Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Салехардский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.
при секретаре судебного заседания: ФИО2
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании действий должностных лиц Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Салехарде об отказе в регистрации по месту жительства незаконными
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании действий должностных лиц Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Салехарде (МО УФМС России по ЯНАО в г. Салехарде) об отказе в регистрации по месту жительства незаконными. В обоснование заявленных требований указал, что он обратился в МО УФМС России по ЯНАО в г. Салехарде с заявлением о его регистрации по постоянному месту жительства по адресу: <адрес> которое ему было предоставлено на основании договора служебного найма № от ДД.ММ.ГГГГ года, однако получил отказ в этом, который считает незаконным.
Заявитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных им требований настаивал в полном объеме, по основаниям, изложенным в нем.
Представитель заинтересованного лица МО УФМС России по ЯНАО в г. Салехарде будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в адрес суда отзыв на заявление заявителя, в котором также ходатайствовал о рассмотрении дела по существу в отсутствии представителя заявителя. В отзыве на заявление представитель заинтересованного лица указал, что просит в удовлетворении требований заявителя отказать, поскольку в соответствии с положениями п.16 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 года №713 и Приказа ФМС России от 11.09.2012 года №288 предоставленный заявителем договор найма служебного жилого помещения не является основанием для его регистрации по постоянному месту жительства. Для оформления регистрации по месту жительства необходимо согласие наймодателя, ходатайство от организации, либо дополнительное соглашение к договору, где указано согласие организации на оформление регистрации по месту жительства нанимателя данного жилого помещения.
Представитель заинтересованного лица Департамента имущественных отношений ЯНАО, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
Представитель заинтересованного лица ГУ "ОГТРК "Ямал-Регион" Серебрякова А.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании указала, что требования должностных лиц МО УФМС России по ЯНАО в г. Салехарде о предоставлении от них, как от работодателей заявителя, являющихся распорядителями предоставленного ему служебного жилого помещения, отдельного ходатайства о регистрации заявителя по месту его жительства, являются незаконными, поскольку не предусмотрены действующим законодательством. В случае увольнения заявителя, договор служебного найма считается прекращенным, заявитель соответственно подлежит выселению из него и снятию с регистрационного учета в нем.
Суд, выслушав доводы сторон, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Согласно ст. 256 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе обратиться в суд с таким заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
ДД.ММ.ГГГГ гражданина <адрес> ФИО1 обратился в МО УФМС России по ЯНАО в г. Салехарде о аннулировании ему временной регистрации по адресу: <адрес> его постоянной регистрации по указанному адресу, являющимся его постоянным местом жительства.
ДД.ММ.ГГГГ заявителем из МО УФМС России по ЯНАО в г. Салехарде об отказе в его регистрации по месту жительства, в связи с отсутствием согласия наймодателя жилого помещения (ходатайства от организации либо дополнительное соглашение к договору, где указано согласие организации на оформление регистрации по мусту жительства нанимателя данного жилого помещения).
Из материалов дела следует, что жилое помещение по адресу: <адрес>, было включено в специализированный жилищный фонд ЯНАО и отнесено к служебным жилым помещениям, которые были переданы в оперативное управление ГУ "ОГТРК "Ямал-Регион", приказом Управления делами Администрации ЯНАО № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Из свидетельства о государственной регистрации права следует, что указанное жилое помещение находиться в оперативном управлении ГУ "ОГТРК "Ямал-Регион".
Данное жилое помещение ГУ "ОГТРК "Ямал-Регион" было предоставлено ФИО1 по договору найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ на время его трудовых отношений с указанным работодателем.
Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в ст.3 определяет, что В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации. При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Ст.6 указанного Закона определяет, что Гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия.
Ст.2 данного закона определяет, понятие место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.
В п.16 Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" устанавливает конкретный перечень документов, который необходимо для регистрации граждан по месту их жительства, а именно:
документ, удостоверяющий личность;
заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;
документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.
П. 26.1. Приказа ФМС России от 11.09.2012 N 288 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" определяет, что гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
<адрес>, исходя из понятия, определенного в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1, является местом жительства заявителя, который был вселен в него на основании приведенного выше договора найма служебного жилого помещения. Указанный договор найма служебного жилого помещения является единственным документом, на основании которого заявитель был вселен в указанное жилое помещение, заключение данного договора выразило волю работодателя на предоставление указанного жилого помещения заявителю на период трудовых отношений с ним для его постоянного проживания в нем, соответственно и регистрации по месту жительства, в связи с чем требование от заявителя иных документов (согласие наймодателя, ходатайство от организации, либо дополнительное соглашение к договору, где указано согласие организации на оформление регистрации по месту жительства нанимателя данного жилого помещения) является незаконным и требования заявителя в данной части являются законными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с положениями ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с чем требования заявителя о возложении на должностных лиц МО УФМС России по ЯНАО в г. Салехарде обязанность его зарегистрировать по месту жительства в городе <адрес> также подлежат удовлетоврению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 258 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать действия должностных лиц Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Салехарде об отказе в регистрации по месту жительства ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ года, незаконными.
Возложить на должностных лиц Межрайонного отдела Управления Федеральной миграционной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу в городе Салехарде зарегистрировать по месту жительства в городе <адрес> ФИО1.
Решение может быть обжаловано сторонами в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течении одного месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Салехардский городской суд.
Председательствующий/подпись/
копия верна судья К.В. Лисиенков