Дело № №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ
Пролетарский районный суд <адрес>
в составе:
председательствующего судьи Мельситовой И.Н.
с участием прокурора ФИО5
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ОАО «<данные изъяты>» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, оплате больничного листа и оплате листка нетрудоспособности, компенсации морального вреда
Установил:
В суд обратилась ФИО1 с иском к ОАО «<данные изъяты>» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, оплате больничного листа и оплате листка нетрудоспособности, компенсации морального вреда, ссылаясь на следующие обстоятельства.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и ответчиком в лице директора детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>» <адрес> был заключен трудовой договор № №, в соответствии с которым истец была принята на работу на период летнего оздоровительного сезона на должность аккомпаниатора в детского оздоровительного лагеря «<данные изъяты>».
В начале ДД.ММ.ГГГГ истец сообщила о своей беременности работодателю. Однако, несмотря на состояние беременности, приказом директора № л от ДД.ММ.ГГГГ она была уволена с работы по п.2 ст. 77 ТК РФ (по истечении срока трудового договора).
Истец считает свое увольнение незаконным, поскольку в силу ст. 261 ТК РФ увольнение беременных женщин не допускается.
Кроме того, она не был ознакомлена с приказом об увольнении.
В связи с беременностью и родами ДД.ММ.ГГГГ МБУЗ <адрес> «<данные изъяты> истцу был выдан листок нетрудоспособности.
Поскольку в соответствии с ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» работодатель обязан оплатить листок нетрудоспособности истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к директору с заявлением о его оплате.
Директор, рассмотрев заявление написала для отдела кадров указание об его плате.
Однако оплата листка нетрудоспособности произведена не была.
Кроме того, незаконным увольнением и уклонением работодателя от оплаты больничного листка истцу был причинен моральный вред, который она оценила в 50 000 руб.
Указывая на изложенное, истец обратилась в суд с настоящим иском, в котором просила восстановить ей срок для предъявления требований о восстановлении на работе, пропущенный по уважительной причине, а такж восстановить ее на работе в должности аккомпаниатора в Детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>» <адрес> <данные изъяты>», обязать произвести оплату больничного листка и пособия по беременности иродами, а также взыскать в счет компенсации морального вреда 50 000 руб.
В судебное заседание истец не явилась, предоставив заявление о ФИО2 дела в ее отсутствие, в котором указала, что поддерживает требования в полном объеме.
Дело рассмотрено в отсутствие истца в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика с требованиями не согласилась, сославшись на остутствие оснований для их удовлетворения, поскольку истец была принята на сезонные работы и уволена по окончании из срока (сезона), с заявлением о продлении срока не обращалась, справку о беременности предоставила после увольнения, о чем свидетельствует дата ее выдачи.
Обязанность по оплате больничного листка и пособия по беременности иродам у работодателя после увольнения истца не возникла.
Представитель 3-го лица ФСС также указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований.
Выслушав лиц, участвующих в деле, прокурора полагавшего, что исковые требования удовлетворению не подлежат, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 была принята на работу в Детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>» <адрес> - структурное подразделение Дирекции социальной сферы - структурного подразделения <данные изъяты>» на должность аккомпаниатора на условиях срочного трудового договора от ДД.ММ.ГГГГ № в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Должность аккомпаниатора в соответствии со штатным расписанием ДОЛ «<данные изъяты>» <адрес> является сезонной.
О заключении ДД.ММ.ГГГГ срочного трудового договора со сроком действия на период летнего оздоровительного сезона до ДД.ММ.ГГГГ истица знала, поскольку лично подписывала данный договор.
Также работодатель до истечения срока действия срочного трудового договора своевременно известил истицу о его расторжении письменно, ознакомив истицу с приказом, в котором она расписалась.
ДД.ММ.ГГГГ работодателем был издан приказ № № об увольнении истицы в связи с истечением срока трудового договора ДД.ММ.ГГГГ. С приказом истица ознакомлена лично ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается её подписью.
Таким образом, были выполнены требования ст. 79 ТК РФ о предупреждении истицы о расторжении срочного трудового договора не менее чем за три календарных дня.
Бесспорных и достоверных доказательств в опровержение заявленных выводов работодателя по факту ознакомления с приказом, истицей в материалы дела не представлено.
ДД.ММ.ГГГГ, после окончания трудовых отношений, ФИО1 работодателю в ДОЛ «<данные изъяты>» <адрес> были представлены: справка о беременности от ДД.ММ.ГГГГ. № №, заявление об оплате больничного листа от ДД.ММ.ГГГГ., листок нетрудоспособности от ДД.ММ.ГГГГ. Руководством ДОЛ «<данные изъяты>» листок нетрудоспособности был направлен для ФИО2 в <данные изъяты> отдел бухгалтерского учета <данные изъяты> территориального общего центра обслуживания <данные изъяты>.
Письмом обособленного подразделения <данные изъяты> ОАО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ. директор ДОЛ «<данные изъяты>» была уведомлена о том, что оплата указанного листка нетрудоспособности, предъявленного ФИО1 не может быть произведена в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от ДД.ММ.ГГГГ. № №
На основании ст. 58 Трудового кодекса РФ трудовые договоры могут заключаться:
- на неопределенный срок;
- на определенный срок не более пяти лет (срочный трудовой договор), если иной срок не установлен ТК РФ и иными федеральными законами.
Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных ч.1 ст. 59 ТК РФ. В случаях, предусмотренных ч.2 ст.59 ТК РФ, срочный трудовой может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.
В случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечения срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.
Доводы истицы о том, что работодатель при расторжении с ней срочного трудового договора не применил положения ст. 261 ТК РФ, не могут служить доказательством незаконности увольнения. Поскольку Даная норма к спорным отношениям не применима.
В данном случае увольнение имело место не по инициативе работодателя, ссылка истицы на ч. 1 ст. 261 ТК РФ, запрещающую расторжение трудового договора с беременными женщинами именно по инициативе работодателя, является безосновательной.
Трудовое законодательство предусматривает увольнение работника по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ), по инициативе работника (ст. 80 ТК РФ), прекращение трудового договора по самостоятельным основаниям (ст. ст. 79, 83 ТК РФ). Согласно п. 2 ч. 1 ст. 77 ТК РФ срочный трудовой договор подлежит прекращению по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон, которыми является объективное событие - истечение срока его действия, никакой инициативы работодатель и работник здесь не проявляют. Соответственно, гарантии, установленные ст. 261 ТК РФ, в таком случае не действуют.
Ст. 261 ТК РФ предусмотрено, что в случае истечения срочного трудового договора в период беременности женщины работодатель обязан по ее письменному заявлению и при предоставлении медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, продлить срок действия трудового договора до окончания беременности. Женщина, срок действия трудового договора с которой был продлен до окончания беременности, обязана по запросу работодателя, но не чаще чем один раз в три месяца представлять медицинскую справку, подтверждающую состояние беременности.
Таким образом, законодательство устанавливает определенный порядок продления срочного трудового договора и требует его соблюдения.
Инициатива продления трудового договора- должна исходить именно от работника - беременной женщины.
Продление срока срочного трудового договора носит заявительный характер.
Исходя из приведенной нормы письменное волеизъявление женщины о продлении с ней трудовых отношений должно быть выражено до истечения срока действующего трудового договора.
Продление срочного трудового договора беременной женщины возможно только при наличии следующих условий:
- необходимо письменное заявление женщины с просьбой о продлении срока трудового договора;
- должна быть предоставлена медицинская справка, подтверждающая состояние беременности.
Соответствующего заявления, медицинской справки, подтверждающей состояние беременности, со стороны ФИО1 до окончания срочного трудового договора, до ДД.ММ.ГГГГ., представлено работодателю не было.
Прекращение трудового договора в связи с истечением срока его действия (пункт 2 части первой статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации) соответствует общеправовому принципу стабильности договора; работник, давая согласие на заключение трудового договора в предусмотренных законом случаях на определенный срок, знает о его прекращении по истечении заранее оговоренного периода, в том числе в связи с выходом на работу работника, за которым в соответствии с действующим законодательством сохраняется место работы (должность).
Аналогичная позиция содержится в Определении Конституционного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1002-О-О ОБ ФИО7 ПФИО8 ФИО2 ФИО3 НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПУНКТОМ 2 ЧАСТИ ПЕРВОЙ СТАТЬИ 77 И ЧАСТЬЮ ТРЕТЬЕЙ СТАТЬИ 79 ТРУДОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Доводы Истца о том, что ответчиком нарушены гарантии, предусмотренные ст. 261 ТК РФ, в соответствии с которыми не допускается расторжение трудового договора с женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, не обоснованы, поскольку данная норма содержит только одно условие об ограничении расторжения срочного трудового договора - в период беременности женщины по ее письменному заявлению и при предъявлении медицинской справки.
