Дело № 12-535/2022 (№24RS0048-01-2022-000461-33)
РЕШЕНИЕ
г. Красноярск 20 июля 2022 г.
Судья Советского районного суда г. Красноярска Алексеева А.В., рассмотрев в судбеном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Перспектива», по жалобе врио генерального директора Щадина П.Ю. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.12.2021 г. №02-1/15-440 о назначении административного наказания,
установил:
ООО «Перспектива» признано виновным в несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления; подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.
В жалобе, поданной в Советский районный суд г. Красноярска, генеральный директор Щадин П.Ю., не оспаривая правонарушения, просит постановление изменить, заменить назначенный обществу административный штраф на предупреждение.
В судбеном заседании жалоба поддержана защитником Павловичем П.В. по изложенным в ней доводам.
Изучив материалы дела, выслушав помощника Красноярского природоохранного прокурора Селезневу Т.Н., не возражавшую против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ установлена ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ, для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от 100 тыс. руб. до 250 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно абз. 1 ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Частью 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации.
В соответствие с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 220 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. №3, при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
-временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
-поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
-поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
Согласно материалам дела, в нарушение приведённых выше экологических требований, ООО «Перспектива», осуществляя деятельность по добыче руд и песков драгоценных металлов на площадке, расположенной в Мотыгинский районе Красноярского края, отнесенной к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II-й категории (свидетельство от 16.10.2020 г. №EKGJ1KH8), не создало и не оборудовало на территории рабочего поселка места (площадки) временного накопления отходов, вследствие чего допустило захламление территории.
Данные обстоятельства выявлены в ходе проверки, проводимой Красноярской природоохранной прокуратурой, вследствие чего в отношении ООО «Перспектива» возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Состав административного правонарушения и вина юридического в его совершении в жалобе не оспариваются и подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором указаны обстоятельства его совершения; актом о результатах проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды со стороны ООО «Перспектива»; документами, подтверждающими статус юридического лица и осуществление им деятельности на указанном ванном выше объекте и иными материалами.
Перечисленные доказательства получены в рамках закона, отвечают критериям относимости, допустимости и достоверности.
Проверка деятельности ООО «Перспектива» проведена в рамках Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ», нарушении при ее проведении не установлено.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия всех зависящих от него мер по соблюдению действующего законодательства юридическое лицо в ходе осуществления производства по делу об административном правонарушении не представило. Устранение нарушений после их выявления, основанием для освобождения ООО «Перспектива» от административной ответственности не является.
Порядок и срок давности привлечения общества к административной ответственности соблюдены.
Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Учитывая, что выявленные нарушения допущены в связи с несоблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, чем создается угроза причинения вреда, оснований для назначения административного наказания в виде предупреждения не имеется.
Правовые основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Между тем согласно данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО «Перспектива» с 10.08.2018 г. включено в указанный Реестр как субъект категории микропредприятие.
Учитывая статус юридического лица, положения ч. 1 ст. 4.1.2 КоАП РФ (ред. от 26.03.2022 г. №70-ФЗ), улучшающие правовое положение лица (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ), принимая во внимание последствия имущественного характера для общества, полагаю необходимым изменить обжалуемое постановление в части наказания и снизить назначенный ООО «Перспектива» административный штраф до размера, определённого санкцией ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, то есть до 30 000 руб.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора от 28.12.2021 г. №02-1/15-440 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ООО «Перспектива» изменить: снизить назначенное юридическому лицу наказание в виде административного штрафа до 30 000 руб.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу врио генерального директора ООО «Перспектива» Щадина П.Ю. без удовлетворения.
Решение и постановление могут быть обжалованы в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии через Советский районный суд г. Красноярска.
Судья А.В. Алексеева