№2-2918/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11.07.2019г. Шахтинский городской суд Ростовской области в составе:
Судьи Сигора Т.А.
при секретаре Бузняковой Е.А.
с участием прокурора Кулинич Н.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Шахты в интересах РФ, ГУ УПФР г. Шахты к Городнянскому О. В., ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ о признании недействительной с момента выдачи справки об установлении инвалидности, выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, взыскании незаконно полученных пенсии по инвалидности и ежемесячных денежных выплат,
У С Т А Н О В И Л:
В обоснование иска истцы ссылаются на то, что согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 №, выданной Бюро № - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 01.12.2016г. ответчику установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 26.02.2019 исх. № установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе с января 2014г. используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию ответчика в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования ответчика также отсутствуют.
В МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», согласно ответа на запрос от 18.02.2019г. №163/1, ответчик за медицинской помощью не обращался, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась.
Информация ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, свидетельствуют о не проведении в отношении ответчика медико-социальной экспертизы в Бюро №30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», незаконности установления ему группы инвалидности.
Согласно представленным ГУ УПРФ в г. Шахты сведениям ответчик за период с 01.12.2016г. по 28.02.2019г. получил пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 331877,43 руб.
Полученные сведения свидетельствуют о том, что ответчик не проходил медико-социальную экспертизу в экспертном составе Бюро №30 -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, и как следствие знал об этом при предъявлении недействительной справки в Пенсионный фонд с целью получения пенсии по инвалидности и ЕДВ.
Законом обязанность по предоставлению надлежащих документов, необходимых для установления причины инвалидности, возложена на заявителя.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Настоящее исковое заявление предъявлено прокурором г. Шахты в защиту интересов Российской Федерации в связи с тем, что незаконно полученные пенсия по инвалидности и ежемесячная денежная выплата причинили ущерб бюджету Российской Федерации в лице Пенсионного фонда Российской Федерации.
Просят суд признать недействительными с момента выдачи справку Бюро №30 -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2015 № от 01.12.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015, № от 01.12.2016г.об установлении Городнянскому О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Городнянского О. В. в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Шахты Ростовской области незаконно полученную за период с 01.12.2016г. по 28.02.2019г. пенсию по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 331877,43 руб.
Помощник прокурора г. Шахты Кулинич Н.Ю. - в судебном заседании требования о взыскании с ответчика незаконно полученной за период с 01.12.2016г. по 28.02.2019г. пенсии по инвалидности и ЕДВ в общей сумме 331877,43 руб. не поддержала, так как они оплачены после обращения в суд. Остальные требования поддержала в указанном объеме.
Представитель ГУ-УПРФ в г. Шахты Ростовской области в судебное заседание не явилась, извещен надлежащим образом о слушании дела.
Городнянский О.В. - в суд не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, исковые требования в части признания незаконными справки Бюро №30 -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» серия МСЭ-2015 № от 01.12.2016г., выписки из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015, № от 01.12.2016г.об установлении ему 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания, признал. Незаконно полученную пенсию и ЕДВ он оплатил.
Представитель ФКУ "Главного бюро медико-социальной экспертизы по Ростовской области" Министерства труда и социальной защиты РФ в судебное заседание не явился, предоставил письменный отзыв, в котором указал, что справка об установлении ответчику 2 группы инвалидности с причиной инвалидности с формулировкой «общее заболевание» без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) выдана в отсутствие законных к тому оснований. Просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования признал.
Выслушав представителя истица, изучив письменные доказательства, суд приходит к следующему:
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности.
Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствие с утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 Правилами признания лица инвалидом (далее - Правила) признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала.
Согласно п.п. 6, 9 Правил в зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшим в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп -на 1 год.
Группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в соответствии с п. 13 Правил, гражданам устанавливается:
- не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;
- не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных или абилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в приложении к настоящим Правилам);
Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом по вышеуказанным основаниям, при отсутствии положительных результатов реабилитационных или абилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу.
При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину медицинской организацией, оказывающей ему медицинскую помощь и направившей его на медико-социальную экспертизу, либо в медицинских документах в случае направления гражданина на медико-социальную экспертизу в соответствии с пунктом 17 настоящих Правил содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных или абилитационных мероприятий.
Согласно п.п. 15, 16 Правил гражданин направляется на медико-социальную экспертизу медицинской организацией независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение либо органом социальной защиты населения.
Медицинская организация направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных или абилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При этом в направлении на медико-социальную экспертизу, форма которого утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных или реабилитационных мероприятий.
Приказом Минтруда России от 29.01.2014 года № 59н утвержден Административный регламент по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, который устанавливает порядок обращения заинтересованного лица для получения указанной государственной услуги, в том числе перечень документов, которое данное лицо должно предоставить для проведения экспертизы (далее – Административный регламент).
Согласно п. 31 Административного регламента для предоставления государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы также необходимы: направление на медико-социальную экспертизу, выданное медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, по форме № 088/у-06, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 77, или направление на медико-социальную экспертизу, выданное органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения по форме, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 25 декабря 2006 г. № 874 (далее - направление на медико-социальную экспертизу), либо справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу, выданная медицинской организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения) (далее - справка об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу).
В соответствие с п. 25 Правил медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Результатом предоставления государственной услуги, согласно п. 11 Административного регламента, установлено, что является: при установлении инвалидности является выдача справки, подтверждающей факт установления инвалидности, и индивидуальной программы реабилитации инвалида (ребенка-инвалида), а также направление выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, направление индивидуальной программы реабилитации инвалида в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации либо в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам по обеспечению техническими средствами реабилитации, по месту жительства инвалида (ребенка-инвалида).
В соответствии с пунктом 8 Классификаций и критериев, утверждённых Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №н, критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Критерием для установления второй группы инвалидности является нарушение здоровья человека с 3 степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 70 до 80 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (п. 11 Классификаций и критериев).
Таким образом, признание гражданина инвалидом 2 группы (бессрочно) свидетельствует о стойких нарушениях его здоровья, которые как минимум предполагают нуждаемость в оказании медицинской помощи, прохождении медикаментозного лечения, консультаций и обследований в медицинских организациях независимо от их организационно-правовой формы.
Прокуратурой города на основании поступившего из ГУ-УПРФ в г. Шахты заявления проверена законность установления 2 группы инвалидности ответчику.
В ходе проверки установлено, что согласно выписке из акта освидетельствования серии МСЭ-2015 № 1593078, выданной Бюро №30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по РО», с 01.12.2016г. ответчику установлена 2 группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) вследствие общего заболевания.
В соответствии с информацией ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России от 26.02.2019 исх. № 02/16-1985 установлено, что в Единой автоматизированной вертикально-интегрированной информационно-аналитической системе с января 2014г. используемой при проведении МСЭ, данных по освидетельствованию ответчика в ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России не имеется. На бумажных носителях данные освидетельствования ответчика также отсутствуют.
В МБУЗ «ЦГБ г. Гуково», согласно ответа на запрос от 18.02.2019г. №163/1, ответчик за медицинской помощью не обращался, в службу медико-социальной экспертизы не направлялась.
Информация ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Минтруда России, МБУЗ «ЦГБ» г. Гуково, свидетельствуют о не проведении в отношении ответчика медико-социальной экспертизы в Бюро №30 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области», незаконности установления ему группы инвалидности.
На основании вышеуказанного суд приходит к выводу о признании недействительными с момента выдачи справки Бюро №30 -филиал недействительными с момента выдачи справки Бюро №30 -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» № от 01.12.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015, № от 01.12.2016г.об установлении Городнянскому О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
В соответствии со ст. 103. ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, при подаче иска взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 части 1 статьи 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера государственная пошлина для организаций составляет 6000 рублей.
Поскольку исковые требования удовлетворены, то с Бюро №30 -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» подлежит взысканию госпошлина в местный бюджет 3000 рублей по требованиям неимущественного характера, с Городнянского О.В. - 3 000 руб. по требованиям неимущественного характера.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать недействительными с момента выдачи справку Бюро № -филиал ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» серия МСЭ-2015 № от 01.12.2016г., выписку из акта медицинского освидетельствования серии МСЭ-2015, № от 01.12.2016г. об установлении Городнянскому О. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 2 группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования вследствие общего заболевания.
Взыскать с Городнянского О. В. в доход местного бюджета расходы по госпошлине в сумме 3 000 рублей.
Взыскать с ФКУ «ГБ МСЭ по Ростовской области» Министерства труда и социальной защиты РФ в доход местного бюджета расходы по госпошлине в сумме 3000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ростовский областной суд через Шахтинский городской суд в течение месяца, начиная с 15.07.2019г.
Судья Сигора Т.А.