Дело № 2 – 194/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 апреля 2016 года пос. Шаля
Шалинский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,
при секретаре Чикуновой Е.С.,
с участием представителя истца - помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа об обязании совершить действия
у с т а н о в и л
В марте 2016 года прокуратурой Шалинского района Свердловской области проведена проверка исполнения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры, расположенных на территории Шалинского городского округа Свердловской области. Проведенной проверкой установлено, что здание Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа, расположенное по адресу: <адрес> оборудовано кнопкой вызова «администратор», которая на момент проведения проверки находится в неисправном состоянии, а именно в здание администрации сигнал о вызове не поступает.
Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в интересах неопределенного круга лиц к Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа о возложении обязанности незамедлительно с момента вступления решения суда в законную силу привести в рабочее состояние кнопку вызова «администратор», установленную на здании Рощинской сельской администрации по указанному адресу.
Свои исковые требования прокурор мотивировал тем, что согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам должен быть обеспечен беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры. В нарушение требований федерального законодательства беспрепятственный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа не обеспечен, когда согласно предоставленной Управлением социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Шалинскому району информации - на территории Шалинского городского округа Свердловской области проживает 1 724 инвалида, в том числе, дети инвалиды - 115 человек, инвалиды 1 группы -153 человека, 2 группы - 826 человек, 3 группы - 630 человек. Пользователем указанного здания в силу договора № от ДД.ММ.ГГГГ является Рощинская сельская администрация Администрации Шалинского городского округа.
В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжанина А.В. вышеуказанные доводы искового заявления и исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - глава Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа Бурылов А.Н. в судебное заседание не явился, от него имеется заявление, согласно которому он просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ здание администрации по указанному адресу оборудовано кнопкой вызова «администратор» исковые требования признал в полном объеме, срок исполнения требований находит разумным.
Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
Из пояснений представителя истца и иных, представленных письменных доказательств установлено, что на территории Шалинского городского округа проживает 1 724 инвалида, в том числе, дети инвалиды – 115 человек, инвалиды 1 группы – 153 человека, 2 группы – 826 человек и 3 группы – 630 человек.
Закрепленное за Рощинской сельской администрацией на основании договора № от ДД.ММ.ГГГГ на праве оперативного управления здание, расположенное по адресу: <адрес> оборудовано кнопкой вызова «администратор», которая на момент проведения проверки находится в неисправном состоянии, а именно в здание администрации сигнал о вызове не поступает (л.д.№).
Согласно ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
Из названной статьи видно, что на органы власти Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно правовых форм возложены обязанности по созданию инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак проводников) для беспрепятственного доступа тех к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным строениям) и культурно-зрелищным учреждениям.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 № 1449 «О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры», ст.ст. 14-16, 35 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1996 г. № 1011 «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов», создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью государственной социальной политики, результаты которой обеспечивают инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Согласно ст. 6 Федерального закона № 124-ФЗ от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» - ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Одними из основных задач государства являются обеспечение в соответствии с международными стандартами прав детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья на полноценное участие в общественной жизни, получение качественного образования всех уровней, социализацию, доступную среду.
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ видно, что в ходе проведенной прокуратурой Шалинского района проверки выявлены нарушения законодательства о доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов социальной инфраструктуры, а именно вход в здание Рощинской сельской администрации, расположенное по адресу: <адрес> оборудовано кнопкой вызова «администратор», которая на момент проверки находится в неисправном состоянии, а именно в здание администрации сигнал о вызове не поступает.
Это свидетельствует о том, что ответчиком - Рощинской сельской администрацией для инвалидов, способность которых к передвижению ограничена, не обеспечена возможность беспрепятственного доступа в здание по указанному адресу.
Поэтому в силу общих начал и смысла гражданского законодательства в обязанности ответчика, фактически владеющего названным зданием, входит обязанность по его эксплуатации, в том числе и обязанность обеспечить для инвалидов, способность которых к передвижению ограничена, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, возможность беспрепятственного доступа в здание, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для работы с гражданами, в том числе с детьми.
Суд учитывает, что нормы либо правила, конкретно указывающего каким способом необходимо выполнить указанные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» требования по обеспечению для инвалидов, способность которых к передвижению ограничена, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, возможности беспрепятственного доступа в здание организаций учреждений и других юридических лиц независимо от их формы собственности не существует. Вместе с тем, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. То есть данная статья Конституции Российской Федерации напрямую гарантирует инвалидам возможность соблюдения их прав, в том числе право беспрепятственного доступа в любой социальный объект.
Как уже отмечено выше, на настоящий момент у инвалидов, способность которых к передвижению ограничена, включая инвалидов, использующих кресла-коляски, отсутствует возможность беспрепятственного доступа в здание Рощинской сельской администрации. Таким образом, ответчиком нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации равенство прав инвалидов в сравнении с другими гражданами на беспрепятственный доступ в данное здание органа местного самоуправления, способность реализации которого у граждан этой категории ограничена их физическими возможностями. При этом, по мнению суда, отсутствие конкретной нормы реализации этого права не должно его ограничивать.
На основании изложенного, суд находит возможным иск прокурора удовлетворить, обязав ответчика – Рощинскую сельскую администрацию привести в рабочее состояние кнопку вызова «администратор», установленную на здании администрации, расположенное по указанному адресу.
Срок исполнения решения суд находит разумным и достаточным.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет местного бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу закона.
Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Рощинской сельской администрации Администрации Шалинского городского округа об обязании совершить действия, удовлетворить.
Возложить на Рощинскую сельскую администрацию Администрации Шалинского городского округа обязанность незамедлительно - с момента вступления решения суда в законную силу привести в рабочее состояние кнопку вызова «администратор», установленную на здании Рощинской сельской администрации по адресу: <адрес>
На решение может быть подана апелляционная жалоба и принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 11.04.2016 года.
Председательствующий судья В.Е.Ярославцев