Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2020 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Осьмининой Ю.С.
при секретаре Пугачевой Н.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2394/2020 по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №19 по Самарской области к Володину А.В. о взыскании задолженности,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России № 19 по Самарской области обратился в суд с административным иском к Володину А.В. о взыскании недоимки по налогам и пени, в котором просил взыскать с административного ответчика недоимку по транспортному налогу в размере в размере 3 803 рублей, пени по транспортному налогу в размере 322 рубля, ссылаясь на то, что административный ответчик, как лицо, состоящее на учете в качестве налогоплательщика, обязанное уплачивать законно установленные налоги в отношении принадлежащего ему транспортного средства, не исполнил в полном объеме установленную законом обязанность по уплате налога, в связи с чем в его адрес было направлено требование об уплате транспортного налога с предложением добровольно погасить задолженность по налогам, которое было оставлено без исполнения.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области в судебное заседание не явился, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Володин А.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания был извещен своевременно и надлежащим образом, причины своей неявки суду не сообщил. Ранее в материалы административного дела, рассматриваемого мировым судьей судебного участка № 117 Центрального судебного района г. Тольятти Самарской области представлял возражения относительно исполнения судебного приказа, со ссылкой на то, что он является инвалидом <данные изъяты>, представил справку серии № от 09.07.2015 г.
В силу п. 2 ст. 289 КАС РФ суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Суд, ознакомившись с материалами дела, возражениями на административное исковое заявление, дополнениями к ним, считает исковые требования Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок- уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П, указал, что налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подпункте 1 пункта 1 статьи 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Главой 28 НК РФ закреплено взыскание транспортного налога, отнесенного к региональным налогам и сборам.
В соответствии со статьей 357 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 359 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В пункте 1 статьи 361 НК РФ определены налоговые ставки, которые устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктами 1, 3 статьи 363 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Налог подлежит уплате налогоплательщиками - физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
Статьей 2 Закона Самарской области от 06.11.2002 г. № 86-ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» установлены размер ставок, применяемых для транспортного налога.
Судом установлено и следует из материалов дела, ответчик Володин А.В. в налоговые периоды 2015 г., 2016 г., 2017 г. имел в собственности: автомобиль <данные изъяты> г/н №.
По общему правилу, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ) в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Однако в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ); налогоплательщики - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом; направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (статья 363 НК РФ).
Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области было сформировано и направлено в адрес административного ответчика налоговые уведомления № от 04.09.2016 г., № от 21.09.2017 г., № от 23.08.2018 г. о подлежащей уплате суммы транспортного налога за 2015-2017 гг. в общей сумме 4 125,30 рублей за транспортное средство <данные изъяты> г/н № (налоговая база 81,50, доля в праве 1, налоговая ставка 16, размер налоговых льгот 674 рубля, количество месяцев владения в году 11 (2015 г.), 12 (2016 г., 2017 г.).
В установленные срок административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате транспортного налога за 2015-2017 гг.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (статья 69 НК РФ).
Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней.
Согласно ст. 75 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок сумм налога, подлежат начислению пени в размере одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная денежная сумма, которую налогоплательщики, плательщики сборов должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.
Поскольку налогоплательщиком своевременно транспортный налог за 2015-2017 г.г. оплачен не был, налоговый орган направил в адрес налогоплательщика требования об уплате налога, в которое вошли пени по транспортному налогу в общей сумме 322, 30 рублей:
1. в связи с неуплатой транспортного налога за 2015 г., который был начислен в размере 1 195 руб. со сроком уплаты - до 01.12.2016:
- сумма пени в размере 7,17 рублей по требованию № 11081 по состоянию на 20.12.2016. Сумма недоимки не оплачена. Выдан судебный приказ № от 04.10.2019 г., который отменен 06.12.2019 г., после чего налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Пени начислены со следующего дня после срока уплаты налога до даты выставления требования № по состоянию на 20.12.2016 г., т.е. с 02.12.2016 г. по 19.12.2016 г.
- сумма пени в размере 207,56 рублей по требованию № по состоянию на 27.08.2018 г. Сумма недоимки не оплачена. Выдан судебный приказ № от 04.10.2019 г., который отменен 06.12.2019 г., после чего налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Пени начислены с даты выставления предыдущего требования № по состоянию на 20.12.2016 г. до даты выставления требования № по состоянию на 27.08.2018 г., т.е. с 20.12.2016 г. по 26.08.2018 г.
2. в связи с неуплатой транспортного налога за 2016 г., который был начислен в размере 1 304 руб. со сроком уплаты - до 01.12.2017 г.:
- сумма пени в размере 25, 25 рублей по требованию № по состоянию на 14.02.2018 г. Сумма недоимки не оплачена. Выдан судебный приказ № от 04.10.2019 г., который отменен 06.12.2019 г., после чего налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Пени начислены со следующего дня после срока уплаты налога до даты выставления требования № по состоянию на 14.02.2018 г., т.е. с 02.12.2017 г. по 13.02.2018 г.
- сумма пени в размере 61, 57 рублей по требованию № по состоянию на
27.08.2018. Сумма недоимки не оплачена. Выдан судебный приказ № от 04.10.2019 г., который отменен 06.12.2019 г., после чего налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Пени начислены с даты выставления предыдущего требования № по состоянию на 14.02.2018 г. до даты выставления требования № по состоянию на 27.08.2018 г., т.е. с 14.02.2018 г. по 26.08.2018 г.
3. в связи с неуплатой транспортного налога за 2017 г., который был начислен в размере 1 304 рублей со сроком уплаты - до 03.12.2018 г.:
- сумма пени в размере 20,75 рублей по требованию № по состоянию на 04.02.2019 г. Сумма недоимки не оплачена. Выдан судебный приказ № от 04.10.2019 г., который отменен 06.12.2019 г., после чего налоговый орган обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.
Пени начислены со следующего дня после срока уплаты налога до даты выставления требования № по состоянию на 04.02.2019 г., т.е. с 04.12.2018 г. по 03.02.2019 г.
Иск подан в сроки, предусмотренные ст. 286 КАС РФ.
С учетом того, что до настоящего времени возложенная налоговым законодательством на Володина А.В. обязанность по уплате недоимки по транспортному налогу за 2015 г., 2016 г., 2017 г. в размере 3 803 рубля, пени по транспортному 322,30 рублей, не исполнена, административным ответчиком доказательств, подтверждающих обратное, не представлено, суд приходит к выводу об обоснованности требований истца о взыскании недоимки по налогам и пени, и считает необходимым взыскать указанные суммы с административного ответчика, удовлетворив заявленные административные исковые требования.
Довод административного ответчика, представленный мировому судье о том, что он должен быть освобожден от уплаты транспортного налога ввиду установленной ему инвалидности <данные изъяты>, что подтверждается справкой серии № от 09.07.2015 г., отклоняется, поскольку из материалов дела не следует, что Володин А.В. обращался в Межрайонную ИФНС России № 19 по Самарской области с с заявлением о предоставлении ему льготы по транспортному налогу, предоставлял справку об установлении в отношении него инвалидности.
В силу пункта 1 статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 21 марта 1997 года N 5-П, от 28 марта 2000 года N 5-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 27 мая 2003 года N 9-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
Согласно ст. 4 Закона Самарской области от 06.11.2002 N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области" от уплаты транспортного налога освобождаются инвалиды всех категорий.
Лицам, определенным в пунктах 1, 1.2 и подпунктах "а", "б", "в", "г", "д" и "м" пункта 2 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется только в отношении одного транспортного средства из категории автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно.
Лицам, определенным в пункте 1 настоящей статьи, льгота по транспортному налогу предоставляется на основании письменного заявления лица и пенсионного удостоверения.
В соответствии с частью 6 статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы, а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
В силу положений статьи 407 Налогового кодекса Российской Федерации, процедура реализации налогоплательщиком своего права на получение налоговой льготы по налогу на имущество физических лиц включает в себя следующие действия:
- представление в налоговый орган заявления о предоставлении льготы и подтверждающих документов;
- направление уведомления о выбранных объектах налогообложения в срок до 1 ноября года, являющегося налоговым периодом, начиная с которого в отношении указанных объектов применяется налоговая льгота. Форма уведомления должна быть утверждена Федеральной налоговой службой Российской Федерации.
В случае, если налогоплательщик не подал заявления о предоставлении льготы в течение налогового периода, то он лишается права воспользоваться названной льготой за указанный налоговый период.
Материалы дела не содержат сведений о том, что Володин А.В. обращался в налоговый период 2015-2017 к административному истцу с заявлением о предоставлении налоговой льготы. Доказательств обратного суду не представлено.
При таких обстоятельствах, право на предоставление налоговой льготы по спорным налоговым периодам в отношении транспортного средства <данные изъяты> г/н № на дату начисления спорных сумм недоимки и пени, у Володина А.В. не имелось, в связи с чем, налоговым органом обосновано заявлены требования о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2015-2017 годы, сумм пени за несвоевременную уплату налогов.
В связи с тем, что обязанность по уплате транспортного налога и пени за 2015-2017 налоговые периоды Володиным А.В. не исполнены, то с административного ответчика в пользу Межрайонной ИФНС России № 19 по Самарской области подлежит взысканию недоимка по транспортному налогу в размере 3 803 рубля и пени за период ы с 06.12.2016 г. по 03.02.2019 в размере 322,30 рублей.
В соответствии со ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов,- пропорционально удовлетворенной части исковых требований в доход местного бюджета.
Таким образом, подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 400 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 19 по Самарской области удовлетворить.
Взыскать с Володина А.В. задолженность по транспортному налогу и пени за 2015, 2016, 2017 налоговые периоды в общей сумме 4 125,30 рублей, из которых:
- транспортный налог в размере 3 803 рубля,
пени по транспортному налогу в размере 322,30 рубля.
Взыскать с Володина А.В. в доход бюджета г.о. Тольятти государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31.07.2020 г.
Председательствующий Ю.С. Осьминина