Решение по делу № 3а-67/2017 (3а-824/2016;) ~ М-747/2016 от 13.12.2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2017 года Самарский областной суд в составе:

Председательствующего судьи Подольской А.А.

При секретаре судебного заседания Шабер И.С.

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а- 67/2017 по иску Рощиной Н.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

УСТАНОВИЛ:

Рощина Н.И. обратилась в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала - равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013г. в размере 9 179 200 руб.

Свои требования административный истец обосновала тем, что ей на праве собственности принадлежит указанный земельный участок.

Согласно отчета от ДД.ММ.ГГ. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала итоговая величина рыночной стоимости составила 9 179 200 руб.

На отчет от ДД.ММ.ГГ. об оценке рыночной стоимости земельного участка получено положительное экспертное заключение Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГ. . Истец полагает, что установленная величина кадастровой стоимости указанного земельного участка нарушает ее права как собственника земельного участка.

На основании изложенного, истец считает, что в соответствии со статьями 24.18 и 24.20 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Представитель административного истца Сидорова Т.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГ., доводы иска поддержала в полном объеме.

Представители ФГБУ «ФКП по Самарской области», Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежаще, представили суду отзывы, в которых ФГБУ «ФКП по Самарской области» оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда, Управление Росреестра по Самарской области также оставило разрешение заявленных требований на усмотрение суда, просило рассмотреть дело в их отсутствие.

Правительство Самарской области, администрация с.п.Лопатино Волжского района Самаркой области не направили своих представителей в судебное заседание, отзывы по делу не представили, о дате слушания дела извещены надлежаще.

Суд полагает возможным рассматривать дело в их отсутствие.

Выслушав представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования Рощиной Н.И. в части установления кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению, при этом, суд исходит из следующего.

В соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных названным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 года № 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» утвержден порядок проведения государственной кадастровой оценки земли.

Согласно пункту 10 названных Правил проведения государственной кадастровой оценки земель органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.

Из материалов дела усматривается, что Рощиной Н.И. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГ., договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГ..

Постановлением Правительства Самарской области от 13.11.2013 года №610 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области» утверждены результаты кадастровой стоимости земельных участков.

Дата определения кадастровой стоимости названного земельного участка – 25.11.2013г., кадастровая стоимость составляет 24 875 200 руб.

Согласно отчету от ДД.ММ.ГГ. об оценке рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала , итоговая величина рыночной стоимости составила 9 179 200 руб. Стоимость 1 кв.м. составляет 114,74 руб., что соответствует диапазону средних цен, приведенному в анализе рынка.

Согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГ. на отчет от от ДД.ММ.ГГ., выполненному экспертом ФИО1., регистрационный номер в реестре Ассоциации «<данные изъяты>» , экспертируемый отчет соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, Федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Определенная в отчете стоимость объекта оценки подтверждена.

Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Данной нормой также предусмотрено, что в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.

При этом основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является:

- недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;

- установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Общие требования к отчету об оценке установлены в статье 11 Федерального закона «Об оценочной деятельности», согласно которой отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке должны быть указаны сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта, установленных в отчете

Из представленного заявителем отчета об оценке видно, что оценщиком при определении рыночной стоимости земельного участка был применен метод сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, отказ от применения других методов и подходов обоснован (страница 43-48 отчета).

В представленном отчете, имеется полное описание объекта оценки со всеми характеристиками, с указанием перечня использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, анализ наиболее эффективного использования объекта оценки, исходя из которого оценщик делает вывод о том, что земельный участок оценивается в качестве участка, используемого под объект торговли.

Использованные в отчете объекты аналоги (страница 37 отчета) имеют сходные с объектом оценки характеристики, в частности: местоположение, дату актуальности предложения, категорию, назначение, наличие строений. Введена скидка на торг. В комментарии к расчету описан процесс внесения поправок и корректировок, приведено их обоснование (страницы 54-55 отчета).

Рыночная стоимость земельного участка, определенная методом сравнения продаж в рамках сравнительного подхода, составила 9 179 200 руб.

Перечисленные обстоятельства свидетельствуют о соответствии отчета основным требованиям федерального стандарта оценки №1 и требованиям Федерального закона № 135-ФЗ.

Лица, привлеченные к участию в деле, не привели каких-либо доказательств, свидетельствующих о недостоверности установленной отчетом рыночной стоимости. Ходатайство о назначении и проведении по делу экспертизы не заявили.

Поскольку доказательств того, что рыночная стоимость спорного земельного участка является иной, нежели указано в представленном заявителем отчете, который отвечает требованиям, предъявленным к подобного рода документам, содержит необходимые реквизиты, соответствует критериям относимости, допустимости и достоверности, не представлено, у суда не имеется оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной на основании отчета оценщика, на ту же дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость.

Суд пришел к выводу, что требования Рощиной Н.И. об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости подлежат удовлетворению.

Согласно статье 24.20 Закона об оценочной деятельности в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

Таким образом, установление кадастровой стоимости в размере равном его рыночной стоимости на основании решения комиссии или суда является основанием для внесения соответствующих сведений в ЕГРН без принятия какого-либо дополнительного решения, при этом порядок и сроки внесения изменений также установлены названной нормой.

В ЕГРН подлежат внесению сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной решением суда.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости (в настоящее время ЕГРН) и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что датой обращения в суд с настоящим административным иском является 13.12.2016г., что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь ст.180, ст. 249 КАС РФ

РЕШИЛ:

Административный иск Рощиной Н.И. удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, земельный участок расположен в восточной части кадастрового квартала равной его рыночной стоимости по состоянию на 25.11.2013г. в размере 9 179 200 рублей.

Дата подачи Рощиной Н.И иска в суд – 13.12.2016г.

Решение суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме в апелляционную инстанцию Самарского областного суда.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 27.01.2017г.

Председательствующий: подпись

Копия верна:

    Судья -    

Секретарь -

3а-67/2017 (3а-824/2016;) ~ М-747/2016

Категория:
Административные
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Рощина Н.И.
Ответчики
ФГБУ "ФКП Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация с.п. Лопатино Волжского района Самарской области
Суд
Самарский областной суд
Судья
Подольская А. А.
13.12.2016[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.12.2016[Адм.] Передача материалов судье
14.12.2016[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.12.2016[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.12.2016[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2016[Адм.] Судебное заседание
23.01.2017[Адм.] Судебное заседание
27.01.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.01.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2017[Адм.] Дело оформлено
03.03.2017[Адм.] Дело передано в архив
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее