Дело № 2-615(1)2014
Решение
именем Российской Федерации
11 сентября 2014 года рабочий поселок Базарный Карабулак
Базарно-Карабулакский районный суд Саратовской области в составе председательствующего судьи Чибисовой И.Н., при секретаре Темновой И.Ю., с участием истца Афониной Л.В., представителя Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области по доверенности Симулкина А.Н., третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4 - Китаев Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Афониной Л.В. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
установил:
Афонина Л.В. обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением. Свои требования обосновывает тем, что 16 сентября 2013 года умерла её дочь ФИО1 После её смерти остались пенсионные накопления, на которые она имеет право. Однако в установленный законом шестимесячный срок она не обратилась в отделение пенсионного фонда с соответствующим заявлением, так как извещение о наличии средств пенсионных накоплений на лицевом счете умершего отца от пенсионного фонда не поступало, и она не знала о существовании данных пенсионных накоплений. В связи с этим просит восстановить пропущенный срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений
В судебном заседании истец Афонина Л.В. иск поддержала, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области по доверенности Симулкин А.Н. не возражает против удовлетворения исковых требований. Пояснил, что обращение за выплатой правопреемниками умершего застрахованного лица осуществляется до истечения 6 месяцев со дня смерти застрахованного лица. Не отрицает, что извещение о наличии средств пенсионных накоплений застрахованного лица пенсионным фондом не было направлено, т.к. это не входит в обязанности Пенсионного фонда.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, действующее в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО4 - Китаев Д.В. не возражает против удовлетворения исковых требований истца.
Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.8).
За ФИО1 работодателем уплачивались в Пенсионный фонд страховые взносы, что подтверждается сведениями о наличии таких накоплений (л.д.14) и не оспаривается представителем ответчика.
Истец Афонина Л.В. приходится родной матерью и наследницей первой очереди после смерти своей дочери ФИО1 (л.д.9).
Согласно п.12 ст. 9 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ в редакции, действующей на момент смерти ФИО1, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии по старости или до перерасчета размера этой части указанной пенсии с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные в специальной части его индивидуального лицевого счета, выплачиваются в установленном порядке лицам, указанным в пункте 12 статьи 16 настоящего Федерального закона.
В силу п.12 ст.16 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 9 закона, выплата средств, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета, производится лицам, указанным в заявлении застрахованного лица о порядке распределения указанных средств, а при отсутствии такого заявления – его родственникам, из которых к числу первой очереди относятся дети, в том числе усыновленные, супруг и родители (усыновители), независимо от возраста и состояния трудоспособности. Выплата средств родственникам умершего кормильца одной очереди осуществляется в равных долях.
Согласно п.3 ст.38 Федерального закона № 111-ФЗ от 24 июля 2002г. «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» выплата правопреемникам умершего застрахованного лица осуществляется при условии обращения за указанной выплатой в Пенсионный фонд Российской Федерации в течение шести месяцев со дня смерти застрахованного лица. Срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего указанный срок.
Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации № 741 от 03 ноября 2007 года «Об утверждении Правил выплаты Пенсионным фондом Российской Федерации правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета» предусмотрено право правопреемника на получение средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной части трудовой пенсии.
В судебном заседании, что истица в ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Базарно-Карабулакском районе Саратовской области обратилась устно, однако ей отказано в выплате средств пенсионных накоплений в связи с пропуском срока и предложено обратиться в суд о восстановлении пропущенного срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, о наличии пенсионных накоплений на имя умершей истице стало известно лишь в августе 2014 года.
Обстоятельством, имеющим значение при рассмотрении данного дела, является уважительность причин пропуска установленного законом шестимесячного срока для обращения с заявлением правопреемника умершего застрахованного лица.
Согласно п. 8 вышеуказанных Правил территориальный орган Фонда по месту жительства умершего застрахованного лица, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица.
В судебном заседании представитель ответчика сообщил, что получив в 2013 году сведения из органа ЗАГСа о смерти ФИО1, никому из правопреемников застрахованного лица о наличии на лицевом счете умершего пенсионных накоплений не сообщили.
В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств о разъяснении работниками Пенсионного фонда истице ФИО2 о необходимости обратиться с письменным заявлением в Пенсионный фонд о выплате пенсионных накоплений после умершего.
Судом установлено, что причиной пропуска Афониной Л.В. шестимесячного срока на обращение с заявлением в Пенсионный фонд стало отсутствие у нее сведений о наличии средств пенсионных накоплений на лицевом счете умершей дочери, а также юридическая безграмотность истицы, которая фактически приняла наследство после смерти ФИО1 в установленный законом срок, но не обратилась с заявлением в пенсионный орган о выплате пенсионных накоплений, так как не знала о наличии у нее такого права.
При таких обстоятельствах, суд признает причину пропуска Афониной Л.В. срока для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица уважительной, а указанный срок – подлежащим восстановлению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1, 06 ░░░░░░░ 1974 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ 16 ░░░░░░░░ 2013 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░