Дело № 2а-5256/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
18 июня 2018 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Юрковой Н.С.,
при секретаре Залевской Н.В.,
с участием старшего помощника прокурора г. Благовещенска Потаповой Е.В., представителя администрации г. Благовещенска Воробъевой Е.А., представителей заинтересованных лиц управления ЖКХ администрации г. Благовещенска Малых К.Н., АО «Амурские коммунальные системы» Колягиной Т.Е., ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» Зенкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора города Благовещенска, действующего в интересах граждан из числа инвалидов, Бугаевой О. А., Морозовой Г. И., Полянского О. Н., Петри Г. И., Малфеевой З. С., несовершеннолетнего Петрова Г. И., к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности организовать освещение дворовой территории в районе домов 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор г. Благовещенска обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах граждан из числа инвалидов, Бугаевой О. А., Морозовой Г. И., Полянского О. Н., Петри Г. И., Малфеевой З. С., несовершеннолетнего Петрова Г. И., в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г. Благовещенска проведена проверка по обращению жителей домов № 4/2 по ул. Воронкова, № 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска по вопросу отключения освещения придомовой территории. Организация и ремонт уличного (дворового) освещения относится к компетенции органов местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что в районе домов № 4/2 по ул. Воронкова, № 23/3 по ул. Кантемирова, сети наружного освещения находятся в неисправном состоянии и не освещают территорию в районе вышеуказанных домов. Администрацией г. Благовещенска обязанность по организации освещения дворовой (уличной) территории районе домов № 4/2 по ул. Воронкова, № 23/3 по ул. Кантемирова не исполнена. Выявленные нарушения повлекли нарушение прав инвалидов, проживающих на территории города Благовещенска, на благоприятные и безопасные условия проживания. В прокуратуру города Благовещенска обратились с заявлениями об обращении в их интересах в суд граждане: Бугаева О. А., *** года рождения, Морозова Г. И., *** года рождения, ПО.ий О. НикО.ч, *** года рождения, Петри Г. И., *** года рождения, Малфеева З. С., *** года рождения, Петров Г. И., *** года рождения, которые относятся к гражданам из числа инвалидов. В связи с тем, что указанные граждане являются инвалидами и по состоянию здоровья не могут самостоятельно защитить свои нарушенные права, прокурор вправе обратиться в суд в защиту их прав и законных интересов.
На основании изложенного, просит суд возложить обязанность на администрацию города Благовещенска организовать освещение дворовой (уличной) территории в районе домов № 4/2 по ул. Воронкова, № 23/3 по ул. Кантемирова города Благовещенска.
В судебное заседание не явились административные истцы, представители заинтересованных лиц ООО «УправДом», ООО «Техэксплуатация», извещались судом надлежащим образом о месте и времени рассмотрения судебного заседания, суд определил рассмотреть дело при данной явке в порядке части 6 статьи 226 КАС РФ.
Старший помощник прокурора в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, пояснила об обстоятельствах, изложенных в административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика возражала против заявленных требований, дополнительно пояснила, что в действии (бездействии) администрации г. Благовещенска отсутствует нарушение законодательства, отсутствует нарушение прав и законных интересов собственников многоквартирных домов. В районе домов 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска сети строились одновременно с многоквартирным домом. На сегодняшний день земельные участки для домов 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска сформированы, на данных земельных участках расположены опоры, на которых проходят воздушные электролинии. В силу законодательства, сформированные земельные участки для многоквартирных домов являются общим имуществом, и соответственно все имущество, расположенное на данном земельном участке, относится к общему имуществу собственников многоквартирных домов. Позиция администрации г. Благовещенска складывается с учетом судебной практики по аналогичным делам. Акт, представленный в материалы дела, подтверждает, что электрические сети, расположенные на земельных участках многоквартирных домов, освещают территорию внутри дворов. В данном случае администрация г. Благовещенска не является потребителем энергии, которая используется на освещение дворовой территории. Линия электропередач представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре не возможен без изменения ее назначения, такая линия представляет собой неделимую вещь и отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости. Соответственно рассматриваемые сети наружного освещения являются общим имуществом собственников многоквартирных домов, которые должны нести бремя содержания, заключать договоры с ресурсоснабжающей организацией на освещение придомовой территории.
