УИД 36RS0004-01-2021-006162-78
№ 5-2057/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А. (г.Воронеж, ул.Комиссаржевской, д.18А), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» (юридический адрес г.Воронеж, ул.Кривошеина, д.15/1; ОГРН 1153668002300, ИНН 3664203701), о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ,
установил:
Как следует из протокола об административном правонарушении № 61 от 28.04.2021, составленного начальником отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Дробиловой Е.А. (г.Воронеж, ул.Ломоносова, д.105), в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора из отдела водных ресурсов по Воронежской области Донского бассейнового водного управления 17.02.2021 (вх. № 07-В/3044) поступила информация о предприятиях-водопользователях, осуществляющих в 2020 году забор водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных и (или) дренажных вод при отсутствии водоизмерительной аппаратуры. Юридическое лицо МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» осуществляет пользование водным объектом – Воронежским водохранилищем на основании договора водопользования 36-05.01.01.006-Х-ДЗИО-С-2018-00351/00 с целью забора водных ресурсов из поверхностного водного объекта. Согласно поступившим данным водоизмерительная аппаратура отсутствует.
На основании поступившей информации Управлением с целью проверки данных фактов 16.03.2021 было возбуждено дело об административном правонарушении и проводилось административное расследование в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района». В рамках административного расследования в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» было вынесено определении об истребовании сведений и документов от 17.03.2021, в соответствии с которым у комбината истребовались: объяснения по факту пользования водным объектом - Воронежское водохранилище с целью забора (изъятия) в 2020 году при отсутствии водоизмерительной аппаратуры; в Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области истребовался разрешительный документ на право пользования водным объектом – договор водопользования 36-05.01.01.006-Х-ДЗИО-С-2018-00568/00 либо иной документ, действующий в настоящее время; в отделе водных ресурсов по Воронежской области Донского БВУ истребовались сведения, подтверждающие факт пользования водным объектом – Воронежским водохранилищем в 2020 году.
В ответ на определение об истребовании сведений были представлены: договор водопользования от 16.08.2016, в соответствии с которым допустимый объем забора (изъятия) водных ресурсов составляет 78,528 тыс. м.куб. (вх № 09-В/5526 от 23.03.2021), государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз), в соответствии с которой МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» по вопросу отсутствия водоизмерительной аппаратуры для чего необходимо выполнить действия в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ по определению контрагента конкурентным способом.
В соответствии сп. «д» п.6 договора водопользования учет забора водных ресурсов осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом МПР России от 08.07.2009 № 205, в случае невозможности определения объема забранной воды на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры, объем забранной воды осуществляется на основании времени работы и производительности технических средств. Однако по состоянию на 28.04.2021 учетная аппаратура не установлена, учет забора воды не ведется.
14.04.2021 в 11:30 было установлено, что МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» по месту осуществления водопользования: акватория водного объекта – АЗО/ДОН/1403/5-18, на дамбе Вогрэсовского моста, примерно в 600м от транспортной развязки ул.Грамши, Петровская набережная, в период с апреля 2020 по август 2020 года добыча воды из водного объекта осуществлялась в отсутствие водоизмерительной аппаратуры.
Действия юридического лица МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» квалифицированы по ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 06.09.2021 дело об административном правонарушении в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» было передано на рассмотрение по подведомственности по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Материалы настоящего дела поступили в Центральный районный суд г. Воронежа 21.09.2021.
МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о месте и времени рассмотрения дела извещено, в заявлении просит отложить рассмотрение дела в связи с нахождением представителя Дробиловой Е.А. на плановой выездной проверке. Данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения.
Исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, в том числе место время его совершения, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 7.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, являются отношения государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, заключается в самовольном занятии водного объекта или его части, либо использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользовании с нарушением его условий.
Предметом правонарушения является водный объект.
Согласно п.4 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Исключением являются случаи, когда пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Под водопользователем понимается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (п.8 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды
На основании ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса; 2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи; 3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Частью 3 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных вод; 3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений; 4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов; 5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса; 8) подъема затонувших судов; 9) сплава древесины; 10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель; 11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В силу ч.4 ст. 11 Водного кодекса РФ водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях: 1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса; 2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи; 3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.12 Водного кодекса РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Частью 2 ст. 36 Водного кодекса РФ определено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного надзора) при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора (п.4 Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476).
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1521 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» утверждены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Согласно п.2 данного Постановления критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, является использование поверхностных водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Ранее Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества был утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, и действовал до 01.01.2021.
С 01.01.2021 вступил в силу Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 903 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61582), которым утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.
Согласно указанных Порядков, измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.
Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения ведутся на бумажном носителе или в электронном виде без изменения форм 1.2 и 1.4.
Форма 1.2 применяется для определения количества воды, забираемой из водных объектов или из других систем водоснабжения, передаваемой потребителям, а также используемой в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Форма 1.4 применяется для определения количества воды, сбрасываемой в водные объекты.
Записи в журналах по формам 1.2 и 1.4 ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды.
По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов и осуществляется по формам 1.5 и 1.6.
Материалами дела установлено, что в центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора и отдела водных ресурсов по Воронежской области Донского бассейнового водного управления 17.02.2021 поступила информация о предприятиях водопользователях, осуществляющих в 2020 году забор водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных и (или) дренажных вод при отсутствии водоизмерительной аппаратуры (л.д.29,30).
16.03.2021 с целью проведении поступившей информации и проверки данных фактов, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
17.03.2021 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 на основании определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Советского района» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ.
МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» в трехдневный срок с момента получения определения от 17.03.2021 надлежало представить в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора объяснения по факту пользования водным объектом – Воронежского водохранилища с целью забора (изъятия) в 2020 году водных ресурсов из водного объекта – Воронежского водохранилища при отсутствии водоизмерительной аппаратуры.
Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области необходимо было представить разрешительный документ на право пользования водным объектом: договор водопользования 36-05.01.01.008-Р-ДЗИО-С-2015-00351/00 либо иной документ, действующий в настоящее время.
Отделу водных ресурсов по Воронежской области Донского БВУ необходимо было представить сведения, подтверждающие факт пользования водным объектом – Воронежским водохранилищем в 2020 году.
Так, 22.03.2021 сопроводительным письмом за №43-01-23/1607 из Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора поступил договор водопользования 36-05.01.01.008-Р-ДЗИО-С-2015-00351/00.
Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ (см. Постановления Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», от 14 апреля 2007 г. N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»).
16.08.2018 между Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области (уполномоченный орган) и МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» (водопользователь) был заключен договор водопользования сроком до 16 августа 2028 года. Пунктом 2 указанного договора определена цель водопользования: забор (изъятие) водных ресурсов для технических целей (содержание, ремонт, благоустройство дорог). Местом осуществления водопользования и границы предоставленного в пользование водного объекта является р.Дон-АЗО/ДОН, на дамбе Вогрэвовского моста, примерно в 600 м от транспортной развязки ул.Грамши, Петровская набережная. Географические координаты места забора поверхностных вод: 51°38?07,90?? северной широты, 39°13?03,22?? восточной долготы (пп. «б» п.6 договора). В п.7 договора установлены параметры водопользования: 78,528 тыс. м3/год. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов ведется по времени работы насосного оборудования и фактическому наполнению автоцистерн. Установка водоизмерительной аппаратуры запланирована в 4 кв. 2018 года.
22.03.2021 сопроводительным письмом за № 343 из отдела водных ресурсов по Воронежской области поступила информация о том, что по данным годовой госстатотчетности по форме 2-ТП водхоз за 2020 год МБУ «Комбинат благоустройства Железнодорожного района» не представлены отчетные сведения.
14.04.2021 в 11:30 было установлено, что МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» по месту осуществления водопользования: акватория водного объекта – АЗО/ДОН/1403/5-18, на дамбе Вогрэсовского моста, примерно в 600м от транспортной развязки ул.Грамши, Петровская набережная, в период с апреля 2020 по август 2020 года добыча воды из водного объекта осуществлялась в отсутствие водоизмерительной аппаратуры. Соответственно, правонарушение является длящимся.
14.04.2021 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 было составлено уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, и направлено в адрес МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» заказным почтовым отправлением.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
Как следует из материалов дела, факт совершения юридическим лицом данного правонарушения был выявлен надзорным органом только при получении всей необходимой информации, 14.04.2021.
В протоколе об административном правонарушении должностное лицо ссылается, что срок привлечения к административной ответственности по данному правонарушению составляет один год.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 названного Кодекса, составляет два месяца (если дело рассматривал судья - 3 месяца).
Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Судья считает, что к данному правонарушению, как указано в протоколе об административном правонарушении, годичный срок с учетом ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не может быть применен, поскольку статья 7.6 КоАП РФ включен в Главу 7 Кодекса «Административные правонарушения в области охраны собственности». Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей являются как указано выше общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты. Юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, срок давности привлечения за которое составляет 1 год.
В данном случае административное правонарушение, являющееся длящимся, обнаружено Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора 14.04.2021, то есть именно с данной даты следует исчислять срок привлечения юридического лица к административной ответственности – 3 месяца, который истек.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного, судья полагает необходимым прекратить производство по делу.
Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» (юридический адрес г.Воронеж, ул.Кривошеина, д.15/1; ОГРН 1153668002300, ИНН 3664203701), о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, прекратить.
На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.
УИД 36RS0004-01-2021-006162-78
№ 5-2057/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2021 года судья Центрального районного суда города Воронежа Михина Н.А. (г.Воронеж, ул.Комиссаржевской, д.18А), рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» (юридический адрес г.Воронеж, ул.Кривошеина, д.15/1; ОГРН 1153668002300, ИНН 3664203701), о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ,
установил:
Как следует из протокола об административном правонарушении № 61 от 28.04.2021, составленного начальником отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды по Воронежской области Дробиловой Е.А. (г.Воронеж, ул.Ломоносова, д.105), в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора из отдела водных ресурсов по Воронежской области Донского бассейнового водного управления 17.02.2021 (вх. № 07-В/3044) поступила информация о предприятиях-водопользователях, осуществляющих в 2020 году забор водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных и (или) дренажных вод при отсутствии водоизмерительной аппаратуры. Юридическое лицо МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» осуществляет пользование водным объектом – Воронежским водохранилищем на основании договора водопользования 36-05.01.01.006-Х-ДЗИО-С-2018-00351/00 с целью забора водных ресурсов из поверхностного водного объекта. Согласно поступившим данным водоизмерительная аппаратура отсутствует.
На основании поступившей информации Управлением с целью проверки данных фактов 16.03.2021 было возбуждено дело об административном правонарушении и проводилось административное расследование в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района». В рамках административного расследования в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» было вынесено определении об истребовании сведений и документов от 17.03.2021, в соответствии с которым у комбината истребовались: объяснения по факту пользования водным объектом - Воронежское водохранилище с целью забора (изъятия) в 2020 году при отсутствии водоизмерительной аппаратуры; в Департаменте природных ресурсов и экологии Воронежской области истребовался разрешительный документ на право пользования водным объектом – договор водопользования 36-05.01.01.006-Х-ДЗИО-С-2018-00568/00 либо иной документ, действующий в настоящее время; в отделе водных ресурсов по Воронежской области Донского БВУ истребовались сведения, подтверждающие факт пользования водным объектом – Воронежским водохранилищем в 2020 году.
В ответ на определение об истребовании сведений были представлены: договор водопользования от 16.08.2016, в соответствии с которым допустимый объем забора (изъятия) водных ресурсов составляет 78,528 тыс. м.куб. (вх № 09-В/5526 от 23.03.2021), государственная статистическая отчетность по форме 2-ТП (водхоз), в соответствии с которой МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» по вопросу отсутствия водоизмерительной аппаратуры для чего необходимо выполнить действия в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ по определению контрагента конкурентным способом.
В соответствии сп. «д» п.6 договора водопользования учет забора водных ресурсов осуществляется в соответствии с порядком, утвержденным Приказом МПР России от 08.07.2009 № 205, в случае невозможности определения объема забранной воды на основании данных контрольно-измерительной аппаратуры, объем забранной воды осуществляется на основании времени работы и производительности технических средств. Однако по состоянию на 28.04.2021 учетная аппаратура не установлена, учет забора воды не ведется.
14.04.2021 в 11:30 было установлено, что МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» по месту осуществления водопользования: акватория водного объекта – АЗО/ДОН/1403/5-18, на дамбе Вогрэсовского моста, примерно в 600м от транспортной развязки ул.Грамши, Петровская набережная, в период с апреля 2020 по август 2020 года добыча воды из водного объекта осуществлялась в отсутствие водоизмерительной аппаратуры.
Действия юридического лица МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» квалифицированы по ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением судьи Ленинского районного суда г.Воронежа от 06.09.2021 дело об административном правонарушении в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» было передано на рассмотрение по подведомственности по месту нахождения органа, проводившего административное расследование. Материалы настоящего дела поступили в Центральный районный суд г. Воронежа 21.09.2021.
МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание представитель не явился.
Центрально-Черноземное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о месте и времени рассмотрения дела извещено, в заявлении просит отложить рассмотрение дела в связи с нахождением представителя Дробиловой Е.А. на плановой выездной проверке. Данное ходатайство оставлено судом без удовлетворения.
Исследовав предоставленные доказательства, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, в том числе место время его совершения, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 7.6 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий. Санкция указанной статьи влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, являются отношения государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.6 КоАП РФ, заключается в самовольном занятии водного объекта или его части, либо использовании их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользовании с нарушением его условий.
Предметом правонарушения является водный объект.
Согласно п.4 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации, водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии со ст.8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи. Исключением являются случаи, когда пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, находятся соответственно в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица, если иное не установлено федеральными законами.
Под водопользователем понимается физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом (п.8 ст.1 Водного кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды
На основании ст. 9 Водного кодекса РФ физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 названного Кодекса.
В соответствии с ч.1 ст.11 Водного кодекса РФ право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно ч.2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов в соответствии с частью 3 статьи 38 настоящего Кодекса; 2) использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 настоящей статьи; 3) производства электрической энергии без забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов.
Частью 3 ст. 11 Водного кодекса РФ установлено, что на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено частями 2 и 4 настоящей статьи, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается в целях: 1) обеспечения обороны страны и безопасности государства; 2) сброса сточных вод; 3) строительства и реконструкции гидротехнических сооружений; 4) создания стационарных и плавучих (подвижных) буровых установок (платформ), морских плавучих (передвижных) платформ, морских стационарных платформ и искусственных островов; 5) строительства и реконструкции мостов, подводных переходов, трубопроводов и других линейных объектов, если такие строительство и реконструкция связаны с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов; 6) разведки и добычи полезных ископаемых; 7) проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов поверхностных водных объектов, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 47 настоящего Кодекса; 8) подъема затонувших судов; 9) сплава древесины; 10) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов для гидромелиорации земель; 11) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и сброса сточных вод для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
В силу ч.4 ст. 11 Водного кодекса РФ водопользование осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, без предоставления водных объектов в следующих случаях: 1) использование водных объектов для целей морского, внутреннего водного и воздушного транспорта, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 47 настоящего Кодекса; 2) использование водных объектов для целей рыболовства и аквакультуры (рыбоводства), за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 части 3 настоящей статьи; 3) в других случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
В соответствии с ч.3 ст.12 Водного кодекса РФ договор водопользования признается заключенным с момента его государственной регистрации в государственном водном реестре.
Частью 2 ст. 36 Водного кодекса РФ определено, что государственный надзор в области использования и охраны водных объектов осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - органы государственного надзора) при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный государственный надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на водных объектах, перечень которых утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствии с критериями отнесения водных объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации, при осуществлении федерального государственного экологического надзора (п.4 Положения о государственном надзоре в области использования и охраны водных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2013 N 476).
Постановлением Правительства РФ от 23.09.2020 N 1521 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов» утверждены критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов. Согласно п.2 данного Постановления критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, является использование поверхностных водных объектов и территорий их водоохранных зон и прибрежных защитных полос, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов.
Согласно п.5 ч. 2 ст. 39 Водного кодекса РФ собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Ранее Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества был утвержден Приказом Минприроды России от 08.07.2009 N 205, и действовал до 01.01.2021.
С 01.01.2021 вступил в силу Приказ Минприроды России от 09.11.2020 N 903 (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61582), которым утвержден Порядок ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества.
Согласно указанных Порядков, измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов или объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется на каждом водозаборе и выпуске сточных, в том числе дренажных, вод средствами измерения расходов (уровней) воды, которые устанавливаются на водозаборных сооружениях и сооружениях для сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод должен производиться аттестованными средствами измерений. Выбор средств измерений определяется величиной измеряемых расходов воды (максимального и минимального), производительностью водозаборных и водосбросных сооружений, составом сточных, в том числе дренажных, вод.
Журнал учета водопотребления, журнал учета водоотведения ведутся на бумажном носителе или в электронном виде без изменения форм 1.2 и 1.4.
Форма 1.2 применяется для определения количества воды, забираемой из водных объектов или из других систем водоснабжения, передаваемой потребителям, а также используемой в системах оборотного и повторно-последовательного водоснабжения. Форма 1.4 применяется для определения количества воды, сбрасываемой в водные объекты.
Записи в журналах по формам 1.2 и 1.4 ведутся ежедневно на основании проведения замеров расходов (уровней) воды.
По согласованию с соответствующим территориальным органом Федерального агентства водных ресурсов в случае отсутствия технической возможности установки средств измерений объем забранной воды (сбрасываемых сточных, в том числе дренажных, вод) определяется исходя из времени работы и производительности технических средств (насосного оборудования), норм водопотребления (водоотведения) или с помощью других методов и осуществляется по формам 1.5 и 1.6.
Материалами дела установлено, что в центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора и отдела водных ресурсов по Воронежской области Донского бассейнового водного управления 17.02.2021 поступила информация о предприятиях водопользователях, осуществляющих в 2020 году забор водных ресурсов из водных объектов и сброс сточных и (или) дренажных вод при отсутствии водоизмерительной аппаратуры (л.д.29,30).
16.03.2021 с целью проведении поступившей информации и проверки данных фактов, заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования.
17.03.2021 заместителем начальника отдела государственного экологического надзора по Воронежской области старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды ФИО1 на основании определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, в отношении МБУ «Комбинат благоустройства Советского района» было возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 7.6 КоАП РФ.
МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» в трехдневный срок с момента получения определения от 17.03.2021 надлежало представить в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора объяснения по факту пользования водным объектом – Воронежского водохранилища с целью забора (изъятия) в 2020 году водных ресурсов из водного объекта – Воронежского водохранилища при отсутствии водоизмерительной аппаратуры.
Департаменту природных ресурсов и экологии Воронежской области необходимо было представить разрешительный документ на право пользования водным объектом: договор водопользования 36-05.01.01.008-Р-ДЗИО-С-2015-00351/00 либо иной документ, действующий в настоящее время.
Отделу водных ресурсов по Воронежской области Донского БВУ необходимо было представить сведения, подтверждающие факт пользования водным объектом – Воронежским водохранилищем в 2020 году.
Так, 22.03.2021 сопроводительным письмом за №43-01-23/1607 из Департамента природных ресурсов и экологии Воронежской области в Центрально-Черноземное межрегиональное управление Росприроднадзора поступил договор водопользования 36-05.01.01.008-Р-ДЗИО-С-2015-00351/00.
Подготовка договора водопользования и формирование его условий осуществляются с учетом особенностей предоставляемого в пользование водного объекта, его режима, ограничений и запретов, установленных в отношении использования водного объекта, в случаях, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъекта РФ (см. Постановления Правительства РФ от 12 марта 2008 г. N 165 «О подготовке и заключении договора водопользования», от 14 апреля 2007 г. N 230 «О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона»).
16.08.2018 между Департаментом природных ресурсов и экологии Воронежской области (уполномоченный орган) и МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» (водопользователь) был заключен договор водопользования сроком до 16 августа 2028 года. Пунктом 2 указанного договора определена цель водопользования: забор (изъятие) водных ресурсов для технических целей (содержание, ремонт, благоустройство дорог). Местом осуществления водопользования и границы предоставленного в пользование водного объекта является р.Дон-АЗО/ДОН, на дамбе Вогрэвовского моста, примерно в 600 м от транспортной развязки ул.Грамши, Петровская набережная. Географические координаты места забора поверхностных вод: 51°38?07,90?? северной широты, 39°13?03,22?? восточной долготы (пп. «б» п.6 договора). В п.7 договора установлены параметры водопользования: 78,528 тыс. м3/год. Учет объема забора (изъятия) водных ресурсов ведется по времени работы насосного оборудования и фактическому наполнению автоцистерн. Установка водоизмерительной аппаратуры запланирована в 4 кв. 2018 года.
22.03.2021 сопроводительным письмом за № 343 из отдела водных ресурсов по Воронежской области поступила информация о том, что по данным годовой госстатотчетности по форме 2-ТП водхоз за 2020 год МБУ «Комбинат благоустройства Железнодорожного района» не представлены отчетные сведения.
14.04.2021 в 11:30 было установлено, что МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» по месту осуществления водопользования: акватория водного объекта – АЗО/ДОН/1403/5-18, на дамбе Вогрэсовского моста, примерно в 600м от транспортной развязки ул.Грамши, Петровская набережная, в период с апреля 2020 по август 2020 года добыча воды из водного объекта осуществлялась в отсутствие водоизмерительной аппаратуры. Соответственно, правонарушение является длящимся.
14.04.2021 старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Центрально-Черноземного межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 было составлено уведомление (извещение) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.6 КоАП РФ, и направлено в адрес МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» заказным почтовым отправлением.
В соответствии с частью 3 статьи 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (статья 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме, как юридического лица, так и указанных должностных лиц (п.15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
Как следует из материалов дела, факт совершения юридическим лицом данного правонарушения был выявлен надзорным органом только при получении всей необходимой информации, 14.04.2021.
В протоколе об административном правонарушении должностное лицо ссылается, что срок привлечения к административной ответственности по данному правонарушению составляет один год.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 названного Кодекса, составляет два месяца (если дело рассматривал судья - 3 месяца).
Частью 2 ст. 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
Судья считает, что к данному правонарушению, как указано в протоколе об административном правонарушении, годичный срок с учетом ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ не может быть применен, поскольку статья 7.6 КоАП РФ включен в Главу 7 Кодекса «Административные правонарушения в области охраны собственности». Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей являются как указано выше общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты. Юридическое лицо не привлекалось к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования, срок давности привлечения за которое составляет 1 год.
В данном случае административное правонарушение, являющееся длящимся, обнаружено Центрально-Черноземным межрегиональным управлением Росприроднадзора 14.04.2021, то есть именно с данной даты следует исчислять срок привлечения юридического лица к административной ответственности – 3 месяца, который истек.
Согласно п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом вышеизложенного, судья полагает необходимым прекратить производство по делу.
Руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, судья
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица МБУ «Комбинат благоустройства Ленинского района» (юридический адрес г.Воронеж, ул.Кривошеина, д.15/1; ОГРН 1153668002300, ИНН 3664203701), о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, прекратить.
На постановление может быть подана жалоба в Воронежский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Михина Н.А.