Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с.Новобирилюссы 21 сентября 2012 г.
Бирилюсский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Барановой О.И.
при секретаре Коденко Г.И.
с участием представителя истца Чекряковой В.М.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чекряковой Пелогеи Ерофеевны к администрации Орловского сельсовета Бирилюсского района, администрации Бирилюсского района о включении недвижимого имущества в состав наследства,
У С Т А Н О В И Л:
Чекрякова П.Е. обратилась в суд с иском, в котором просила включить в состав наследства квартиру, находящуюся по <адрес>, которая осталась после смерти её мужа Чекрякова Михаила Семёновича, умершего ДД.ММ.ГГГГ. Данная квартира была приобретена мужем у сына - Чекрякова Василия Михайловича в 1977 году, который ранее в 1976 году купил дом в <адрес> у ФИО1 за <данные изъяты> рублей, затем сделал к дому прируб, и дом стал на две половины, то есть на две квартиры. В момент приобретения дома нумерации домов не было, затем улице присвоили название <адрес>, дому присвоили номер №, а квартирам присвоили номера № и №.
В этой квартире они с мужем прожили более 20 лет, ухаживали за ней, ремонтировали её, платили налоги. После смерти мужа она фактически приняла наследство, поскольку осталась в квартире проживать, однако унаследовать указанную квартиру не может в связи с тем, что при жизни право собственности на квартиру её муж, Чекряков М.С., надлежащим образом и в законом установленном порядке оформить не успел.
В судебном заседании представитель истца Чекрякова В.М. исковые требования доверителя поддержала и суду подтвердила обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно суду пояснила, что действительно они с мужем Чекряковым В.М. в 1976 году купили дом в <адрес> у ФИО1 за <данные изъяты> рублей. Затем муж Чекряков В.М. - сын Чекрякова Михаила Семёновича, сделал прируб к дому, дом сделал на 2 половины с отдельными входами в жильё, отдельными дворами, то есть получилось две квартиры. Вторую квартиру он подарил своему отцу - Чекрякову М.С., но сделку они с отцом не оформляли, в деревне в те годы это не принято было. Её доверитель - Чекрякова П.Е. вместе с мужем Чекряковым М.С. стали жить во второй половине. Ни названий улиц, ни нумерации домов тогда не было, а когда присвоили, то оказалось, что родители живут в <адрес>.
Ответчики: администрация Бирилюсского района, администрация Орловского сельсовета, - о месте и времени слушания дела были уведомлены надлежащим образом, в суд не явились, просили дело рассматривать в их отсутствие. В соответствии с ч.5 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие ответчиков в соответствии с выраженной ими просьбой. Относительно требований истца ответчики не возражали, иск ответчики признали.
Выслушав представителя истца, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения, и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
Согласно ст. 234 ГК РФ лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение 15 лет либо иным имуществом в течение 5 лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
Из показаний свидетелей ФИО2, ФИО3 следует, что свидетели с давних пор проживают в одном селе и на одной улице с истцом Чекряковой П.Е. Хорошо помнят, что супруги Чекряковы В.М. и В.М. в середине 70-х годов купили дом в <адрес> у ФИО1. После продажи дома Осин Илья уехал из деревни, и как они знают, он уже умер. Через год Чекряков В.М. сделал прируб к дому с отдельным входом, и дом стал на две половины, то есть на две квартиры. Во вторую квартиру Чекряков В.М. поселил своих родителей: Чекрякова Михаила Семёновича и Чекрякову Пелогею Ерофеевну, квартиру эту он отцу подарил. Всё это время старики Чекряковы проживали в данной квартире <адрес>, но в 2001 году Чекряков М.С. умер, а его жена - Чекрякова П.Е. осталась жить в квартире, и проживает в ней до настоящего времени.
Из показаний представителя истца, свидетелей, суду видно, что Чекряков М.С. приобрёл в 1977 году у сына Чекрякова В.М. квартиру по <адрес>, и долгое время - более 20 лет жил в квартире с семьёй, ухаживал за квартирой, ремонтировал её, платил налоги, соответственно суд считает установленным то обстоятельство, что в силу приобретательной давности Чекрякова М.С. владел квартирой на праве собственности, и его следует считать собственником данного жилого помещения.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Согласно ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Объявление судом гражданина умершим влечёт за собой те же правовые последствия, что и смерть гражданина.
Согласно свидетельства о браке (л.д.5) Чекряков Михаил Семёнович и Гудилина Пелогея Ерофеевна вступили в брак 08.02.1960 года, после регистрации брака супругам присвоена фамилия Чекряковы.
Согласно свидетельства о смерти (л.д.6) Чекряков Михаил Семёнович,
20 сентября 1915 года рождения, умер 04.07.2001 года в д.<адрес>.
Таким образом, 04 июля 2001 года открылось наследство после смерти Чекрякова М.С., а истец Чекрякова П.Е., как супруга умершего наследодателя, в соответствии со ст. 1142 ГК РФ, стала наследником первой очереди.
Как установлено в судебном заседании, истец Чекрякова П.Е. фактически приняла наследство после смерти своего мужа - Чекрякова М.С., поскольку осталась проживать после смерти мужа в квартире в <адрес>.
Согласно кадастрового паспорта помещения (л.д.9), составленного 18.07.2012 года, квартира, расположенная в многоквартирном доме по адресу:<адрес>, имеет общую площадь 37,1 кв. метра, кадастровый номер: 24:05:1501001:93.
Согласно технического паспорта (л.д.14-17), составленного по состоянию на 08.10.2009 года, справки о технико - экономических показателях объекта недвижимости (л.д.8), квартира, расположенная в <адрес>, имеет общую площадь 37,1 кв. метров, в том числе жилую - 27,8 кв. метров.
Учитывая, что Чекряков М.С. в силу приобретательной давности владел квартирой на праве собственности, то есть был собственником жилья, данное недвижимое имущество в виде квартиры подлежит включению в состав наследства, открывшегося после его смерти.
То обстоятельство, что гражданин умер до регистрации права собственности на жилое помещение в законом установленном порядке, не может служить основанием к отказу в удовлетворении требований наследника по включению имущества в состав наследства, поскольку наследодатель Чекряков М.С. владел квартирой, как установлено в судебном заседании, на праве собственности.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым удовлетворить требования истца Чекряковой П.Е. в полном объеме, и включить в состав наследства после смерти её мужа, Чекрякова М.С., недвижимое имущество в виде квартиры, расположенной по <адрес> в <адрес>.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Чекряковой Пелогеи Ерофеевны удовлетворить.
Включить в состав наследства, открывшегося после смерти Чекрякова Михаила Семёновича, умершего 04 июля 2001 года в <адрес>:
- квартиру, расположеную в многоквартирном доме в <адрес>, общей площадью 37,1 квадратных метров, кадастровый номер квартиры: №.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его объявления путем подачи жалобы через Бирилюсский районный суд.
Председательствующий: