Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-51/2021 от 18.08.2021

Дело № 12-51/2021

УИД: 52RS0048-01-2021-000652-05

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г.Сергач 18 октября 2021г.

Судья Сергачского районного суда Нижегородской области Гусев С.А.,

С участием представителя ООО «АГЖО-Сергач» Глуховой Е.В.,

Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении по ч. 11 ст. 8.2 КоАП РФ отношении ООО «АГЖО-Сергач», с жалобой ООО «АГЖО- Сергач» на постановление главного специалиста-эксперта, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия от 06.08.2021г. №06-547/2021 Дмитриевой А.А.,

установил:

06.08.2021 государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия Дмитриевой А.А. вынесено постановление по делу об административном правонарушении в отношении ООО «АГЖО-Сергач». Согласно данному постановлению, ООО «АГЖО-Сергач» привлечено к административной ответственности по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей.

16.08.2021 ООО «АГЖО» обратилось в Сергачский районный суд с жалобой на указанное постановление. Срок подачи жалобы не нарушен.

Жалоба принята к производству судьей Сергачского районного суда Кирюковым

О.В.

08.09.2021 дело об административном правонарушении поступило в Сергачский районный суд.

17.09.2021 председателем Сергачского районного суда удовлетворено заявление судьи Кирюкова О.В. о самоотводе. Дело предано для рассмотрения судье Гусеву С.А.

Представитель Глухова Е.В. ООО «АГЖО-Сергач» в судебном заседании поддержала доводы жалобы и пояснила, что с постановлением о привлечении Общества к административной ответственности не согласна по следующим основаниям.

ООО «АГЖО-Сергач» проводит мониторинг по четырем точкам, почвенные пробы отбираются на границе ОРО: точка №1 - слева, в конце полигона; точка №2 - слева, в начале полигона; точка №3 - справа, в конце полигона; точка №4 - справа, в начале полигона.

То есть, эти четыре точки находятся в зоне влияния полигона и по СанПиН 2.1.7.1038-01 (который действовал в 2020 году).

Пунктом 6.9 СанПиН 2.1.7.1038-01 предусмотрено, что система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям.

В пробах почв определяются: химические, микробиологические и радиологические показатели. Химические показатели включают медь, свинец, цинк, никель, рН, ртуть, хром, нефтепродукты, хлориды, нитраты, сульфаты.

По факту отсутствия фоновой пробы почвы поясняют, что ни в одном нормативном документе не утверждается необходимость отбора в фоновой точке. Следовательно, ООО «АГЖО-Сергач» проводит мониторинг верно. Ни в одном нормативном документе не указано, что нужно отбирать фоновую пробу почвы.

Вывод о влиянии объекта на почву сделан на основании наличия превышений содержания ряда компонентов в пробах почв относительно «фонового показателя».

Пунктом 265 раздела X Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» сказано, что хозяйствующим субъектом, эксплуатирующим полигон, должна разрабатываться и утверждаться программа производственного контроля полигона ТКО, предусматривающая контроль за:

-фракционным, морфологическим, радиологическим и химическим составом отходов, классами опасности поступающих на полигон отходов;

- состоянием грунтовых и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней физических факторов в зоне возможного влияния полигона.

Относительно необходимости отбора проб фоновых показателей почвы в отношении объектов размещения отходов в данном разделе не сказано.

ООО «АГЖО-Сергач» осуществляет мероприятия по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды согласно рекомендациям действующего законодательства, исходя из чего, нельзя сделать вывод о неисполнении требований к проведению мониторинга.

Учитывая изложенное, отсутствуют противоправные действия (неисполнения обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и потребления), т.е. объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.8.2 КоАП РФ. Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ в действиях ООО «АГЖО-Сергач» отсутствует.

Кроме этого, при проведении проверки были нарушены требования Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Проверка проводилась в течение 50 часов, тогда как микропредприятия, к которым относится ООО «АГЖО», проверяются в течение 15 часов.

Представитель ООО «АГЖО-Сергач» Глухова Е.В. просит суд отменить постановление главного специалиста-эксперта, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия от 06.08.2021г. №06-547/2021 и производство по делу прекратить.

Представитель межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия в судебное заседание не явился. Имеется ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Заслушав представителя ООО «АГЖО-Сергач» Глухову Е.В. и изучив представленные материалы, прихожу к следующему.

Частью 11 статьи 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение обязанности по проведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов производства и потребления и в пределах их воздействия на окружающую среду - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии со ст. 24.1. КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Как установлено в судебном заседании, постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области в Республике Мордовия № 06-547/2021 от 06.08.2021 ООО «АГЖО-Сергач» привлечено к административной ответственности по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ (л.д. 6-10).

Как следует из постановления, Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия с 02 июня по 23 июня 2021 года была проведена плановая выездная проверка, с целью установления соблюдения ООО «АГЖО-Сергач» требований природоохранного законодательства Российской Федерации. По результатам проведения проверки выявлено следующее.

Полигон для захоронения твердых коммунальных отходов (ТКО) ООО «АГЖО-Сергач» (Объект НВОС 22-0152-001776-П) расположен на земельном участке с кадастровым номером *** (свидетельство о государственной регистрации права от 30.03.2009 № ***), на одной промышленной площадке в Нижегородской области, Сергачского района, 1,6 км юго-восточнее с. Ачка, справа от автодороги Сергач-Пильна. Согласно кадастрового паспорта земельного участка от 22.01.2016 №К-В(ГКУ)2016-29764, площадь земельного участка - 39 989 кв. м (3,9 га).

Объект размещения отходов - полигон ТБО ООО «АГЖО-Сергач» внесён в государственный реестр объектов размещения отходов Приказом Росприроднадзора №168 от 7.04.2016 (инвентарный номер: №****

В соответствии с абз.7 ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны: проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов.

ООО «АГЖО-Сергач» проводит мониторинг влияния полигона на объекты окружающей среды в соответствии с «Программой мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории полигона ТБО в Сергачском районе Нижегородской области и в пределах его действия на окружающую среду».

В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 08.12.2020 030 (предыдущий от 04.03.2016 №66) «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся обьекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду», ООО «АГЖО-Сергач» в адрес Межрегионального управления была представлена программа мониторинга и отчет о результатах мониторинга объекта размещения отходов за 2020 год (от. 11.2020 №190 (вх. №18138 от 25.11.2020).

В соответствии с п.п. «а» п.4 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 № 467, для определения нормативов качества атмосферного воздуха пробы отбираются на границе земельного участка, на котором расположен объект размещения отходов.

Согласно п. 5 «Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на сужающую среду объектов размещения отходов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 №467, при отсутствии установленных нормативов качества окружающей среды, для оценки ее состояния применяются фоновые значения соответствующих физических, химических или биологических показателей состояния компонентов природной среды на территории, прилегающей к объекту размещения отходов.

В соответствии с п.п «а» п. 11 «Положения о подтверждении исключения негативного действия на окружающую среду объектов размещения отходов», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 №467, Межрегиональное управление не подтвердило исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов ООО «АГЖО-Сергач» за 2020 год, так как:

- фоновая проба почв не отбиралась, что приводит к невозможности оценить влияние объекта размещения отходов по значительному количеству химических показателей, следовательно, полученные результаты контроля нельзя считать достоверными и, соответственно, свидетельствующими о соблюдении нормативов качества окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду.

Таким образом, ООО «АГЖО-Сергач» не исполняет должным образом обязанности по ведению мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов производства и потребления, что является нарушением требований: абз.7 ч.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1030 «Об утверждении Порядка проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.12.2020 N 61832).

Как следует из приказа от 25.05.2021 №0692, подписанного Врио руководителя межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия, установлен срок плановой выездной проверки ООО «АГЖО»- 15 рабочих дней, 50 часов. К проведению проверки приступить с 02 июня и окончить проверку не позднее 23 июня 2021г. (л.д.22-36).

Согласно ч.2 ст.13 Закона, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год. При этом, указанный срок – 50 часов, относится к общему сроку проверок в течение года всеми контролирующими органами.

Таким образом, в части продолжительности проверки, указанный приказ является незаконным.

Как следует из акта проверки от 29.07.2021, дата и время проведения проверки- отсутствуют. Указана общая продолжительность проверки: с 02.06.2021 по 23.06.2021 (15 часов) (л.д.49). Однако, установить, реально ли проводилась проверка в течение 15 часов, не представляется возможным. Как следует из журнала проверок ООО «АГЖО», в нем имеется запись проверяющих. Записано, что проверка проводилась с 02.06.2021 по 23.06.2021, общее время проверки- 50 часов (л.д.200).

Согласно ч.12 ст.9 Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты юридического лица, индивидуального предпринимателя, если такой адрес содержится соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей либо ранее был представлен юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, или иным доступным способом.

Как установлено, копия приказа о проведении плановой выездной проверки была направлена в ООО «АГЖО-Сергач» заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и посредством электронной почты- сканированная копия приказа, а не в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица (л.д.176). Как установлено, копия приказа поступила в ООО «АГЖО-Сергач» 31.05.2021г. (л.д.144,177-178). 31.05.2021г. был понедельник. Проверка начата, как следует из протокола, постановления и акта проверки- 02.06.2021г.

Также, в деле имеется информация о том, что копия приказа вручена 25.05.2021 Ч. Однако, доверенность Ч. была выдана ООО «АГЖО» только 31.05.2021 (л.д.37). Таким образом, копия приказа о проверке была вручена лицу, которое не имело полномочий представлять интересы ООО «АГЖО».

Таким образом, проверка начата ранее срока, указанного в ч.12 ст.9 закона. Проверка должна была начаться 04 июня 2021г.- по истечении трех рабочих дней с момента надлежащего уведомления ООО «АГЖО».

Согласно ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ, результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

К грубым нарушениям относится нарушение требований, предусмотренных:

1) частями 2, 3 (в части отсутствия оснований проведения плановой проверки), частью 12 статьи 9 и частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки) статьи 10 настоящего Федерального закона;

3) частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона (в части нарушения сроков и времени проведения плановых выездных проверок в отношении субъектов малого предпринимательства);

Таким образом, результаты проверки, проведенной специалистами межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия, не могут являться доказательствами нарушения ООО «АГЖО-Сергач» требований природоохранного законодательства.

Учитывая, что доказательством, подтверждающими виновность ООО «АГЖО-Сергач» указан акт проверки, который не может быть признан допустимым доказательством по делу, в действиях ООО «АГЖО-Сергач» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.11 ст.8.2 КоАП РФ - не имеется.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Нижегородской области в Республике Мордовия о привлечении ООО «АГЖО-Сергач» к административной ответственности по ч.11 ст.8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей- подлежит отмене.

Согласно п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Согласно п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

Постановление главного специалиста-эксперта, государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и республике Мордовия от 06.08.2021г. №06-547/2021 о привлечении ООО «АГЖО-Сергач» к административной ответственности по ч.11 ст. 8.2 КоАП РФ в виде штрафа в размере 200 000 рублей – отменить и производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Нижегородский областной суд путем подачи жалобы через Сергачский районный суд Нижегородской области.

Судья: Гусев С.А.

12-51/2021

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Истцы
Сергачский межрайонный прокурор НО
Ответчики
ООО "АГЖО - Сергач"
Суд
Сергачский районный суд Нижегородской области
Судья
Гусев Сергей Анатольевич
Статьи

ст.8.2 ч.11 КоАП РФ

Дело на сайте суда
sergachsky--nnov.sudrf.ru
18.08.2021Материалы переданы в производство судье
17.09.2021Материалы переданы в производство судье
18.09.2021Судебное заседание
05.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Судебное заседание
18.10.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
19.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2021Направленная копия решения (определения) ВЕРНУЛАСЬ с отметкой о НЕВОЗМОЖНОСТИ ВРУЧЕНИЯ (п. 29.1 Пост. Пленума ВС от 19.12.2013 № 40)
16.11.2021Вступило в законную силу
16.11.2021Дело оформлено
06.12.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее