Дело №12-86/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Смоленск 18 марта 2021 года
Федеральный судья Промышленного районного суда г.Смоленска Яворская Т.Е., при секретаре Макриденкове Д.В., рассмотрев жалобу ООО «Смоленскстройэнергоремонт» на постановление начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области С1 № 67/12-434-И/218 от 08.02.2021,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области № 67/12-434-И/218 от 08.02.2021 ООО «Смоленскстройэнергоремонт» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
В жалобе на указанное постановление представитель ООО «Смоленскстройэнергоремонт» (далее – Общество), не оспаривая выявленные нарушения и факт совершения административного правонарушения, просит заменить административный штраф на административное наказание в виде предупреждения в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ. Допущенное нарушение при проведении проверки не повлекло за собой существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и серьезных последствий в виде причинения вреда, совершено впервые. Каких-либо жалоб со стороны сотрудников на ущемление их прав, интересов или создание для них неблагоприятных условий работы в ООО «Смоленскстройэнергоремонт» не поступало.
Представитель ООО «Смоленскстройэнергоремонт» – Бабич Р.Г., в судебном заседании жалобу поддержал, просит ее удовлетворить. Считает, что имеются основания для изменения наказания со штрафа на предупреждение.
Представитель Государственной инспекции труда в Смоленской области в судебное заседание не явился, были извещены о рассмотрении дела надлежащим образом. В представленных письменных возражениях просили оставить без изменения постановление, считают его законным и обоснованным. Факты нарушения трудового законодательства были установлены, процедура привлечения к административной ответственности соблюдена. Исключительных оснований для признания правонарушения малозначительным, а также изменения наказания на предупреждение, по делу не имеется.
Судья, заслушав объяснения представителя, исследовав письменные доказательства, приходит к следующим выводам.
Частью 4 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности) предусмотрена административная ответственность за уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем.
Судом установлено, что на основании распоряжения Государственной инспекции труда в Смоленской области от 18.01.2021 в период с 22.01.2021 по 29.01.2021 проводилась плановая документарная проверка в отношении ООО «Смоленскстройэнергоремонт».
По результатам указанной проверки Государственной инспекцией труда в Смоленской области 29.01.2021 составлен Акт проверки, выдано предписание №67/12-320-И/218 об устранении нарушений трудового законодательства.
На основании протокола об административном правонарушении №67/12-342-И/218 от 04.02.2021, постановлением начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области С1 № 67/12-434-И/218 от 08.02.2021, ООО «Смоленскстройэнергоремонт» привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства о труде, выразившееся в нарушении требований в нарушении требований ст. 57 Трудового кодекса РФ - в трудовые договоры, заключенные с работниками С., Л., С2, М., Б., Е., Г., К., не включены условия труда на рабочем месте. Ответственность за данное нарушение предусмотрена ч.4 ст.5.27 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в которых установлена его вина.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно требованиям статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
В силу положений части 2 статьи 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор являются, в том числе условия о месте работы и указание условий труда на рабочем месте.
В нарушение приведенной нормы, на момент проведения проверки в трудовые договоры, заключенные с работниками С., Л., С2, М., Б., Е., Г., К., не включены условия труда на рабочем месте.
Представитель Общества данные обстоятельства в судебном заседании не отрицал.
Установив данные обстоятельства, совершенное деяние обоснованно должностным лицом квалифицировано по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представитель заявителя просит признать совершенное правонарушение малозначительным, применить положение ст. 4.1.1 КоАП РФ и заменить наказание в виде административного штрафа на предупреждение.
Назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ.
Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ установлено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Исходя из изложенного, действующее законодательство предусматривает наличие обязательного условия для применения нормы части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.
С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 названного Кодекса.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 10.10.2017 N 2255-О, исследуя правовую природу и значение административного штрафа в качестве одного из основных видов административного наказания, Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 25 февраля 2014 года N 4-П уже обращал внимание на то, что его применение, особенно сопряженное с существенным денежным обременением, способно повлечь за собой для отдельных коммерческих организаций, относящихся, как правило, к субъектам малого предпринимательства, и тем более - для осуществляющих социальные, культурные, образовательные, научные и другие функции некоммерческих организаций избыточные, вплоть до вынужденной ликвидации, последствия, а потому для федерального законодателя не исключается возможность снижения минимальных размеров административных штрафов, установления более мягких альтернативных санкций, дифференциации размеров административных штрафов для различных категорий (видов) юридических лиц, а также уточнения (изменения) правил наложения и исполнения административных наказаний. И хотя приведенная правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации при оценке законодательного регулирования, касающегося административной ответственности юридических лиц, ее значение объективно не исчерпывается лишь их кругом, а предполагает возможность адекватной реализации и в отношении граждан и должностных лиц.
Не включение условий труда на рабочем месте в трудовые договоры с работниками, однозначно не свидетельствует о том, что данное обстоятельство могло привести к возникновению угрозы вреда жизни (здоровью) работников. Указанные при проведении проверки нарушения устранены, что никем не оспаривается.
Как следует из пояснений представителя и представленных документов, в штате организации состоит 6 человек, которые осуществляют свою деятельность дистанционно, в связи с пандемией, никаких жалоб от работников не поступало, проверка трудовой инспекцией проводилась в плановом порядке. Генеральный директор Общества С. приступил к своим обязанностям летом 2020, после того, как трудовые договоры с работниками были уже заключены.
Учитывая приведенные нормы, установив, что Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, впервые привлекается к административной ответственности, угроза причинения вреда по делу отсутствует, суд приходит к выводу о необходимости смягчения административного наказания, назначенного Обществу, замене административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Руководствуясь ст.ст. 30.1 – 30.9 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Жалобу ООО «Смоленскстройэнергоремонт» удовлетворить.
Постановление по делу об административном правонарушении начальника отдела государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Государственной инспекции труда в Смоленской области С1 № 67/12-434-И/218 от 08.02.2021 о привлечении ООО «Смоленскстройэнергоремонт» к административной ответственности за совершение правонарушения по ч.4 ст.5.27 КоАП РФ изменить, заменить административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей предупреждением.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Председательствующий судья Т.Е. Яворская