Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-614/2020 ~ М-338/2020 от 14.02.2020

Заочное решение

Именем Российской Федерации

6 апреля 2020 года                                                                                                  г. Тула

Пролетарский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Слукиной У.В.,

при помощнике судьи Гридиной К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Пролетарского районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-614/2020по иску министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розову С.Г. об освобождении земельного участка,

установил:

министерство имущественных и земельных отношений Тульской области обратилось в суд с иском к Шепелеву Л.М., Харькову Л.Г., Розова С.Г. об освобождении земельного участка, ссылаясь на то, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что по территории земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, проходит красная линия, которая отделяет территорию земельного участка, площадью 53 кв.м. от территории землепользования, на котором расположена часть домовладения. Сведения о предоставлении заинтересованным лицам указанного земельного участка площадью 53 кв.м., отсутствуют. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розову С.Г. Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что земельный участок площадью 53 кв.м., расположенный с восточной стороны объекта недвижимого имущества (квартиры), по адресу: <адрес>, используется Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розовым С.Г. без предусмотренных законодательство РФ прав на указанный земельный участок, то есть в действиях названных лиц усматриваются признаки нарушения требования ст.ст. 25,26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 КоАП РФ (самовольное занятие земельного участка). Шепелева Л.М., Харькова Л.Г., Розов С.Г. самовольно, без законных оснований используют земельный участок, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы Министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком (землей). Действия, нарушающие права на землю, граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (пп.4 п.2 ст. 60 ЗК РФ). На основании изложенного, истец министерство имущественных и земельных отношений Тульской области просит суд: обязать Шепелеву Л.М., Харькову Л.Г., Розова С.Г. в семидневный срок освободить земельный участок площадью 53 кв.м., расположенный с восточной стороны объекта недвижимого имущества (квартиры) по адресу: <адрес>, согласно координат, указанных в обмере площади земельного участка:

№ точки Х, м Y, м Длина линии
1 748624.04 265226.46 3,22
2 748623.07 265229.53 14,8
3 748608.30 265228.61 5,90
4 748602.41 265228.98 2,47
5 748602.63 265226.52 21,41
1 748624.04 265226.46
Система координат МСК – 71.1

Представитель истца – министерства имущественных и земельных отношений Тульской области, изведенный о дате и времени рассмотрения дела в установленном законом порядке, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.

Ответчики Шепелева Л.М., Харькова Л.Г., Розов С.Г. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке, сведений об уважительности причин своей неявки суду не представили, не просили об отложении дела или о рассмотрении дела в их отсутствие.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ст.ст. 167, 233 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле в порядке заочного производства.

Изучив письменные материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Тульской области от 13 октября 2016 года № 452 утверждено Положение о министерстве имущества и земельных отношений Тульской области, пунктами30, 45, 67 которого предусмотрено, что министерство осуществляет контроль за управлением, распоряжением, сохранностью и эффективным использованием имущества области и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством РФ необходимые меры по их устранению; выступает в качестве истцов при рассмотрении споров, связанных с владением, пользованием и распоряжением имуществом и земельными участками, находящимися на территории Тульской области; осуществляет муниципальный земельный контроль в границах муниципального образования город Тула.

Как установлено при рассмотрении дела, Шепелева Л.М., Харькова Л.Г., Розов С.Г. являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровым , площадью 80 кв.м., расположенной на земельном участке с кадастровым , что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ.

По данным Единого государственного реестра недвижимости сведения о регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, отсутствуют.

Из представленных министерством имущественных и земельных отношений Тульской области материалов муниципального контроля в отношении Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розова С.Г. следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, на основании распоряжения министра имущественных и земельных отношений Тульской области от ДД.ММ.ГГГГ проведено мероприятие по контролю, в ходе которого установлено, что участок на местности расположен с восточной стороны объекта недвижимого имущества (квартира), расположенного по адресу: <адрес>. Участок огорожен забором из металлического профильного листа. С восточной стороны участка расположена проезжая часть <адрес>. С южной стороны ограждение участка примыкает к ограждению землепользования, расположенного по адресу: <адрес> (на ограждении размещена адресная табличка с информацией «<адрес>»). В ограждении участка с восточной стороны участка (со стороны улицы) оборудованы ворота и калитка, на которой размещен почтовый ящик. Через указанные ворота и калитку организован доступ к землепользованию, расположенному по адресу: <адрес>. Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежит на праве общей долевой собственности Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розову С.Г. В соответствии с информацией, предоставленной управлением градостроительства и архитектуры администрации г. Тулы, по территории земельного участка, расположенного с восточной стороны объекта недвижимого имущества (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>, проходит красная линия. При сопоставлении координат красной линии с результатами обмера земельного участка, произведенного инспекторами – главными консультантами отдела контрольной работы министерства имущественных и земельных отношений Тульской области с использованием специальных технических средств, установлено, что красная линия отделяет территорию земельного участка, площадью 53 кв.м. от территории землепользования, на котором расположена часть домовладения по адресу: <адрес>. Сведения о предоставлении заинтересованным лицам указанного земельного участка, площадью 53 кв.м. в Министерстве отсутствует. В соответствии с п.7 ч.1, п.1 ст. 65 Земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю установлено, что земельный участок, площадью 53 кв.м., расположенный с восточной стороны объекта недвижимого имущества (квартиры), расположенного по адресу: <адрес>, используется Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розовым С.Г. без предусмотренных законодательством РФ прав на указанный земельный участок. Учитывая изложенное, в действиях названных лиц усматриваются признаки нарушений требований ст.ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ, ответственность за которые предусмотрена ст. 7.1 «Самовольное занятие земельного участка» Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, видно, что земельный участок не поставлен в границах на кадастровый учет, фактически используемый собственником, земельный участок имеет самозахват со стороны <адрес> с выходом за красную линию, отгораживающую участок общего пользования, площадью 53 кв.м.

Согласно сообщению министерства имущественных и земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ министерство направляет на рассмотрение Управление Росреестра по Тульской области материалы мероприятия по контролю, при проведении которого не требуется взаимодействие, , проведенного в рамках муниципального земельного контроля в отношении Шепелевой Л.И., Харьковой Л.Г., Розова С.Г., на земельном участке, расположенном с восточной стороны объекта недвижимого имущества (квартира), расположенного по адресу: <адрес>.

В адрес Шепелевой Л.И., Харьковой Л.Г., Розова С.Г. Управлением Росреестра по Тульской области ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ направлялось уведомление о рассмотрении материалов мероприятия по контролю.

Таким образом, в ходе проведения мероприятия по контролю и при рассмотрении спора по существу установлено, что земельный участок площадью 53кв. м с координатами, указанными в обмере земельных участков, расположенный по адресу: <адрес>,используется Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розовым С.Г.без предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок.

Согласно положениям Конституции РФ разграничение государственной собственности, в том числе на землю, и, соответственно, земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов (статья 72, пункты «г», «к» части 1).

Указанное положение Конституции РФ предполагает, прежде всего, законодательное регулирование порядка отнесения объектов государственной собственности к тем или иным уровням (видам) этой собственности - федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, а также порядка передачи объектов из государственной собственности в муниципальную собственность. При этом федеральный законодатель вправе предусмотреть осуществление полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, органами местного самоуправления (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2008 года № 219-О-О).

В силу пункта 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно пункту 2 статьи 10, пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, входящего в состав этого муниципального района, при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки поселения, а также в отношении земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района.

В силу положения статьи 10.1 Земельного кодекса РФ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области земельных отношений, установленные Земельным кодексом РФ, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

20.11.2014 года Тульской областной Думой принят Закон № 2218-ЗТО «О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципального образования город Тула и органами государственной власти Тульской области» (далее по тексту - Закон № 2218-ЗТО), согласно пункту 1 части 1, в соответствии с пунктом 2 статьи 5 которого с 01.01.2015 года Правительство Тульской области осуществляет полномочия органов местного самоуправления муниципального образования город Тула по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

В соответствии с пунктом 1, пунктом 5 подпунктом 49 Положения о министерстве имущественных и земельных отношений Тульской области, утвержденного Постановлением Правительства Тульской области от 13.10.2016 года №452, министерство является органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим управление и распоряжение в пределах своей компетенции имуществом, находящимся в собственности Тульской области, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах муниципального образования город Тула.

Согласно пункту 1 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником (пункты 1, 2 статьи 264 ГК РФ).

Основания возникновения гражданских прав и обязанностей регламентированы положениями пункта 1 статьи 8 ГК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 25, пунктом 1 статьи 26 Земельного кодекса РФ вещные права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и удостоверяются документами в соответствии с указанным федеральным законом.

В силу п.7 ст.1, п.1 ст. 65 земельного кодекса РФ земельное законодательство основывается на принципе платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату. Уплата земельного налога, арендных платежей производится на основе оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, за отсутствие которых установлена административная ответственность, предусмотренная ст. 71. КоАП РФ.

Согласно пункту 1 статьи 28 Федерального закона от 13.07.2016 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет, государственная регистрация возникновения или перехода прав на недвижимое имущество удостоверяются выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Законные основания (правоустанавливающие документы), подтверждающие правомерность занятия и пользования ответчиками земельным участком площадью 53 кв. м с координатами, указанными в обмере земельного участка, отсутствуют.

В соответствии со статьей 39.2 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 Земельного кодекса РФ.

Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области не принимало решений о предоставлении Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розову С.Г.в собственность или в аренду земельного участка площадью 53кв.м.

Таким образом, ответчики самовольно, без законных оснований, используют земельный участок площадью 53 кв. м, нарушая тем самым принцип платности использования земли, а также законные интересы министерства, которое уполномочено распоряжаться самовольно занятым земельным участком (землей).

Положения статьи 11 ГК РФ предусматривают судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав и законных интересов.

Согласно абзацу 3 статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В соответствии со статьей 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

В силу статьи 305 ГК РФ права, предусмотренные статьями 301 – 304 ГК РФ, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 года № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 60 Земельного кодекса РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подпункт 4 пункта 2 статьи 60 Земельного кодекса РФ).

Согласно пункту 2 статьи 62 Земельного кодекса РФ на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе, к освобождению земельного участка.

В силу положений пунктов 2, 3 статьи 76 Земельного кодекса РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам земельных участков без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.

Согласно статье 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке, в связи с чем, предъявляя иск об освобождении земельного участка, истец использует предусмотренный законом способ защиты права.

На основании статьи 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, подлежит установлению срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Как видно из представленных сторонами доказательств, фотоматериалов собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>, которыми являются Шепелева Л.М., Харькова Л.Г., Розов С.Г., на придомовой территории, на земельном участке, являющимся земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, площадью 53кв.м., в отсутствие разрешительных документов возведен забор с воротами и калиткой.

Возведенные собственником прилегающего земельного участка объекты, не могут быть признаны элементами благоустройства городской территории, так как не предоставляют доступ к ним неограниченного числа лиц.

Право собственников жилого дома на возведение на придомовой территории сооружений капитального, либо некапитального характера, правилами благоустройства территории муниципального образования город Тула, утвержденными решением Тульской городской Думы от 31 января 2018 года № 47/1156 не предусмотрено.

Оценивая представленные сторонами доказательства, установив, что ответчиками на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, площадью 53кв.м., примыкающем к находящемуся у них в использовании земельном участке, без выделения им в установленном законом порядке данного земельного участка, а также без утверждения соответствующего проекта возведены объекты (забор, ворота, калитка, подсобные помещения), суд приходит к выводу об обоснованности заявленных министерством имущественных и земельных отношений Тульской области исковых требований об освобождении Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г. и Розовым С.Г. земельного участка.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства того, что указанные объекты могут быть квалифицированы как объекты движимого имущества, а также то, что они возведены на отведенном для этого земельном участке, в то же время суд учитывает, что не имеет значения и вопрос о том, являются ли эти строения капитальными, поскольку их размещение ответчиками на земельном участке, который им в установленном законом порядке не выделялся, нарушает вышеприведенные нормы действующего законодательства.

На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных и поддержанных исковых требований, руководствуясь статьями 194-199ГПК РФ, суд

решил:

исковое требование министерства имущественных и земельных отношений Тульской области к Шепелевой Л.М., Харьковой Л.Г., Розову С.Г. об освобождении земельного участка удовлетворить.

Обязать Шепелеву Л.М., Харькову Л.Г., Розова С.Г. свой счет в семидневный срок - с даты вступления решения суда в законную силу освободить земельный участок площадью 53 кв.м., расположенный с восточной стороны объекта недвижимого имущества (квартиры) по адресу: <адрес>, согласно координат, указанных в обмере площади земельного участка:

№ точки Х, м Y, м Длина линии
1 748624.04 265226.46 3,22
2 748623.07 265229.53 14,8
3 748608.30 265228.61 5,90
4 748602.41 265228.98 2,47
5 748602.63 265226.52 21,41
1 748624.04 265226.46
Система координат МСК – 71.1

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий                                                                       У.В. Слукина

2-614/2020 ~ М-338/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство имущественных и земельных отношений Тульской области
Ответчики
Шепелева Лариса Михайловна
Розов Сергей Геннадьевич
Харькова Любовь Геннадьвна
Суд
Пролетарский районный суд г.Тулы
Судья
Слукина Ульяна Викторовна
Дело на странице суда
proletarsky--tula.sudrf.ru
14.02.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.02.2020Передача материалов судье
21.02.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
05.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Судебное заседание
06.04.2020Судебное заседание
09.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее