Дело № 2-1827/21
36RS0006-01-2021-001918-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2021 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи: Васиной В.Е.,
при секретаре: Елецких Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Князевой Александры Владимировны к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа» об установлении факта постоянного проживания и признании права на получение единовременной денежной выплаты,
у с т а н о в и л :
Истец Князева А.В. обратилась в суд с данным иском к ответчику КУ ВО «Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа» факт постоянного проживания Князевой Александры Владимировны на территории <адрес> с 24.12.2019 по 24.12.2020, признании права на получение единовременной денежной выплаты, установленной Законом Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
В обоснование заявленных требований истец указала, что она с апреля 2019 года по октябрь 2020 года проживала в <адрес>. Данная квартира была приобретена истцом на основании договора купли-продажи 23 апреля 2019 года. Право собственности подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Истцу изначально регистрироваться в данной квартире по месту жительства не было необходимости, так как она была зарегистрирована в том же населенном пункте в родительской квартире по адресу: <адрес>. В связи с предстоящей продажей родительской квартиры по <адрес>, 12 марта 2020 года Князева А.В. была снята с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась в принадлежащую ей квартиру по <адрес> временно на срок с 20 марта 2020 года по 20 августа 2020 года. Временная регистрация была связана с тем, что квартиру Князева А.В. планировала продавать. По окончании срока регистрации Князева А.В. продолжила проживать в принадлежащей ей квартире без регистрации.
15 октября 2020 года истец продала квартиру по <адрес>, однако проживала в ней до ноября 2020 года.
С ноября 2020 года и по настоящее время Князева А.В. проживает в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> без регистрации в нем по месту жительства. Данное жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи недвижимого имущества 23 ноября 2020 года. Право собственности на дом и земельный участок подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
В данных жилых помещениях совместно с истцом постоянно проживал и проживает ее супруг ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ Г.р., зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес> квартире своей матери, где с 25 декабря 2020 года также зарегистрирована и Князева А.В.
ДД.ММ.ГГГГ года Князева А.В. родила детей ФИО2 и ФИО3.
В феврале 2021 года Князева А.В. обратилась в Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Центрального района, г. Воронежа» с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением второго ребенка начиная с 1 декабря 2019 года, согласно закону Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
По результатам рассмотрения представленных Князевой А.В. документов 19 февраля 2021 года вышеуказанным органом вынесено решение об отказе в назначении единовременной выплаты в связи с тем, что с 12.03.2020 года по 24.12.2020 года у Князевой А.В. отсутствует регистрация по месту жительства, то есть на момент рождения второго ребенка она не имела постоянной регистрации на территории <адрес> не менее одного года.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Истец Князева А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования пояснила изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Гаршин В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлены возражения на иск.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч, 1 ст. 39).
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3.1).
В и. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала регулируются Законом Воронежской области N 103-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" от 14.11.2008 года (в редакции Закона Воронежской области от 23.12.2016г. №198-03).
В соответствии со ст. 5 на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области, имеют право граждане Российской Федерации, указанные в разделе II настоящего Закона Воронежской области, постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области, если иное не установлено настоящим Законом Воронежской области. В случаях, установленных настоящим Законом Воронежской области, правом на предоставление мер социальной поддержки, обладают иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области.
В соответствии с п. 43.22 закона Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» право на получение единовременной денежной выплаты возникает у женщин, не достигших возраста 28 лет на момент рождения второго ребенка, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших второго ребенка начиная с 1 декабря 2019 года, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения второго ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации. В случае смерти (гибели) матери ребенка, право на получение указанной выплаты возникает у законного представителя ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения ребенка.
Как установлено материалами дела, с апреля 2019 года по октябрь 2020 года Князева А.В. проживала в <адрес>. Данная квартира была приобретена истцом на основании договора купли-продажи 23 апреля 2019 года. Право собственности подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Истцу изначально регистрироваться в данной квартире по месту жительства не было необходимости, так как она была зарегистрирована в том же населенном пункте в родительской квартире по адресу: <адрес>. В связи с предстоящей продажей родительской квартиры по <адрес>, 12 марта 2020 года Князева А.В. была снята с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась в принадлежащую ей квартиру по <адрес> временно на срок с 20 марта 2020 года по 20 августа 2020 года. Временная регистрация была связана с тем, что квартиру Князева А.В. планировала продавать. По окончании срока регистрации Князева А.В. продолжила проживать в принадлежащей ей квартире без регистрации.
15 октября 2020 года истец продала квартиру по <адрес>, однако проживала в ней до ноября 2020 года.
С ноября 2020 года и по настоящее время Князева А.В. проживает в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> без регистрации в нем по месту жительства. Данное жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи недвижимого имущества 23 ноября 2020 года. Право собственности на дом и земельный участок подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
В данных жилых помещениях совместно с истцом постоянно проживал и проживает ее супруг ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ Г.р., зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес> квартире своей матери, где с 25 декабря 2020 года также зарегистрирована и Князева А.В.
ДД.ММ.ГГГГ года Князева А.В. родила детей ФИО2 и ФИО3.
В феврале 2021 года Князева А.В. обратилась в Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Центрального района, г. Воронежа» с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением второго ребенка начиная с 1 декабря 2019 года, согласно закону Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
По результатам рассмотрения представленных Князевой А.В. документов 19 февраля 2021 года вышеуказанным органом вынесено решение об отказе в назначении единовременной выплаты в связи с тем, что с 12.03.2020 года по 24.12.2020 года у Князевой А.В. отсутствует регистрация по месту жительства, то есть на момент рождения второго ребенка она не имела постоянной регистрации на территории <адрес> не менее одного года.
В силу положений ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела; эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Факт проживания Князевой А.В. на территории Воронежской области с 24.12.2019 по 24.12.2020 подтверждается показаниями допрошенных судом свидетелей ФИО4, ФИО5 которые подтвердили, что в период с 24.12.2019 по 24.12.2020 Князева А.В. действительно проживала по адресу: <адрес>. Указанные свидетели являются знакомыми Князевой А.В. по работе. Свидетель ФИО5 пояснила, что после ноября 2020 Князева А.В. с семьей куда-то переехали, однако до этого ей было известно, что Князева А.В. с семьей проживала по адресу <адрес>, поскольку видела ее семью, родителей, к Князевой А.В. часто приходила ее двоюродная сестра.
Согласно ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993, №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 3 того же закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Как установлено в определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 №619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии с положениями ст. ст. 264 - 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.
Установление факта постоянного проживания осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату, либо в указанный период, лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
Вступившее в законную силу решение суда об установлении указанного факта постоянного проживания является достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 февраля 2003 года N 105-о, законодателю принадлежит право установить возможности реализации условий, направленных на обеспечение социальной защиты отдельных категорий граждан в зависимости от места жительства в Российской Федерации, либо места пребывания на территории Российской Федерации.
Установление факта постоянного проживания на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения второго ребенка необходимо истцу для получения предусмотренной законодательством меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в Воронежской области по льготной категории «женщина, родившая второго ребенка, начиная с 1 декабря 2019 года», на основании закона Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
Таким образом, судом установлено, что истец родила второго ребенка в возрасте ДД.ММ.ГГГГ лет, имеет гражданство Российской Федерации, постоянно проживала на территории <адрес> не менее одного года на момент рождения второго ребенка, имеющего гражданство РФ, обратилась за назначением единовременной денежной выплаты не позднее шести месяцев со дня рождения второго ребенка.
Удовлетворяя требования об установлении факта проживания на территории Воронежской области Князевой А.В. с 24.12.2019 по 24.12.2020 суд учитывает совокупность представленных доказательств, отвечающих требованиям ст. 67 ГПК РФ и не оспоренных ответчиком.
При подаче заявления в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа» Князева А.В. являлась гражданской РФ, ее сын ФИО3, с рождением которого у истца возникло право на дополнительные меры поддержки, также является гражданином РФ, мать и дети проживали на территории <адрес> более года, что установлено судом.
Поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец представила доказательства, подтверждающие регистрацию по месту жительства в <адрес> в течение более одного года до рождения второго ребенка, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 199, 264-268 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Установить факт постоянного проживания Князевой Александры Владимировны на территории <адрес> с 24.12.2019 по 24.12.2020.
Признать за Князевой Александрой Владимировной право на получение единовременной денежной выплаты, установленной Законом Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья В.Е. Васина
Мотивированное решение суда изготовлено: 27.07.2021.
Дело № 2-1827/21
36RS0006-01-2021-001918-94
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2021 года суд Центрального района города Воронежа в составе:
председательствующего судьи: Васиной В.Е.,
при секретаре: Елецких Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Князевой Александры Владимировны к КУ ВО «Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа» об установлении факта постоянного проживания и признании права на получение единовременной денежной выплаты,
у с т а н о в и л :
Истец Князева А.В. обратилась в суд с данным иском к ответчику КУ ВО «Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа» факт постоянного проживания Князевой Александры Владимировны на территории <адрес> с 24.12.2019 по 24.12.2020, признании права на получение единовременной денежной выплаты, установленной Законом Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
В обоснование заявленных требований истец указала, что она с апреля 2019 года по октябрь 2020 года проживала в <адрес>. Данная квартира была приобретена истцом на основании договора купли-продажи 23 апреля 2019 года. Право собственности подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Истцу изначально регистрироваться в данной квартире по месту жительства не было необходимости, так как она была зарегистрирована в том же населенном пункте в родительской квартире по адресу: <адрес>. В связи с предстоящей продажей родительской квартиры по <адрес>, 12 марта 2020 года Князева А.В. была снята с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась в принадлежащую ей квартиру по <адрес> временно на срок с 20 марта 2020 года по 20 августа 2020 года. Временная регистрация была связана с тем, что квартиру Князева А.В. планировала продавать. По окончании срока регистрации Князева А.В. продолжила проживать в принадлежащей ей квартире без регистрации.
15 октября 2020 года истец продала квартиру по <адрес>, однако проживала в ней до ноября 2020 года.
С ноября 2020 года и по настоящее время Князева А.В. проживает в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> без регистрации в нем по месту жительства. Данное жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи недвижимого имущества 23 ноября 2020 года. Право собственности на дом и земельный участок подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
В данных жилых помещениях совместно с истцом постоянно проживал и проживает ее супруг ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ Г.р., зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес> квартире своей матери, где с 25 декабря 2020 года также зарегистрирована и Князева А.В.
ДД.ММ.ГГГГ года Князева А.В. родила детей ФИО2 и ФИО3.
В феврале 2021 года Князева А.В. обратилась в Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Центрального района, г. Воронежа» с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением второго ребенка начиная с 1 декабря 2019 года, согласно закону Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-03 «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
По результатам рассмотрения представленных Князевой А.В. документов 19 февраля 2021 года вышеуказанным органом вынесено решение об отказе в назначении единовременной выплаты в связи с тем, что с 12.03.2020 года по 24.12.2020 года у Князевой А.В. отсутствует регистрация по месту жительства, то есть на момент рождения второго ребенка она не имела постоянной регистрации на территории <адрес> не менее одного года.
Полагая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с заявленными требованиями.
Истец Князева А.В. в судебном заседании поддержала заявленные требования пояснила изложенное.
Представитель ответчика по доверенности Гаршин В.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований. В материалы дела представлены возражения на иск.
Остальные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Выслушав лиц, участвующих в деле, допросив свидетелей, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ст. 7 (ч. 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч, 1 ст. 39).
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» устанавливаются дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
Аналогичная норма содержится в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (статья 26.3.1).
В и. 2 ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" закреплено право субъектов Российской Федерации устанавливать за счет собственных средств дополнительные меры социальной поддержки семей, имеющих детей.
Отношения, связанные с предоставлением областного материнского (семейного) капитала регулируются Законом Воронежской области N 103-03 "О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области" от 14.11.2008 года (в редакции Закона Воронежской области от 23.12.2016г. №198-03).
В соответствии со ст. 5 на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом Воронежской области, имеют право граждане Российской Федерации, указанные в разделе II настоящего Закона Воронежской области, постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области, если иное не установлено настоящим Законом Воронежской области. В случаях, установленных настоящим Законом Воронежской области, правом на предоставление мер социальной поддержки, обладают иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Воронежской области.
В соответствии с п. 43.22 закона Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области» право на получение единовременной денежной выплаты возникает у женщин, не достигших возраста 28 лет на момент рождения второго ребенка, имеющих гражданство Российской Федерации, родивших второго ребенка начиная с 1 декабря 2019 года, постоянно проживающих на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения второго ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации. В случае смерти (гибели) матери ребенка, право на получение указанной выплаты возникает у законного представителя ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации и постоянно проживающего на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения ребенка.
Как установлено материалами дела, с апреля 2019 года по октябрь 2020 года Князева А.В. проживала в <адрес>. Данная квартира была приобретена истцом на основании договора купли-продажи 23 апреля 2019 года. Право собственности подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Истцу изначально регистрироваться в данной квартире по месту жительства не было необходимости, так как она была зарегистрирована в том же населенном пункте в родительской квартире по адресу: <адрес>. В связи с предстоящей продажей родительской квартиры по <адрес>, 12 марта 2020 года Князева А.В. была снята с регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировалась в принадлежащую ей квартиру по <адрес> временно на срок с 20 марта 2020 года по 20 августа 2020 года. Временная регистрация была связана с тем, что квартиру Князева А.В. планировала продавать. По окончании срока регистрации Князева А.В. продолжила проживать в принадлежащей ей квартире без регистрации.
15 октября 2020 года истец продала квартиру по <адрес>, однако проживала в ней до ноября 2020 года.
С ноября 2020 года и по настоящее время Князева А.В. проживает в принадлежащем ей жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес> без регистрации в нем по месту жительства. Данное жилое помещение приобретено на основании договора купли-продажи недвижимого имущества 23 ноября 2020 года. Право собственности на дом и земельный участок подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости.
В данных жилых помещениях совместно с истцом постоянно проживал и проживает ее супруг ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ Г.р., зарегистрированный по месту жительства по адресу: <адрес> квартире своей матери, где с 25 декабря 2020 года также зарегистрирована и Князева А.В.
ДД.ММ.ГГГГ года Князева А.В. родила детей ФИО2 и ФИО3.
В феврале 2021 года Князева А.В. обратилась в Казенное учреждение Воронежской области «Управление социальной защиты населения Центрального района, г. Воронежа» с заявлением о назначении единовременной денежной выплаты семьям в связи с рождением второго ребенка начиная с 1 декабря 2019 года, согласно закону Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
По результатам рассмотрения представленных Князевой А.В. документов 19 февраля 2021 года вышеуказанным органом вынесено решение об отказе в назначении единовременной выплаты в связи с тем, что с 12.03.2020 года по 24.12.2020 года у Князевой А.В. отсутствует регистрация по месту жительства, то есть на момент рождения второго ребенка она не имела постоянной регистрации на территории <адрес> не менее одного года.
В силу положений ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела; эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ч. 1 ст. 57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
Факт проживания Князевой А.В. на территории Воронежской области с 24.12.2019 по 24.12.2020 подтверждается показаниями допрошенных судом свидетелей ФИО4, ФИО5 которые подтвердили, что в период с 24.12.2019 по 24.12.2020 Князева А.В. действительно проживала по адресу: <адрес>. Указанные свидетели являются знакомыми Князевой А.В. по работе. Свидетель ФИО5 пояснила, что после ноября 2020 Князева А.В. с семьей куда-то переехали, однако до этого ей было известно, что Князева А.В. с семьей проживала по адресу <адрес>, поскольку видела ее семью, родителей, к Князевой А.В. часто приходила ее двоюродная сестра.
Согласно ст. 68 ГПК РФ объяснения сторон и третьих лиц об известных им обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения дела, подлежат проверке и оценке наряду с другими доказательствами.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993, №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и места жительства в пределах Российской Федерации» под местом жительства понимается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно ст. 3 того же закона, в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ.
Как установлено в определении Конституционного Суда РФ от 06.10.2008 №619-О-П, на основании ранее высказанных в его постановлениях позиций, регистрация, в том смысле, в каком это не противоречит Конституции РФ, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах РФ, носящим уведомительный характер и отражающих факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства, при отсутствии регистрации место жительства гражданина может устанавливаться судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов.
В соответствии с положениями ст. ст. 264 - 265 ГПК РФ, суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, либо при невозможности восстановления утраченных документов.
Установление факта постоянного проживания осуществляется на основе совокупности доказательств, лежащих в области жилищных, трудовых, межличностных и иных отношений и свидетельствующих о том, что на указанную дату, либо в указанный период, лицо выбрало территорию, на которой фактически постоянно проживает, как место своих приоритетных каждодневных жизненных интересов и своими действиями установило или выразило явное стремление к установлению с ней реальной связи.
Вступившее в законную силу решение суда об установлении указанного факта постоянного проживания является достаточным и безусловным основанием для признания его уполномоченным органом в установленном порядке гражданином Российской Федерации.
В соответствии с правовой позицией, изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 6 февраля 2003 года N 105-о, законодателю принадлежит право установить возможности реализации условий, направленных на обеспечение социальной защиты отдельных категорий граждан в зависимости от места жительства в Российской Федерации, либо места пребывания на территории Российской Федерации.
Установление факта постоянного проживания на территории Воронежской области не менее одного года на момент рождения второго ребенка необходимо истцу для получения предусмотренной законодательством меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в Воронежской области по льготной категории «женщина, родившая второго ребенка, начиная с 1 декабря 2019 года», на основании закона Воронежской области от 14.11.2008 года № 103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
Таким образом, судом установлено, что истец родила второго ребенка в возрасте ДД.ММ.ГГГГ лет, имеет гражданство Российской Федерации, постоянно проживала на территории <адрес> не менее одного года на момент рождения второго ребенка, имеющего гражданство РФ, обратилась за назначением единовременной денежной выплаты не позднее шести месяцев со дня рождения второго ребенка.
Удовлетворяя требования об установлении факта проживания на территории Воронежской области Князевой А.В. с 24.12.2019 по 24.12.2020 суд учитывает совокупность представленных доказательств, отвечающих требованиям ст. 67 ГПК РФ и не оспоренных ответчиком.
При подаче заявления в КУ ВО «Управление социальной защиты населения Центрального района г. Воронежа» Князева А.В. являлась гражданской РФ, ее сын ФИО3, с рождением которого у истца возникло право на дополнительные меры поддержки, также является гражданином РФ, мать и дети проживали на территории <адрес> более года, что установлено судом.
Поскольку, как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец представила доказательства, подтверждающие регистрацию по месту жительства в <адрес> в течение более одного года до рождения второго ребенка, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 67, 194 – 199, 264-268 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Установить факт постоянного проживания Князевой Александры Владимировны на территории <адрес> с 24.12.2019 по 24.12.2020.
Признать за Князевой Александрой Владимировной право на получение единовременной денежной выплаты, установленной Законом Воронежской области от 14.11.2008 №103-ОЗ «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в Воронежской области».
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение одного месяца дней со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья В.Е. Васина
Мотивированное решение суда изготовлено: 27.07.2021.