом Росприроднадзора № 168 от 07.04.2016 (инвентарный номер: № ххх).
ООО «АГЖО-Сергач» проводит мониторинг влияния полигона на объекты окружающей среды в соответствии с Программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Сергачском районе Нижегородской области и в пределах его воздействия на окружающую среду.
В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» ООО «АГЖО-Сергач» в адрес Межрегионального управления была представлена программа мониторинга и отчет о результатах мониторинга объекта размещения отходов за 2020 год (от 25.11.2020 № 190 (вх. № 18138 от 25.11.2020).
Согласно п.п. «а» п. 11 Положения Межрегиональное управление не подтвердило исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ООО «АГЖО-Сергач» за 2020 год, так как фоновая проба почв не отбиралась, что приводит к невозможности оценить влияние объекта размещения отходов по значительному количеству химических показателей, следовательно, полученные результаты контроля нельзя считать достоверными и, соответственно, свидетельствующими о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Фактические обстоятельства административного правонарушения подтверждаются исследованными по делу доказательствами: приказом врио руководителя Межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № 0692 от 25.05.2021 о проведении плановой выездной проверки ООО «АГЖО-Сергач» (л.д. 19-33); Программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Сергачском районе Нижегородской области и в пределах его воздействия на окружающую среду, утвержденной директором ООО «АГЖО-Сергач» 10.01.2019 (л.д. 35-52); отчетом ООО «АГЖО-Сергач» о результатах мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Сергачском районе Нижегородской области и в пределах его воздействия на окружающую среду за 2020 год (л.д. 53-85); актом проверки № 112-П от 29.07.2021 (л.д. 88-120), протоколом об административном правонарушении № ххх от 02.08.2021 (л.д. 132-133), постановлением о назначении административного наказания № 06-548/2021 от 06.08.2021 (л.д. 136-137), приказом от 21.04.2021 № 7 о переводе директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. заместителем директора (л.д. 122) и другими иными доказательствами, которым должностным лицом административного органа дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу положений ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к указанной норме совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ должностное лицо, судья.., осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности.
Как следует из материалов дела и содержания приказа от 21.04.2021 № 7 и не оспорено самим заявителем Семеновым А.Н., директором ООО «АГЖО-Сергач» с 2013 года вплоть до 21.04.2021 являлся он сам.
Согласно должностной инструкции директора ООО «АГЖО-Сергач» в его обязанности, в числе прочих, входит осуществление общего руководства всей деятельностью Общества (п. 2.1), соблюдение требований действующих нормативно-правовых актов (п. 2.4); принятие управленческих решений, непосредственно связанных с деятельностью Общества (п. 2.12). При этом директор несет ответственность: за невыполнение и (или) несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей (п. 4.1.), невыполнение должностных инструкций подчиненными сотрудниками (п. 4.4.); за законность осуществляемой деятельности, соблюдение требований законодательства РФ, в том числе и природоохранного (п. 4.5) (л.д. 125-127).
В соответствии с приказом директора ООО «АГЖО-Сергач» от 21.04.2021 № 29 на Семенова А.Н. возложены ответственность за обеспечение экологической безопасности при обращении с отходами производства и потребления на объектах предприятия; ответственность за инструктаж и допуск сотрудников к работе с отходами производства и потребления на объектах предприятия (л.д. 121).
Установлено, что ООО «АГЖО-Сергач» проводит мониторинг влияния полигона на объекты окружающей среды в соответствии с Программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Сергачском районе Нижегородской области и в пределах его воздействия на окружающую среду. В соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» ООО «АГЖО-Сергач» в адрес Межрегионального управления была представлена программа мониторинга и отчет о результатах мониторинга объекта размещения отходов за 2020 год (от 25.11.2020 № 190 (вх. № 18138 от 25.11.2020). Согласно п.п. «а» п. 11 Положения Межрегиональное управление не подтвердило исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ООО «АГЖО-Сергач» за 2020 год, так как фоновая проба почв не отбиралась, что приводит к невозможности оценить влияние объекта размещения отходов по значительному количеству химических показателей, следовательно, полученные результаты контроля нельзя считать достоверными и, соответственно, свидетельствующими о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.
Таким образом, факт нарушения должностным лицом Семеновым А.Н. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации, выразившееся в неисполнение должным образом обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и потребления за 2020 год - имел место, в связи с чем обжалуемое постановление от 06.08.2021 в части квалификации действий Семенова А.Н. является правильным.
Исходя из вышеизложенного, доводы жалобы о том, что ООО «АГЖО-Сергач» осуществляет мероприятия по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды согласно рекомендациям действующего законодательства, исходя из чего, нельзя сделать вывод о неисполнении требований к проведению мониторинга, не могут быть приняты районным судьей во внимание, поскольку в данном случае приведенные в материалах дела доказательства свидетельствуют о нарушении Семеновым А.Н. законодательства об охране окружающей среды Российской Федерации.
Доказательств, которые бы ставили под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления должностного лица административного органа, заявителем суду не представлено.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу должностного лица Семенова А.Н., не усматривается.
Вынесенное должностным лицом административного органа обжалуемое постановление отвечает требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Порядок привлечения должностного лица Семенова А.Н. к административной ответственности не нарушен.
Действия (бездействия) должностного лица Семенова А.Н. правильно квалифицированы по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.
Сроки давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, не нарушены.
Наказание за совершенное административное правонарушение должностному лицу Семенову А.Н. назначено в нижнем пределе санкции ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ.
Повод для отмены, изменения постановления должностного лица административного органа, для прекращения производства по делу отсутствует.
При таких обстоятельствах постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № ххх от 06.08.2021 районный судья оставляет без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, районный судья
РЕШИЛ:
Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Нижегородской области, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия № ххх от 06.08.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении заместителя директора ООО «АГЖО-Сергач» Семенова А.Н. оставить без изменения, а жалобу Семенова А.Н. – без удовлетворения.
Копию настоящего решения направить Семенову А.Н., органу, возбудившему производство по делу об административном правонарушении.
На решение может быть подана жалоба в судебную коллегию по административным делам Нижегородского областного суда, через районный суд, в течение десяти дней со дня получения его копии.
Судья О.В. Кирюков