Учитывая, что истица в указанной ситуации никаких заявлений о продлении договора не подавала, справку не представляла, что подтверждается тем, что справка о беременности датирована ДД.ММ.ГГГГ срочный на период сезона трудовой договор, заключенный с ней, был расторгнут правомерно, в связи с окончанием срока действия.
В соответствии с п. 2 ст. 77 ТК РФ основанием прекращения трудового договора является истечение срока трудового договора (статья 79 настоящего Кодекса), за исключением случаев, когда трудовые отношения фактически продолжаются и ни одна из сторон не потребовала их прекращения.
Согласно ст. 79 ТК РФ срочный трудовой договор прекращается с истечением срока его действия. О прекращении трудового договора в связи с истечением срока его действия работник должен быть предупрежден в письменной форме не менее чем за три календарных дня до увольнения, за исключением случаев, когда истекает срок действия срочного трудового договора, заключенного на время исполнения обязанностей отсутствующего работника. Трудовой договор, заключенный на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, прекращается с выходом этого работника на работу.
Между тем, как указано выше, увольнение по истечении срока трудовой договора, предусмотренное п. 2 ст. 77 ТК РФ, является самостоятельным основанием для прекращения трудового договора и не относится к расторжению договора по инициативе работодателя.
Увольнение истицы было произведено в соответствии с требованиями трудового законодательства, доказательств обратного истица, в нарушение ст. 56 ГПК РФ и п. 22 Постановления Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ, в суд не представила.
Поскольку материалы дела подтверждают, что порядок увольнения истицы, предусмотренный ст. 79 ТК РФ, был ответчиком соблюден, то отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Кроме того, истцом пропущен срок для предъявления требований о восстановлении на работе.
Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора - в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (часть первая статьи 392 ТК РФ, статья 24 ГПК РФ). Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации".
Истец была уволена с ДД.ММ.ГГГГ, копию приказа получила ДД.ММ.ГГГГ, а за разрешением спора обратилась - ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, срок для предъявления настоящих требований истцом пропущен.
Истцом заявлено ходатайство о восстановлении срока. В обосновании своего ходатайства истек, ссылается на беременность и роды, как уважительность причин пропуска срока.
Между тем, как следует из материалов дела истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала у ответчика по договору подряда и имела возможность как заявить о несогласии с ее увольнением, так и предъявить соответствующий иск.
Пропуск прока за обращением с требованиями является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Разрешая требования об обязании оплатить больничный лист и пособие по беременности и родам, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат лица, работающие по трудовым договорам.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы.
Частью 3 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ установлено, что застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежало обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается страхователем по его последнему месту работы (службы, иной деятельности).
В данном случае женщина не утратила трудоспособности вследствие заболевания или травмы.
В ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" перечислены категории женщин, имеющих право на получение пособия по беременности и родам, в том числе:
- женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
- женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
- женщины, категории которых установлены настоящей статьей, при усыновлении ими ребенка (детей).
Также п. 14 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от ДД.ММ.ГГГГ № 1012н, установлено, что пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по последнему месту работы (службы), когда отпуск по беременности и родам наступил в течение месячного срока после увольнения с работы (службы) в случае:
а) перевода мужа на работу в другую местность, переезда к месту жительства мужа;
б) болезни, препятствующей продолжению работы или проживанию в данной местности (в соответствии с медицинским заключением, выданным в установленном порядке);
в) необходимости ухода за больными членами семьи (при наличии заключения медицинской организации о нуждаемости больного члена семьи в постоянном постороннем уходе) или инвалидами I группы.
Выплата по последнему месту работы пособия по беременности и родам в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору при обстоятельствах, указанных в исковом заявлении, действующим законодательством не предусмотрена.
Таким образом, в сложившейся ситуации, при наличии законного основания и соблюдения установленного порядка увольнения расторжение срочного трудового договора с беременной сотрудницей по п.2 4.1 ст.77 ТК РФ является правомерным и у работодателя не возникла обязанность по оплате истцу отпуска по беременности и родам.
Поскольку судом не установлено в ходе ФИО2 дела факта нарушения ответчиком трудовых прав истца, то не имеется и оснований предусмотренных ст. 237 ТК РФ, 151 ГК РФ для компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах исковые требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ОАО «<данные изъяты>» о восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, оплате больничного листа и оплате листка нетрудоспособности, компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Пролетарский районный суд в течение месяца с момента составления мотивированного решения - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий судья: