РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 апреля 2021 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего судьи Серикова В.А.
при секретаре Гарькавой А.А.,
при участии: представитель административного истца Суздалевой Л.М., действующей на основании доверенности,
административного ответчика Гаговского В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1646/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции ФНС России № 19 по Самарской области к Гаговскому В.С. о взыскании задолженности по налогу и пени,
установил:
Межрайонная инспекция ФНС России № 19 по Самарской области обратилась в суд с иском к Гаговскому В.С. о взыскании пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 5 161 руб., пени по налогу в сумме 615,98 руб.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что Гаговскому В.С. на основании п.8 ст. 227 НК РФ, исходя из размера дохода, полученного от занятия частной практикой за предыдущий период (2016 год), с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218 и 221 НК РФ были исчислены суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 3 441 руб. со сроком уплаты – ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 720 руб. со сроком уплаты- ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1722 руб. со сроком уплаты – ДД.ММ.ГГГГ. В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога и начисленных на недоимку пени № и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, однако задолженность налогоплательщиком не была погашена. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании указанных сумм недоимки и пени. Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района г. Тольятти, однако впоследствии отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ввиду поступивших от должника возражений. До настоящего времени задолженность не погашена. На основании изложенного административный истец просил удовлетворить заявленное требование и взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 5 161 руб., а также пени в размере 410,68 руб., начисленные на недоимку в размере 3441 руб. по требованию № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пени в размере 205,30 руб., начисленные на недоимку в размере 1720 руб. по требованию № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель административного истца Суздалева Л.М., действующая на основании доверенности, настаивала на заявленных требованиях.
Административный ответчик Гаговский В.С. в судебном заседании возражал против удовлетворения административного искового заявления, ссылаясь на то, что ранее административный истец уже обращался в суд с требованием о взыскании с него недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год. Решением Центрального районного суда г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-3970/2020 в удовлетворении исковых требований было отказано, решением того же суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №а-4754/2020 иск был удовлетворен, однако поскольку недоимка к моменту вынесения решения была погашена, суд указал на то, что решение считается исполненным. Ввиду чего оснований для взыскания с него недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год не имеется.
Изучив доводы административного искового заявления, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного административным истцом требования, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с ч. 4 ст. 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Согласно ст. 207 Налогового Кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в Российской Федерации не прерывается на периоды его выезда за пределы Российской Федерации для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.
В соответствии со ст. 209 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:
1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
2) от источников в Российской Федерации - для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации
Согласно ст. 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса.
Порядок исчисления налога и подачи декларации установлен ст. 228 Налогового кодекса РФ, которой в частности установлено, что налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном статьей 225 настоящего Кодекса.
Налогоплательщики, указанные в пункте 1 настоящей статьи, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя из налоговой декларации с учетом положений настоящей статьи, уплачивается по месту жительства налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В силу ст. 45 Налогового Кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 48 Налогового Кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора.
Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46-48 настоящего Кодекса.
Материалами дела установлено, что административный ответчик Гаговский В.С. в налоговый период 2017 года являлся адвокатом. Налогоплательщиком в налоговый орган была подана налоговая декларация формы 3-НДФЛ за 2016 год с суммой налога к уплате – 6 883 руб.
На основании п.8 ст. 227 НК РФ, исходя из размера дохода, полученного от занятия частной практикой за предыдущий период (2016 год), с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст.ст. 218 и 221 НК РФ, налоговым органом Гаговскому В.С. были исчислены суммы авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 3 441 руб. со сроком уплаты – ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1 720 руб. со сроком уплаты- ДД.ММ.ГГГГ, в размере 1722 руб. со сроком уплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с неисполнением обязанности по уплате налога в адрес налогоплательщика направлялись требования об уплате налога и начисленных на недоимку пени № и № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, однако задолженность налогоплательщиком не была погашена.
Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о взыскании указанных сумм недоимки и пени. Судебный приказ был вынесен мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района г. Тольятти, однако впоследствии отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ ввиду поступивших от должника возражений.
До настоящего времени задолженность не погашена ввиду чего административный истец просил удовлетворить заявленное требование и взыскать с административного ответчика недоимку по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в размере 5 161 руб., а также пени в размере 410,68 руб., начисленные на недоимку в размере 3441 руб. по требованию № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и пени в размере 205,30 руб., начисленные на недоимку в размере 1720 руб. по требованию № за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Возражая против иска административный ответчик ссылался на то, что ранее налоговый орган уже обращался в суд с требованием о взыскании с него недоимки и пени по налогу на доходы физических лиц за 2017 год, данные требования были разрешены судом и оснований для взыскания с него указанной недоимки и пени не имеется.
Установлено, что Центральный районным судом г. Тольятти Самарской области действительно были рассмотрены административные дела №а-3970/2020 и №а-4754/2020 по административным исковым заявлениям Межрайонной инспекции ФНС России № по Самарской области к Гаговскому В.С. о взыскании недоимки по налогам и пени, однако по указанным делам административным истцом были заявлены иные требования. Так по делу №а-3970/2020 было, помимо прочего, заявлено требование о взыскании с Гаговского В.С. недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 11788 руб. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, выставленному ввиду подачи налогоплательщиком уточненной налоговой декларации 3-НДФЛ. В удовлетворении данных требований решением суда от ДД.ММ.ГГГГ было отказано ввиду пропуска административным истцом срока, установленного для взыскания недоимки в судебном порядке. По делу №а-4754/2020 налоговым органом было заявлено требование, в том числе, о взыскании с Гаговского В.С. одной из сумм авансового платежа по налогу на доходы физических лиц за 2017 год в сумме 1722 руб. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ и пени на данную сумму. Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было удовлетворено, но суд постановил решение считать исполненным ввиду поступившей от административного ответчика оплаты в ходе рассмотрения дела.
Таким образом, в настоящем деле административным истцом заявлены иные требования, чем те, что были заявлены им в рамках вышеназванных административным дел №а-3970/2020 и №а-4754/2020, ввиду чего оснований для прекращения производства по делу не имеется.
Между тем, суд полагает, что заявленные в данном деле налоговым органом требования удовлетворению не подлежат ввиду пропуска срока для обращения в суд.
Согласно статье 69 Налогового кодекса РФ при наличии у налогоплательщика недоимки в его адрес направляется требование об уплате налога. При этом, в случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В силу статьи 70 Налогового кодекса РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Указанные правила в силу пункта 3 статьи 70 Налогового кодекса РФ применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.
Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса РФ, не влечет нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика.
Из разъяснений Конституционного Суда РФ в определении от 22 апреля 2014 г. N 822-О следует, что нарушение сроков, установленных статьей 70 Налогового кодекса РФ, не может приводить к увеличению сроков, установленных для принудительного взыскания налогов иными статьями указанного Кодекса.
С учетом доводов, изложенных в административном исковом заявлении о том, что срок платежа по налогу в сумме 3 441 руб. определен до ДД.ММ.ГГГГ, а срок платежа по налогу в размере 1720 руб. определен до ДД.ММ.ГГГГ, то срок направления требования по первому платежу в размере 3441 руб. истек ДД.ММ.ГГГГ, а по платежу в размере 1720 руб. (с учетом того, что общая сумма недоимки превысила 3 000 руб. после ДД.ММ.ГГГГ) истек ДД.ММ.ГГГГ.
Фактически требования об уплате указанных сумм были направлены ответчику спустя более двух лет - ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств того, что указанная недоимка по НДФЛ была установлена по результатам налоговой проверки материалы дела не содержат, на такие обстоятельства представитель административного истца не ссылался. В силу вышеприведенных положений ст. 48 Налогового кодекса РФ налоговый орган должен был обратиться в суд за принудительным взысканием недоимки не позднее шести месяцев со дня истечения срока уплаты недоимки указанного в требовании. Несвоевременное совершение налоговым органом действий, предусмотренных пунктами 4, 6 статьи 69, пунктами 1 - 2 статьи 70, статьями 46 - 47 Налогового кодекса РФ, не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно - в последовательности и продолжительности, установленной названными нормами закона. Однако, в данном случае фактически требования об уплате недоимки по НДФЛ, со сроками уплаты до ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ соответственно, были направлены в адрес налогоплательщика с существенным нарушением установленного срока. Оснований восстановления срока, установленного для принудительного взыскания задолженности материалы дела не содержат.
Обращение к мировому судье с заявлением о взыскании указанной выше недоимки было предъявлено в ноябре 2000 года, то есть за пределами пресекательного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ, ввиду чего заявленное административным истцом требование о взыскании недоимки не может быть удовлетворено.
Кроме того, судом установлено, что Гаговским В.С. в налоговый орган была представлена уточненная декларация по налогу на доходы физических лиц, в которой общая сумма налога указана в размере 11788 руб. Указанная сумма налога взыскивалась налоговым органом, однако решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области пол делу №а-3970/2020 в удовлетворении требования о взыскании недоимки по НДФЛ за 2017 год в полном объеме было отказано ввиду пропуска установленного законом срока для ее принудительного взыскания.
В настоящем деле административным истцом фактически заявлены требования о взыскании с административного ответчика авансовых платежей по НДФЛ за 2017 год. Однако, налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Указанная правовая позиция также отражена в Письме ФНС России от 19 ноября 2012 года N НД-4-8/19411@ "По вопросу применения мер принудительного взыскания авансовых платежей по НДФЛ", а именно налоговое законодательство разграничивает понятия налога и авансового платежа, предусматривая различные сроки их уплаты. Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваемыми в течение налогового периода, следовательно, в силу статьи 11 Кодекса неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.
Кроме того, законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода. Более того, ст. 48 НК РФ предусматривает право налогового органа обратиться с заявлением о взыскании с налогоплательщика сумм не уплаченного в установленный срок налога, а не авансового платежа.
При указанных обстоятельствах заявленное административным истцом требование о взыскании с административного ответчика начисленных сумм авансовых платежей по НДФЛ за 2017 год не подлежит удовлетворению, пени на авансовые платежи не могут быть начислены и соответственно также не взысканию.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 14, 175-180,290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № по Самарской области о взыскании с Гаговского Василия Сергеевича задолженности по налогу на доходы физических лиц (авансовые платежи) за 2017 год в общей сумме 5 161 руб. (3 441 руб. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ и 1720 руб. по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ), задолженности по пени, начисленные на указанные суммы недоимки в размере 615,98 руб., отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 28 апреля 2021 года.
Председательствующий: