дело № 2-663/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 февраля 2021 года пл. Ленина д. 5, г.о. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе:председательствующего федерального судьи Малинычевой Т.А.,
при секретаре судебного заседания Комаровой А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Парамонова ФИО8 к АО «Газпром Центрэнергогаз» о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании производить ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения,
УСТАНОВИЛ:
Парамонов В.Е. обратился в Черемушкинский районный суд г. Москвы с иском к о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании производить ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения. В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ Парамонов В.Е. обратился с письменным заявлением в АО «Газпром Центрэнергогаз», об оказании ежемесячной доплаты к пенсии согласно п. 4.2 Положения о социальной защите пенсионеров АО «Газпром Центрэнергогаз» от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что не является участником НПФ «Газфонд». Также ДД.ММ.ГГГГ истец направил заявление в электронном виде через официальный интернет-сайт ответчика, с просьбой уточнить о необходимости заверения копий документов нотариально, при подаче документов о признании его пенсионером АО «Газпром Центрэнергогаз». В ответ на электронное обращение истца Парамонову В.Е. было указано, что
для признания истца пенсионером Общества, согласно Положению о социальной защите пенсионеров АО «Газпром Центрэнергогаз», необходимо выполнение п. 2.2 Положения, согласно которому пенсионерами Общества признаются также бывшие работники, уволенные в связи с ликвидацией обособленных структурных подразделений, осуществлением мероприятии по сокращению численности или штата, но не ранее чем за два года до достижения возраста, дающего право на пенсию по старости. Истец осуществлял трудовую деятельность в Обществе в должности сварщика, ушёл на пенсию досрочно после достижения 55-летнего возраста – ДД.ММ.ГГГГ, в связи с осуществлением трудовой деятельности в условиях вредных для здоровья, уволен по сокращению штата ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ, истцу поступил ответ в электронном виде на его электронную почту из отдела кадров и социального развития АО «Газпром Центрэнергогаз», в котором указано что истец не может быть признан пенсионером Общества, поскольку на момент увольнения им не было соблюдено условие пп. б, п. 2.2 Положения о социальной защите пенсионеров, то есть не достигнут возраст, определённый указанным подпунктом Положения. Истец имеет стаж работы в организациях системы ПАО «Газпром», согласно трудовой книжке, в размере 23 лет 3 месяцев и 6 дней. Трудовой договор, заключённый между истцом и ответчиком, расторгнут ДД.ММ.ГГГГ в связи с сокращением штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового Кодекса Российской Федерации. Принимая во внимания стаж работы и причину расторжения трудового договора, истец полагает, что у него возникло право на ежемесячную доплату к пенсии пенсионера Общества, не являющегося участником НПФ «Газфонд», в размере 0,35 минимальной тарифной ставки (п. 4.2 Положения о социальной защите пенсионеров АО «Газпром Центрэнергогаз»). ДД.ММ.ГГГГ истцом, в лице представителя, направлено ответчику повторное заявление о признании Парамонова В.Е. пенсионером АО «Газпром Центрэнергогаз» и предоставлении его данных в НПФ «Газфонд» для получения социальных льгот и гарантий, предусмотренных Положением о социальной защите пенсионеров АО «Газпром Центрэнергогаз». Истец в каких-либо организациях ПАО «Газпром» не состоит, социальных льгот и выплат от Организации не получает. Просит суд включить Парамонова В.Е. в сводный список работников для негосударственного пенсионного обеспечения и перечислить пенсионные взносы за Парамонова В.Е. в НПФ «Газфонд», обязать НПФ «Газфонд» производить Парамонову В.Е. ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения в размере 0,35 минимальной тарифной ставки начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Черемушкинского районного суда города Москвы от ДД.ММ.ГГГГ настоящее гражданское дело направлено для рассмотрения по подсудности в Щёлковский городской суд Московской области, в этой связи на основании определения суда от ДД.ММ.ГГГГ принято к производству суда.
Согласно ст. 33 ГПК РФ споры о подсудности не допускаются.
В судебное заседании истец Парамонов В.Е. не явился, извещён надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление от истца, его представителя, действующего на основании доверенности – Невзоровой В.Е., о рассмотрении дела в отсутствие истца и его представителя, исковое заявление поддержали, просили удовлетворить в полном объёме.
Представитель ответчика АО «Газпром Центрэнергогаз», действующая на основании доверенности (копия в деле) – Сильва Парра А.В., полагала исковые требования незаконными. Поддержала доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление, пояснила суду, что истцом допущено неверное толкование локальных актов работодателя. Истец не учел, что необходимо соблюдение условий: основание для увольнения, стаж и возраст, в котором работник вышел на пенсию. На момент увольнения Парамонову В.Е. было 52 года, а не 58 лет, как предусмотрено Положением. Для включения в НПФ необходимо, чтобы работнику оставалось до назначения пенсии два года или меньше, а истцу оставалось три года. Истец был уволен в связи с сокращением. Условия должны быть соблюдены все одновременно. Полагала, что требование об обязании НПФ «Газфонд» производить Парамонову В.Е. ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения в размере 0,35 минимальной тарифной ставки начиная с ДД.ММ.ГГГГ предъявлено к ненадлежащему ответчику. Просила отказать в иске в полном объёме.
Представитель третьего лица – АО «НПФ ГАЗФОНД», в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, в материалах дела имеются пояснения на исковое заявление (л.д. 40-45), а также заявление о рассмотрении гражданского дела в отсутствие представителя.
Выслушав пояснения ответчика, исследовав материалы дела, оценив в совокупности представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 5 ст. 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичное правило закреплено в ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", введенного в действие с 01 января 2015 года.
Из буквального содержания приведенных норм следует, что при наличии у организации собственных средств она вправе принять локальный акт о негосударственном пенсионном обеспечении.
Согласно ст. 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с положениями ст. 381 ТК РФ под индивидуальным трудовым спором понимаются неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора, о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем.
Из материалов дела следует, что истец осуществлял трудовую деятельность в АО «Газпром Центрэнергогаз» в должности газосварщика 5 разряда участка № РМ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается копией трудовой книжки (л.д. 12-20).
По расторжении трудового договора ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен на основании п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ - в связи с сокращением штата работников.
Основания и порядок включения работников АО «Газпром Центрэнергогаз» в состав Фонда регламентируются Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ПАО "Газпром", его дочерних обществ и организаций и разработанным на его основе Положением о негосударственном пенсионном обеспечении работников ДОАО «Центрэнергогаз».
Согласно п. 3.3 Положений "Газпром" 2004 года и 2007 года, в состав участников Фонда включаются работники организаций, указанных в пункте 1.1 настоящего Положения, состоящие в трудовых отношениях с вышеуказанными организациями и имеющие стаж работы в организациях системы ОАО "Газпром" не менее 5 лет, которым до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", осталось 10 лет и менее.
В период действия указанных Положений "Газпром" 2004, 2007 г.г. для включения работника в состав участников Фонда необходимо было наличие в совокупности трех условий: наличие трудовых отношений с дочерней организацией ОАО "Газпром", 100% уставного капитала которого принадлежит ОАО "Газпром", наличие стажа работы в организациях системы ОАО "Газпром" не менее 5 лет, работнику до достижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", осталось 10 лет и менее.
Согласно данного п. 3.5.2. Положения "Газпром" 2007 года, вкладчик обязан включить работников в состав участников Фонда независимо от их возраста при увольнении в связи с реорганизацией вкладчика, ликвидацией его обособленных структурных подразделений, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, при наличии у них стажа работы в организациях системы ОАО "Газпром" не менее 20 лет.
В соответствии с п. 4.1 действующего на дату увольнения истца Положения о негосударственном обеспечении работников АО "Газпром Центрэнергогаз", утвержденного приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, в состав участников Фонда включаются работники, имеющие стаж работы в организациях системы ПАО "Газпром" не менее 10 лет, в том числе стаж работы в Обществе не менее 5 лет, при увольнении в связи с ликвидацией обособленных структурных подразделений организации, осуществлением мероприятий по сокращению численности или штата, которым до достижения возраста, дающего право на пенсию по старости (60 лет - мужчинам, 55 лет - для женщин), осталось 2 года и менее.
По смыслу указанного пункта Положения для включения работника в состав участников НПФ «Газфонд» должны быть одновременно соблюдены условия в отношении любого работника, а именно: основание увольнения, наличие определённого стажа, достижение определённого возраста.
Дата рождения Парамонова В.Е. – ДД.ММ.ГГГГ, на дату увольнения (ДД.ММ.ГГГГ) возраст Парамонова Е.В. составлял 52 года, что противоречит, как предусмотрено п. 4.1 Положения. Досрочная пенсия по старости оформлена истцом ДД.ММ.ГГГГ, по достижении им 55 лет.
Учитывая изложенное оснований для включения Парамонова В.Е в состав участников НПФ «Газфонд» не имеется, в этой связи суд приходит к выводу об отказе в удовлтворении исковых требований о включении Парамонова В.Е. в сводный список работников для негосударственного пенсионного обеспечения и перечислить пенсионные взносы за Парамонова В.Е. в НПФ «Газфонд» у суда не имеется.
Относительно требования истца об обязании НПФ «Газфонд» производить Парамонову В.Е. ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения в размере 0,35 минимальной тарифной ставки начиная с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к следующему.
АО «НПФ ГАЗФОНД», являясь правопреемником НПФ «ГАЗФОНД», в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 35.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» и пунктом 1.4 Устава представляет собой организацию, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение. В целях осуществления своей деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению Фонд заключает договоры негосударственного пенсионного обеспечения.
Пенсионный договор заключается между Фондом и вкладчиком (физическим или юридическим лицом), в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд, а Фонд обязуется при наступлении пенсионных и дополнительных оснований (если они предусмотрены условиями Пенсионного говора) выплачивать участнику (участникам) негосударственную пенсию в соответствии с Пенсионными правилами Фонда и выбранной пенсионной схемой.
Между Фондом и АО «Газпром Центрэнергогаз» заключен договор негосударственного пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ № и дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с условиями пункта 2 Пенсионного договора, негосударственное пенсионное обеспечение участников осуществляется по пенсионной схеме № Пенсионных правил «Солидарная с уставленными размерами пенсионных выплат. Пенсионные выплаты водятся пожизненно».
Согласно разделу 1 Пенсионного договора Вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в Фонд на негосударственное пенсионное обеспечение работников Вкладчика, а Фонд обязуется при наступлении пенсионных и дополнительных оснований, предусмотренных Пенсионными правилами НПФ «ГАЗФОНД», утвержденными решением Совета фонда, действовавшими на дату заключения дополнительного соглашения № от ДД.ММ.ГГГГ и Пенсионным договором выплачивать участникам-пенсионерам негосударственную пенсию.
В соответствии с пунктом 4.1. Пенсионного договора Вкладчик обязан уплачивать пенсионные взносы, определять состав участников, размер государственной пенсии каждого участника в соответствии с локальными нормативными актами Вкладчика по негосударственному пенсионному –обеспечению; предоставлять в Фонд сведения для негосударственного пенсионного обеспечения, сформированные в соответствии с локальными нормативными актами Вкладчика по негосударственному пенсионному обеспечению и необходимые для открытия именных пенсионных счетов, а также согласия на обработку персональных данных и опросные листы участников, в пользу которых заключен пенсионный договор, по установленной Фондом форме и нести ответственность за достоверность предоставленных Фондом Сведений.
Судом ДД.ММ.ГГГГ в адрес истца направлено письмо, которым в соответствии с положениями ст. 41 ГПК РФ, разъяснено Парамонову В.Е. право на привлечение (замену) ненадлежащего ответчика либо уточнение исковых требований в указанной части, поскольку из материалов дела усматривается, что в исковом заявлении предъявлены требования к НПФ «Газфонд» об обязании производить ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения, одновременно с этим, НПФ «Газфонд» не привлечен к участию в деле в качестве ответчика. Истцу также разъяснено, что в случае, если истец не согласен на замену ненадлежащего ответчика другим лицом, суд рассматривает дело по предъявленному иску.
Между тем, Парамонов В.Е. правом на привлечение (замену) ненадлежащего ответчика не воспользовался, уточнённое исковое заявление суду не представил.
АО «Газпром центрэнергогаз» не включал Парамонова В.Е. в состав участников Фонда и пенсионные взносы, обеспечивающие выплату ему негосударственной пенсии, не уплачивал.
Обязательства Фонда по негосударственному пенсионному обеспечению конкретного участника возникают только после уплаты в Фонд вкладчиком пенсионного взноса, обеспечивающего выплату негосударственной пенсии указанному участнику.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9.2. Пенсионного договора Фонд не несет ответственность за действия (бездействия) Вкладчика по определению состава участников, за размер пенсионного взноса и дату перевода пенсионного взноса на именной пенсионный счет участника, указанные Вкладчиком в его Распорядительном письме.
Таким образом у АО «НПФ ГАЗФОНД» отсутствуют обязательства перед истцом по его негосударственному обеспечению в Фонде, в том числе по назначению и выплате ему негосударственной пенсии.
Поскольку требование истца об обязании АО «НПФ Газфонд» производить Парамонову В.Е. ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения в размере 0,35 минимальной тарифной ставки начиная с ДД.ММ.ГГГГ является производным требованием от основного, кроме того Парамоновым В.Е. к участию в деле в качестве ответчика АО «НПФ ГАЗФОНД» не привлечён, а нормами Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации предъявление требований к третьему лицу не предусмотрено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требование Парамонова В.Е. об обязании АО «НПФ Газфонд» производить Парамонову В.Е. ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения в размере 0,35 минимальной тарифной ставки начиная с ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, руководствуясь названными правовыми нормами, регулирующими спорные правоотношения, суд приходит к выводу об отказе Парамонову В.Е. в удовлетворении заявленных требований в полном объёме, исходя из того, что совокупность предусмотренных локальными актами ответчика условий, необходимых для включения его в состав участников АО «НПФ Газфонд», у истца отсутствовала.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Парамонова ФИО9 к АО «Газпром центрэнергогаз» о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, обязании производить ежемесячную выплату негосударственного пенсионного обеспечения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение месяца.
Судья Т.А. Малинычева