Заинтересованное лицо управление ЖКХ администрации г. Благовещенска поддержала позицию административного ответчика, указала, что требования прокурора не подлежат удовлетворению, так как сети наружного освещения в районе домов 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска, предназначены для обслуживания дворовой территории и являются элементами благоустройства, тем самым относятся к общему имуществу. Бремя содержания общего имущества в соответствии с положениями ЖК РФ лежит на собственниках помещений многоквартирных домов.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица АО «Амурские коммунальные системы» поддержала требования прокурора г. Благовещенска, указав, что действующее законодательство четко определяет обязанности, полномочия органов местного самоуправления, в том числе в части организации наружного освещения на территории соответствующего муниципального образования. Физически организовать освещение на данной линии собственники не смогут в связи с тем, что эта линия подключена через трансформаторную подстанцию, которая принадлежит администрации г. Благовещенска на праве собственности и передана в аренду АО «Амурские коммунальные системы» для содержания и обслуживания, для осуществления функций по передаче электрической энергии потребителям г. Благовещенска. Доступ в данную трансформаторную подстанцию закрыт, собственники дома не будут иметь возможности осуществлять какой-либо контроль за состоянием подключения сети в трансформаторной подстанции. Кроме того, чтобы заключить договор с гарантирующим поставщиком, необходимо наличие прибора учета, который устанавливается на границах эксплуатационной ответственности сторон. Если эта граница будет определена, она будет находится на рубильниках электрической подстанции. Поскольку это имущество находится в аренде у АО «Амурские коммунальные системы» и в собственности администрации г. Благовещенска, доступ к данному имуществу запрещен. Для того, чтобы заключить договор, необходимо представить надлежащее технологическое присоединение сетей к источнику электроснабжения. Полагает, что исходя из технических особенностей данных сетей, присоединение к системе электроснабжения осуществить собственниками многоквартирного дома самостоятельно невозможно. Схема данных сетей наружного освещения была согласована с администрацией г. Благовещенска, с проектной комиссией, никаких возражений со стороны администрации г. Благовещенска не было. Невозможно возлагать на собственников бремя содержания данных сетей, так как их не касалось строительство данных сетей и расположение на том или ином земельном участке. Земельный участок был сформирован изначально для строительной компании, а не для собственников дома. На данном земельном участке расположены и иные объекты, которые не относятся к собственникам дома. В связи с этим полагает, что именно орган местного самоуправления должен организовать освещение дворовой территории. Отсутствие освещения негативно влияет на безопасность дорожного движения, способствует бытовому травматизму, способствует благоприятным условиям совершений преступлений, правонарушений, создает условия для совершения террористических актов в районе тех домов, где отсутствует наружное освещение.
Представитель заинтересованного лица ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» поддержал позицию прокурора г. Благовещенска, дополнительно пояснил, что состав общего имущества определен законодательством и является исчерпывающим, включать туда электрические сети недопустимо. Нахождение объекта на территории общего имущества не включает объект в состав общего имущества, для этого необходимо проводить собрание жильцов, единогласно должен этот объект быть включен.
Из письменного отзыва ПАО «ДЭК» следует, что между ПАО «ДЭК» и Управлением ЖКХ города Благовещенска заключен муниципальный контракт БЭООЭ0002313. Предметом контракта является продажа электрической энергии для нужд уличного освещения. Сторонами согласован перечень точек поставки электрической энергии. Сети наружного освещения по ул. Кантемирова 23/3 в Муниципальный контракт БЭООЭ0002313 не включены. Между ПАО «ДЭК» и ООО «Техэксплуатация» заключен договор энергоснабжения №БЛООЭСЮ00068 от 01 октября 2016 года. Предметом договора энергоснабжения является продажа электрической энергии для нужд энергоснабжения собственников и нанимателей многоквартирных домов, находящихся в управлении ООО «Техэксплуатация», в том числе и многоквартирного дома по адресу г. Благовещенск, ул. Кантемирова, д. 23/3. Согласно приложению №3 к Договору БЛООЭ0000068, точка поставки установлена в РУ 0,4 Ф-04кВ в щите учета, установленном в жилом доме Кантемирова, д. 23/3. Так как ООО «Техэксплуатация» не оформлен и не представлен гарантирующему поставщику акт разграничения балансовой принадлежности сетей, то граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности за содержание электросетевого хозяйства установлена на внешней стене жилого дома Кантемирова, д. 23/3. Сети наружного освещения по ул. Кантемирова, д. 23/3 в договор энергоснабжения БЛООЭ0000068 так же не включены. С целью предупреждения и ликвидации аварийных ситуаций в отношении сетей наружного освещения, расположенных по ул. Кантемирова, д. 23/3, постановлением администрации г. Благовещенска от 13 мая 2016 года №1442 определена организация, осуществляющая содержание и обслуживание сетей наружного освещения - МКП города Благовещенска «ГСТК». Этим же постановлением Комитету по управлению имуществом постановлено обеспечить работу по постановке на учет сетей наружного освещения по адресу: Кантемирова, д. 23/3. Приложением к постановлению администрации г. Благовещенска №1442 от 13 мая 2016 года установлен перечень бесхозяйного имущества, а именно: электрические сети (кабель АВВГ4*25 — 44м и провод СИП 4*16 - 338м, опора железобетонная СВ105 - 14 шт.) и энергопринимающее оборудование (светильник ЖКУ-25 - 14шт. с лампами ДНаТ), переданное на содержание и обслуживание МКП «ГСТК». Таким образом, ответчик признал сети уличного освещения по ул. Кантемирова, д. 23/3 бесхозяйными, определил организацию для их обслуживания и содержания, но не предпринял дальнейших действий по включению данных сетей в Муниципальный контракт БЭООЭ0002313. Для реализации постановления администрации г. Благовещенска 1442 от 13.05.2016 год необходимо включение сетей наружного освещения по ул. Кантемирова, д. 23/3 в муниципальный контракт БЭООЭ0002313. На основании вышеизложенного, считает требования прокуратора города Благовещенска об обязании администрацию города Благовещенска организовать освещение дворовой территории в районе домов 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова законными и обоснованными.
В отзыве ООО «Управ-Дом» указано, что многоквартирный жилой дом по ул. Воронкова, 4/2 в г. Благовещенске находится в управлении управляющей компании ООО «Управ-Дом» на основании договора управления многоквартирным жилым домом от 01 декабря 2013 года. Данный дом был сдан в эксплуатацию в 1995 году, сети наружного освещения после ввода дома в эксплуатацию на содержание и обслуживание собственникам многоквартирного дома не передавались, так как они не входят в перечень имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме. В связи с тем, что управляющая организация не имеет полномочий на обслуживание наружных сетей, в ООО «Управ-Дом» наружные сети на обслуживание не передавались. Согласно Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», организация благоустройства территории городского, сельского поселения, городского округа (в частности, освещения улиц), относится к вопросам местного значения. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения исполняются за счет местных бюджетов. Таким образом, организация уличного (дворового) освещения и его ремонт относятся к компетенции органов местного самоуправления, в данном случае к компетенции администрации города Благовещенска. Из вышеизложенного следует, что администрацией города Благовещенска не исполнена обязанность по организации освещения дворовой (уличной) территории в районе дома по ул. Воронкова, 4/2 в г. Благовещенске.
Из письменного отзыва администрации г. Благовещенска следует, что по указанным адресам - ул. Воронкова, 4/2 и ул. Кантемирова, 23/3, в квартале 408 города Благовещенска, строительство сетей наружного освещения администрацией города Благовещенска не осуществлялось. Для нужд муниципального образования города Благовещенска данные сети не используются. Спорные сети наружного освещения дворовых территорий (внутриквартальных проездов) относятся к благоустройству именно дворовой территории в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные жилые дома. Наружное освещение дворовых территорий относится к элементам благоустройства, предназначенным для обслуживания многоквартирного дома, и является общим имуществом собственников. Содержание общего имущества осуществляется за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме и обеспечивается непосредственно собственниками или управляющей компанией в зависимости от выбранного способа управления и условий заключенного договора. Государственная регистрация возникновения права собственности на объект долевого строительства одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним нрава общей долевой собственности на общее имущество. У участника долевого строительства в силу закона возникает право собственности на все общее имущество в многоквартирном доме, построенное за счет средств дольщиков, перечень которого определяется в соответствии с жилищным законодательством и проектной документацией. Право общей долевой собственности на сети наружного освещения возникает у собственников помещений в МКД не только в силу норм ЖК РФ, но и в силу Федерального закона № 214-ФЗ с момента регистрации права собственности на жилое помещение, построенное в рамках договора на долевое участие. Земельный участок для многоквартирных домов по ул. Воронкова, 4/2 и по ул. Кантемирова, 23/3 сформирован, включает в себя прилегающие территории с расположенными на них элементами благоустройства, в том числе опорами наружного освещения. Имеющееся наружное освещение было предусмотрено проектной документацией, выполнялось за счет средств участников долевого строительства и предназначено исключительно для нужд собственников указанных многоквартирных домов. Система электроснабжения - это совокупность электроустановок, предназначенных для обеспечения потребителей электрической энергией. Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости. Электрические кабели, провода, опоры с установленными на них светильниками, без трансформаторных подстанций не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, выполняют обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и объектам недвижимого имущества, находящимся на данном земельном участке. У них отсутствуют признаки капитальности и качества самостоятельного объекта. Соответственно, рассматриваемые сети наружного освещения являются общим имуществом собственников многоквартирных домов, которые и должны нести бремя их содержания. Сети наружного освещения протяженностью 338 м с кадастровым номером *** 25 октября 2017 года поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества, что подтверждается уведомлением Управления Росреестра от 01 ноября 2017 года и сведениями из ЕГРП от 26 октября 2017 года. На основании постановления администрации города Благовещенска от 13 мая 2016 года № 1442 указанные бесхозяйные сети переданы на обслуживание МКП города Благовещенска «Городской - сервисно - торговый центр». На сегодняшний день данные сети не являются муниципальной собственностью. Расположены на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 10 458 кв.м, который сформирован для многоквартирного жилого дома по ул. Кантемирова, 23/3, т.е. на придомовой территории. Следовательно, данные сети не могут относиться к муниципальной собственности, поскольку в силу ст. 36 Жилищного кодекса РФ обслуживают МКД и должны входить в состав общего имущества данного дома. Обязанность органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо- и водоснабжения возникает только в случае, если они необходимы для оказания услуг населению и если указанная обязанность предусмотрена действующим законодательством. Спорные сети, расположенные в районе многоквартирных домов № 4/2 по ул. Воронкова, и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска предназначены исключительно для освещения дворовых территорий этих многоквартирных домов, что подтверждается актом совместного обследования от 03 апреля 2018 года.
Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Административное исковое заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, являющегося субъектом административных и иных публичных правоотношений, может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Суд приходит к выводу о правомерности подачи прокурором города Благовещенска данного административного искового заявления.
Как усматривается из материалов дела и не оспаривается участвующими в деле лицами, во дворах многоквартирных домов № 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска отсутствует уличное искусственное освещение.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность», в общей долевой собственности всех собственников жилых и нежилых помещений в данном многоквартирном доме находится: оборудование, ограждающие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое оборудование; иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома.
В соответствии с Правилами благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 25 ноября 2010 года № 19/136, придомовая территория - территория, включающая в себя территорию под жилым многоквартирным домом; проезды и тротуары; озелененные территории; игровые площадки для детей; площадки для отдыха; спортивные площадки; площадки для временной стоянки транспортных средств; площадки для хозяйственных целей; площадки для выгула домашних животных; площадки, оборудованные для сбора твердых коммунальных отходов; другие территории, связанные с содержанием и эксплуатацией многоквартирного дома.
Согласно п. 4.2.1 Правил благоустройства территории муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 25 ноября 2010 № 19/136, придомовые территории должны быть обустроены в соответствии с установленными требованиями и включать в себя наличие следующих планировочных элементов благоустройства: оборудованных детских, спортивных площадок, площадок для отдыха взрослых, хозяйственных площадок, контейнерных площадок и урн, площадок для временной стоянки транспортных средств (размеры площадок определяются в соответствии с нормами градостроительного законодательства), зеленых насаждений, дорожек и подъездов к жилым домам, наружного освещения дворовых территорий.
Наружное освещение дворовых территорий относится к элементам благоустройства, предназначенным для обслуживания многоквартирного дома, и является общим имуществом собственников.
В соответствии п. 1.1 ст. 161 ЖК РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно п. 1.4 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно- эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года № 64, санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией жилых зданий и помещений.
В соответствии с п. 2.12 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, территория дворов жилых зданий должна быть освещена в вечернее время суток. При этом, по мнению суда, обязанность по соблюдению данных требований должна возлагаться на собственников помещений в многоквартирных жилых домах или управляющую компанию
В соответствии с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно абзаца 3 п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности, что исключает ответственность органа местного самоуправления от несения бремени содержания такого имущества.
Как усматривается из уведомления Управления Росреестра от 01 ноября 2017 года и сведений из ЕГРП от 26 октября 2017 года, 25 октября 2017 года сети наружного освещения протяженностью 338 м с кадастровым номером *** поставлены на учет в качестве бесхозяйного имущества.
На основании постановления администрации города Благовещенска от 13 мая 2016 № 1442 указанные бесхозяйные сети, расположенные по улице Кантемирова, 23/3, переданы на обслуживание МКП города Благовещенска «Городской - сервисно - торговый центр».
Доказательств того, что данные сети являются муниципальной собственностью, в материалы дела не представлено. Данные сети расположены на придомовой территории на земельном участке с кадастровым номером ***, площадью 10458 кв.м, сформированном для многоквартирного жилого дома 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска.
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом, вопросов местного значения.
На основании ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского округа относятся содержание муниципального жилищного фонда, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в отличие от законодательства о теплоснабжении и водоснабжении) обязанность органа местного самоуправления принимать на учет и в муниципальную собственность бесхозяйные сети электроснабжения не предусмотрена.
Согласно абзацу 2 п. 1 ст. 38 и п. 4 ст. 28 Федерального закона от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» обязанность по содержанию бесхозяйных сетей электроснабжения несут организации, к электрическим сетям которых такие объекты присоединены.
Как усматривается из акта совместного обследования от 03 апреля 2018 года спорные сети, расположенные в районе многоквартирных домов № 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска, предназначены исключительно для освещения дворовых территорий этих многоквартирных домов.
Таким образом, обязанность органа местного самоуправления принять в муниципальную собственность бесхозяйные сети электро-, тепло-, газо- и водоснабжения возникает только в случае, если они необходимы для оказания услуг населению и если указанная обязанность предусмотрена действующим законодательством.
Согласно п. 5 ст. 16 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», у участника долевой собственности при возникновении права собственности на объект долевого строительства одновременно возникает доля в праве собственности на общее имущество в многоквартирном доме, которая не может быть отчуждена или передана отдельно от права собственности на объект долевого строительства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» установлено, что застройщик обязан передать участнику долевого строительства объект долевого строительства, качество которого соответствует условиям договора, требованиям технических регламентов, проектной документации и градостроительных регламентов, а также иным обязательным требованиям.
Кроме того, в силу ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома элементы благоустройства, переходят в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме только после формирования такого земельного участка (определения на его границ) и проведения его государственного кадастрового учета.
Стороной административного ответчика доказано, что земельный участок для многоквартирных домов по ул. Воронкова, дом 4/2 и по ул. Кантемирова г. Благовещенска, дом 23/3 сформирован, включают в себя прилегающие территории с расположенными на них элементами благоустройства, в том числе опорами наружного освещения. Имеющееся наружное освещение было предусмотрено проектной документацией, выполнялось за счет средств участников долевого строительства и предназначено исключительно для нужд собственников указанных многоквартирных домов.
Как усматривается из правил устройства электроустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года № 204, система электроснабжения - это совокупность электроустановок, предназначенных для обеспечения потребителей электрической энергией.
Таким образом, линия электропередачи представляет собой единый линейный объект и выступает как единый объект вещных прав, ее раздел в натуре невозможен без изменения ее назначения, в связи с чем такая линия представляет собой неделимую вещь, отдельные составные части которой не являются самостоятельными объектами недвижимости.
Электрические кабели, провода, опоры с установленными на них светильниками, без трансформаторных подстанций не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, выполняют обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и объектам недвижимого имущества, находящимся на данном земельном участке. У них отсутствуют признаки капитальности и качества самостоятельного объекта.
Следовательно, приборы освещения придомовых территорий относятся к элементам благоустройства, предназначенным для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, суд считает, что обязанность по организации освещения придомовой территории многоквартирных домов относится к компетенции собственников многоквартирного дома, а не к полномочиям администрации г. Благовещенска, как органа местного самоуправления.
Поскольку организация освещения дворовых территорий многоквартирных домов относится к компетенции собственников многоквартирного дома, требования прокурора г. Благовещенска о возложении на администрацию г. Благовещенска обязанности организовать освещение дворовой территории в районе домов 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска Амурской области, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления прокурора города Благовещенска, действующего в интересах граждан из числа инвалидов, Бугаевой О. А., Морозовой Г. И., Полянского О. Н., Петри Г. И., Малфеевой З. С., несовершеннолетнего Петрова Г. И., к администрации г. Благовещенска о возложении обязанности организовать освещение дворовой территории в районе домов 4/2 по ул. Воронкова и 23/3 по ул. Кантемирова г. Благовещенска Амурской области – отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 25 июня 2018 года.
Председательствующий Н.С. Юрков