УИД 11RS0008-01-2019-002041-18 Дело № 2-978/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Судовской О.Н., при секретаре Груздевой Н.Г., с участием помощника прокурора г. Сосногорска Воробей Л.С., представителя ответчиков Лаптевой В.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сосногорске Республики Коми 28 октября 2019 года гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в интересах Терон ЕА к администрации муниципального района «Сосногорск», Управлению жилищно-коммунального хозяйства АМО МР «Сосногорск» о возложении обязанности организовать проведение текущего ремонта кровли многоквартирного дома,
установил:
Прокурор г.Сосногорска, действуя в порядке ст.45 ГПК РФ интересах Терон Е.А., обратился в суд с иском к администрации МР «Сосногорск», УЖКХ АМР «Сосногорск» о возложении на ответчиков обязанности устранить течь кровли над жилой квартирой <адрес>
В обоснование иска прокурором указано, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности, по договору социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлено Терон Е.А. Предоставленное помещение не соответствует нормативным требованиям, внутренние помещения квартиры имеют разрушения в связи с наличием трещин в шифере кровли. Неоднократные обращения Терон Е.А. в УЖКХ АМР «Сосногорск» не привели к устранению повреждений кровли, жилой дом является домом блокированной застройки, в связи с чем не включен в региональную программу капитального ремонта жилых помещений. Прокурором предъявлены требования о возложении на ответчиков обязанности по устранению течи кровли, основанные на положениях ст.ст.39, 65 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ.
В судебном заседании прокурор Воробей Л.С. на иске настаивала.
Истец Терон Е.А. в судебное заседание не явилась, будучи извещена. Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Представитель ответчиков администрации МР «Сосногорск», УЖКХ АМР «Сосногорск» Лаптева В.Е., действующая на основании доверенностей, не возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что УЖКХ осуществляется работа по проведению аукциона для выбора подрядной организации, после чего будет заключен контракт на ремонт кровли жилого дома.
Выслушав прокурора, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., находится в муниципальной собственности ГП «Сосногорск» на основании постановления администрации городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно копии инвентаризационного дела, многоквартирный жилой дом <адрес> (далее – МКД <адрес>), выполнен из бруса, ДД.ММ.ГГГГ года постройки, капитальный ремонт выполнялся в ДД.ММ.ГГГГ году. МКД <адрес> состоит из 4 квартир, 3 из которых находятся в муниципальной собственности.
ДД.ММ.ГГГГ между МО ГП «Сосногорск» и Терон Е.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., заключен договор социального найма указанного жилого помещения №, по которому в обязанности наймодателя входят передача нанимателю жилого помещения, пригодного для проживания; участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится предоставленное жилое помещение.
Актами обследования от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, проведенного специалистами УЖКХ АМР «Сосногорск» ААА, ВЕИ на основании заявлений Терон Е.А., установлено, что в квартире истца имеются свежие подтеки, трещины на потолке, через которые в жилое помещение проникает вода. При визуальном осмотре кровли в указанном жилом доме установлено, что крыша шиферная, имеются сколы и трещины, через которые в чердачное помещение поступает вода; сгнил конек. В чердачном помещении установлено неплотное примыкание крыши к дымовентиляционному каналу, данный канал увлажнен, имеются подтеки. В чердачном помещении видны влажные следы вследствие обильного таяния снега (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ), следы протекания воды от осадков (по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ).
По результатам рассмотрения обращений истца от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в УЖКХ АМР «Сосногорск» по вопросу ремонта кровли, на основании протокола заседания рабочей группы № от ДД.ММ.ГГГГ, в Реестр объектов муниципального жилого фонда ГП «Сосногорск», требующего проведения ремонта, под номером № включено проведение работ по ремонту кровли над квартирой <адрес>, в т.ч. в месте примыкания кровли к дымовентиляционному каналу. Решением рабочей группы УЖКХ АМР «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ срок проведения данных ремонтных работ перенесен на более ранний срок, в реестре указанные работы предусмотрены под №.
Как следует из ответа и.о. начальника УЖКХ АМР «Сосногорск» № от ДД.ММ.ГГГГ в адрес Терон Е.А., решение о переносе срока ремонтных работ принято в связи с угрозой жизни нанимателей.
ДД.ММ.ГГГГ Государственной жилищной инспекцией по г.Сосногорску в адрес УЖКХ АМР «Сосногорск» выдано предписание № на проведение работ по капитальному ремонту кровли МКД <адрес>. Кроме того, ГЖИ при обследовании выявлены эксплуатационные характеристики, приводящие к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций. Председателю межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации МР «Сосногорск» от ДД.ММ.ГГГГ №, ГЖИ по <адрес> направлены заключения о необходимости проведения оценки соответствия состояния МКД <адрес> и жилого помещения <адрес> установленным требованиям для выявления оснований для признания многоквартирного дома аварийным или подлежащим реконструкции.
Соответствующая оценка МВК не проведена, на момент рассмотрения дела судом не принято решение о признании дома <адрес> аварийным в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Согласно предписанию ГЖИ № от ДД.ММ.ГГГГ, кровля МКД <адрес> над квартирой <адрес> имеет многочисленные разрушения листов асбестоцементного шифера, имеются просветы, деревянные перекрытия имеют следы намокания, отсутствует остекление слуховых окон. В <адрес> на кухне и в спальне на потолке и стенах имеются мокрые следы течей. На кровле МКД <адрес> в местах узлов прохода кирпичных оголовков не обеспечена достаточная герметичность. Кроме того, в квартире <адрес> установлены многочисленные нарушения: перекос дверных коробок, проседание пола с уклоном и перекос, мокрые следы течей на потолке, трещины, вздутие и отслоение обоев, следы течей в кухне и спальне, трещины в местах сопряжения со смежными конструкциями.
Выявленные ГЖИ по г.Сосногорску недостатки являются нарушениями требований п.4.6.1.1, 4.6.1.2, 4.6.1.13 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 №170.
Согласно указанным нормам, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить: исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода; защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования; воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий; чистоту чердачных помещений и освещенность. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель к обрешетке). Кровельные покрытия в сопряжениях со стенами, вентиляционными блоками и другими выступающими над крышами устройствами следует заводить в штрабы и защищать фартуком из оцинкованной стали (при этом фартук должен быть выше кровли на 15 см, а в штрабе герметизирован), а в сопряжении с радиотрансляционными стойками и телеантеннами - устанавливать дополнительную стальную гильзу с фланцем.
Таким образом, наличие нарушений в содержании спорного жилого помещения достоверно установлено судом и не оспаривается ответчиками. Как следует из материалов дела, управляющая организация в отношении МКД <адрес> отсутствует.
Обоснованность предъявленных прокурором исковых требований к администрации МР «Сосногорск», УЖКХ АМР «Сосногорск» вытекает из следующих положений закона.
Права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма перечислены в статье 65 Жилищного кодекса РФ и включают, в частности, обязанность участия в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение (подп. 2 пункта 1). С указанной нормой соотносятся и положения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного Комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу 27.09.2003 N 170, согласно которым балансодержатель жилого помещения несет обязанность по надлежащему техническому обслуживанию и капитальному ремонту зданий.
Согласно статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме.
Как установлено статьей 249 ГК РФ, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
Частями 3 и 4 статьи 30 ЖК РФ предусмотрено, что собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно частям 1 - 3 статьи 39 ЖК РФ, части 1 статьи 158 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника. Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, именно собственник помещения, расположенного в многоквартирном доме, в силу прямого указания закона обязан обеспечивать надлежащее содержание общедомового имущества и нести расходы по содержанию и ремонту общего имущества. При этом отсутствие договора управления (договора обслуживания), заключенного между собственником и управляющей организацией (обслуживающей организаций), не освобождает собственника нести предусмотренные законом расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с пунктами 10, 11, 30, 41 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 №491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества.
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества включает в себя текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества и обеспечивается собственниками помещений за счет собственных средств.
В силу части 2 статьи 215 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления.
Согласно подпункту «а» пункта 16 Правил № 491 надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией или путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом).
В соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
В силу части 6 статьи 161 ЖК РФ орган местного самоуправления не позднее, чем за месяц до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом созывает собрание собственников помещений в этом доме для решения вопроса о выборе способа управления этим домом, если такое решение ранее не было принято.
Согласно части 2 статьи 163 ЖК РФ управление многоквартирным домом, в котором доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 4 статьи 161 ЖК РФ.
Учитывая, что в муниципальной собственности находятся 3 из 4 квартир МКД <адрес> указанная доля муниципального образования составляет более чем пятьдесят процентов. При этом способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран.
Пунктом 3 ч.1 ст.15 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определено, что владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.
Частью 4 статьи 51 приведенного Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.
Таким образом, в целях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов на территории соответствующего муниципального образования, администрацией МР «Сосногорск» могут создаваться указанные предприятия (учреждения) при отсутствии управляющих организаций, осуществляющих управление многоквартирным домом.
Согласно Положению об Управлении жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального района «Сосногорск, утвержденному решением Совета МР «Сосногорск» №XVI-12 от ДД.ММ.ГГГГ, УЖКХ АР «Сосногорск» является отраслевым (функциональным) органом администрации МР «Сосногорск», входящим в структуру администрации МР «Сосногорск». Согласно п.2.6 Положения, в число основных задач УЖКХ входит содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля.
Таким образом, администрация МР «Сосногорск», выступающая в качестве правопреемника ликвидированной администрации ГП «Сосногорск», собственника спорного жилого помещения, и УЖКХ администрации МР «Сосногорск» как лицо, непосредственно осуществляющее полномочия собственника, несут обязанности по содержанию муниципального жилищного фонда в отношении квартиры <адрес>
На основании вышеизложенного, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора г.Сосногорска, заявленные в защиту жилищных прав Терон Е.А., являющейся пенсионером по возрасту.
В отсутствие принятого межведомственной комиссией решения о признании дома <адрес> аварийным, суд находит отвечающими интересам нанимателя требования прокурора о выполнении ремонта, и не выходя за пределы предъявленных требований, полагает необходимым обязать ответчиков устранить течь кровли над квартирой истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора г. Сосногорска удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Сосногорск», Управление жилищно-коммунального хозяйства АМО МР «Сосногорск» устранить течь кровли над квартирой <адрес>
На решение суда могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 05 ноября 2019 года.
Председательствующий О.Н.Судовская
Верно О.Н.Судовская