Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-838/2020 (2-4469/2019;) ~ М-4167/2019 от 27.11.2019

Дело № 2-838/2020 (2-4469/2019)

44RS0001-01-2019-005838-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2020 года г. Кострома

Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Царёвой Т.С., при секретаре судебного заседания Н, с участием прокурора Михиной Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солигаличского района Костромской области в интересах Смирновой А.Н. к Департаменту здравоохранения Костромской области о возложении обязанности обеспечить гражданина медицинскими изделиями и компенсации расходов на приобретение препарата,

установил:

Прокурор Солигаличского района Костромской области обратился в суд в интересах Смирновой А.Н. к Департаменту здравоохранения по Костромской области с иском о возложении обязанности обеспечить гражданина медицинскими изделиями, взыскании расходов. Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой проведена проверка по обращению Смирновой А.Н., в ходе которой установлено, что Смирнова А.Н., <дата> года рождения состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» с ноября 1994 года с диагнозом несахарный диабет и нуждается в пожизненном получении гормонзамещающего препарата. Постановлением врачебной комиссии ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница» от <дата> Смирновой А.Н. назначено лечение препаратом под торговым названием «Минирин». Врачебной комиссией ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» <дата> Смирновой А.Н. рекомендовано назначить препарат «Минирин» 0,2 мг. В сентябре 2018 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, закупаемые по программе ОНЛС, на 2019 год, в которой указана потребность в препарате «Минирин» 0,2 мг. в количестве 19 упаковок. Согласно заявке от <дата> ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» просила приобрести для обеспечения Смирновой А.Н., 1987 г.р., (федеральная льгота, диагноз «Несахарный диабет») препарат Минирин 60мкг, схема лечения: по 1 таблетке 3 раза в сутки. Потребность на 1 месяц 3 упаковки, потребность на 2019 год (февраль- декабрь 2019 года) 33 упаковки. При этом в истекшем периоде 2019 года Смирнова А.Н. обеспечена препаратом «Минирин» 0,2 мг. в количестве 2 упаковок по 30 таблеток: <дата> и <дата>, то есть не в полном объеме. В связи с отсутствием надлежащего обеспечения необходимыми лекарственными препаратами Смирнова А.Н. в <дата> приобрела за свой счет лекарственный препарат «Минирин» 0,2 мг. в количестве 1 упаковки по 30 таблеток на общую сумму 2489 руб. Прокурор просил суд взыскать с департамента здравоохранения Костромской области в пользу Смирновой А.Н., <дата> года рождения, расходы на оплату лекарственного препарата в сумме 2489 рублей, обязать департамент здравоохранения Костромской области организовать обеспечение Смирновой А.Н., <дата> года рождения, препаратом под торговым названием «Минирин» в полном объеме.

В ходе рассмотрения дела прокурор Солигаличского района Костромской области уточнил исковые требования, в окончательном виде просит взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Смирновой А.Н., <дата> г.р., расходы на уплату лекарственного препарата в сумме 2489 руб. Остальные требования не поддержал в связи с их удовлетворением ответчиком в добровольном порядке.

В судебном заседании помощник прокурора города Костромы Михина Д.А., действующая на основании поручения, уточненные исковые требования прокурора Солигаличского района Костромской области о взыскании с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Смирновой А.Н. расходов на уплату лекарственного препарата в сумме 2489 руб. поддержала в полном объеме.

Истец Смирнова А.Н. в судебном заседании не участвовала, в письменном заявлении исковые требования прокурора, заявленные в её интересах, о взыскании денежных средств в уточненном виде поддержала.

Представитель ответчика Департамента здравоохранения Костромской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судбеное заседание не явился.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41).

Исходя из данного конституционного положения законодатель вправе, в том числе посредством закрепления соответствующих мер социальной защиты, предусмотреть определенные гарантии и льготы отдельным категориям граждан.

Это же отражено и в статье 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации».

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ) основными принципами охраны здоровья являются: соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья и др.

Согласно ст. 37, 43 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах здоровья граждан в Российской Федерации», медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента (часть 2).

Лечащий врач, рекомендуя пациенту лекарственный препарат, медицинское изделие, специализированный продукт лечебного питания или заменитель грудного молока, обязан информировать пациента о возможности получения им соответствующих лекарственного препарата, медицинского изделия, специализированного продукта лечебного питания или заменителя грудного молока без взимания платы в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 4).

Лечащий врач устанавливает диагноз, который является основанным на всестороннем обследовании пациента и составленным с использованием медицинских терминов медицинским заключением о заболевании (состоянии) пациента (часть 5).

Как установлено судом и следует из материалов дела, Смирнова А.Н., <дата> года рождения состоит на диспансерном учете в ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» с ноября 1994 года с диагнозом несахарный диабет и нуждается в пожизненном получении гормонзамещающего препарата.

Постановлением врачебной комиссии ОГБУЗ «Костромская областная клиническая больница» от <дата> Смирновой А.Н. назначено лечение препаратом под торговым названием «Минирин».

Согласно протоколу заседания врачебной комиссии ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» по назначению и выписыванию льготных лекарственных средств от <дата>, Смирновой А.Н. рекомендовано назначить препарат «Минирин» 0,2 мг.

В истекшем периоде 2019 года Смирнова А.Н. обеспечена препаратом «Минирин» 0,2 мг. в количестве 2 упаковок по 30 таблеток: <дата> и <дата>, то есть не в полном объеме.

В связи с отсутствием надлежащего обеспечения необходимыми лекарственными препаратами Смирнова А.Н. <дата> приобрела за свой счет лекарственный препарат «Минирин» 0,2 мг. в количестве 1 упаковки по 30 таблеток на общую сумму 2489 руб., что подтверждается предоставленными в материалы дела товарным чеком Аптеки 44-372 ООО «Столички Регион 1» от <дата>, кассовым чеком ООО «Столички Регион 1» от <дата>, отчетом по банковской карте об оплате покупки от <дата>.

Судом установлено также, что в сентябре 2018 года ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» в департамент здравоохранения Костромской области направлена заявка на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания, закупаемые по программе ОНЛС, на 2019 год, в которой указана потребность в препарате «Минирин» 0,2 мг. в количестве 19 упаковок. Согласно заявке от <дата> ОГБУЗ «Солигаличская районная больница» просит приобрести для обеспечения Смирновой А.Н., 1987 г.р., (федеральная льгота, диагноз «Несахарный диабет») препарат Минирин 60мкг, схема лечения: по 1 таблетке 3 раза в сутки. Потребность на 1 месяц 3 упаковки, потребность на 2019 год (февраль- декабрь 2019 года) 33 упаковки.

Пунктом 2.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328, при обращении гражданина в соответствующее лечебно-профилактическое учреждение врач (фельдшер) по результатам осмотра выписывает рецепт по установленной форме на лекарственные препараты, изделия медицинского назначения и специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, в том числе перечнем лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактического учреждения, перечнем изделий медицинского назначения и перечнем специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Перечни), утверждаемыми в установленном порядке Минздравсоцразвития России.

Согласно ч. 3 ст. 6.5 Федерального закона № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг, предусмотренной настоящей главой, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, Министерству здравоохранения Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей -инвалидов.

Средства на осуществление переданных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, которые зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (части 2, 4 статьи 4.1 Федерального закона № 178-ФЗ).

В силу пунктов 1, 4 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации субвенции из федерального бюджета субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных полномочий относятся к доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п.п. 2 п. 11 Положения о Департаменте здравоохранения Костромской области, утвержденного постановлением губернатора Костромской области от 27.12.2007 № 546, Департамент здравоохранения Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, к его полномочиям в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг относится:

организация обеспечения граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;

осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;

организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

Из пункта 59 Положения следует, что Департамент здравоохранения Костромской области осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, предусмотренных на содержание Департамента и реализацию возложенных на него функций.

Постановлением Администрации Костромской области от 29.12.2017 № 522-а утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Костромской области на 2018 год на плановый период 2018 и 2019 годов.

В соответствии с п. 32 данной программы за счет средств областного бюджета финансируются затраты на обеспечение граждан лекарственными препаратами. изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с перечнем лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания, закупаемых за счет средств бюджета Костромской области и отпускаемых по рецептам врачей бесплатно и с 50-процентной скидкой при амбулаторном лечении отдельных групп населения и категорий заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения».

Одновременно в целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи Правительство Российской Федерации постановлением от 10.12.2018 № 1506 утвердило Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 г. и на плановый период 2020 г. и 2021 г., которая в разделе V устанавливает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Данный перечень утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» и в приложении № 1 к данному постановлению предусматривает бесплатное предоставление лицам, имеющим заболевание «диабет», лекарственных средств и медицинских изделий.

Анализ приведенных правовых норм в их системном единстве свидетельствует о том, что право граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке на территории Российской Федерации, на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями при амбулаторном лечении диабета является государственной гарантией, обеспечиваемой за счет бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом по смыслу вышеназванных нормативных правовых актов реализация данного права осуществляется на всей территории Российской Федерации и не может быть поставлена в зависимость от правового регулирования, введенного в отдельном субъекте Российской Федерации.

Учитывая социально значимое заболевание, которым страдает Смирнова А.Н. – диабет, гарантии бесплатного обеспечения лекарственными средствами при данном заболевании, суд полагает, что отказ в лекарственном обеспечении данными препаратами не соответствует требованиям законодательства.

Таким образом, взысканию с ответчика подлежит стоимость данного лекарственного препарата «Минирин» в размере 2489 рублей, приобретенного Смирновой А.Н. самостоятельно, в связи с необходимостью его использования по медицинским показаниям.

При установленных обстоятельствах, с учетом указанного выше нормативного регулирования, суд приходит к выводу об удовлетворении требований истца.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд,

р е ш и л :

Исковые требования прокурора Солигаличского района Костромской области в интересах Смирновой А.Н. к Департаменту здравоохранения Костромской области удовлетворить.

Взыскать с Департамента здравоохранения Костромской области в пользу Смирновой А.Н. расходы, понесенные на приобретение лекарственного препарата «Минирин», в сумме 2489 рублей.

Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья Т.С. Царёва

2-838/2020 (2-4469/2019;) ~ М-4167/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Солигаличского района
Смирнова Алевтина Николаевна
Ответчики
Департамент здравоохранения Костромской области
Суд
Свердловский районный суд г. Костромы
Судья
Царёва Татьяна Сергеевна
Дело на сайте суда
sverdlovsky--kst.sudrf.ru
27.11.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.11.2019Передача материалов судье
02.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.12.2019Судебное заседание
20.01.2020Судебное заседание
24.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2020Дело оформлено
31.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее