Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-696/2011 ~ М-70/2011 от 14.01.2011

Дело № 2-696\2011

РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

**** 2011 года                                                                                    г. Псков

Псковский городской суд в составе:

Председательствующего судьи                                   Кавериной Г.П.

При секретаре                                                                  Варава В.Ю.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Дрегольской А.Д. к Территориальному Управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, и обязании включить её в список лиц, предоставляемый Главному государственному управлению социальной зашиты населения Псковской области к присвоению звания «Ветеран труда»,

УСТАНОВИЛ:

Дрегольская А.Д. обратилась в суд с заявлением к Территориальному Управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» по закону Псковской области № 313 незаконным, и обязании включить её в список лиц, предоставляемый Главному государственному управлению социальной зашиты населения Псковской области к присвоению звания «Ветеран труда».

В обоснование заявления указала, что письмом № **\** от 09.12.2010г. ТУ г. Пскова ГГУСЗН ПО ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда». По мнению Территориального управления с заявлением могут обращаться те граждане, которые зарегистрированы на территории Псковской области по месту жительства органами регистрационного учета. С данным отказом она не согласна, поскольку постоянно проживает по адресу: г. Псков, ***

В судебном заседании заявитель поддержал требования. Указав, что на протяжении всей жизни она проживала в городе Пскове. Работала учителем в музыкальной школе города Пскова. Никогда не проживала и не работала в г. Санкт -Петербурге, а лишь в силу жизненных обстоятельств, зарегистрирована в г. Санкт -Петербург.

       Представитель заявителя в судебном заседании поддержал требования заявителя.

       Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, поступило заявление с просьбой о рассмотрении заявления в отсутствии представителя. Из предоставленного отзыва, усматривается, что в соответствии с п.4 ст.7 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. №5-ФЗ (в редакции Федерального закона от 19.12.2005 г. №163-Ф3) «порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации». Статьей 26 Закона Псковской области от 19.02.2002 г. №174-03 «О системе органов исполнительной власти Псковской области» к государственно-властным полномочиям исполнительно-распорядительного характера Администрации области в социальной сфере отнесены полномочия по определению порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда». Во исполнение указанного Федерального закона и закона области постановлением Администрации области от 07.08.2006 г. №313 утверждено Положение «О порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», в соответствии с которым звание «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным на территории Псковской области по месту жительства органами регистрационного учета. Согласно «Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства РФ 17.07.1995 г. №713, отметка о регистрации по месту жительства производится органами регистрационного учета в паспортах граждан. Ссылаясь на Закон РФ от 25.06.1993 г. №5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», заявитель подменяет понятие «регистрация по месту жительства» более общим понятием «место жительства» и делает некорректные выводы об ограничении собственных прав и свобод. Заявителю было предложено обратиться с соответствующим заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в уполномоченный орган Курортного района Санкт -Петербурга.

Суд, выслушав заявителя, её представителя, изучив материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

В соответствии со ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Во исполнение указанных полномочий Постановлением Администрации Псковской области от 07.08.2006 года № 313 утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда».

В соответствии с п.1 пп. б указанного Положения звание «Ветеран труда» присваивается лицам, являющимся гражданами Российской Федерации, зарегистрированным по месту жительства на территории области и награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Суд установил, что приказом № ** -ВН от 20.09.2010г. Дрегольской А.Д. Министром Культуры РФ Авдеевым А.А. награждена благодарностью за большой вклад в развитие культуры, многолетнюю плодотворную работу преподавателя МОУ ДО детей «Детская музыкальная школа» г. Пскова

Указанная благодарность является ведомственным знаком отличия в труде.

Дрегольская А.Д. обратилась в Территориальное Управление города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения с заявлением о включении её в список лиц предоставляемый Главному государственному управлению социальной зашиты населения Псковской области к присвоению звания «Ветеран труда». Ей было отказано со ссылкой на Положение, согласного которого «Ветеран труда» присваивается гражданам Российской Федерации, зарегистрированным на территории Псковской области по месту жительства органами регистрационного учета.

        Суд не соглашается с доводами ТУ г. Пскова Главного Государственного Управления социальной защиты населения Псковской области.

        Установление оспариваемой нормой ограничения в выборе органа, который присваивает звание «Ветеран труда» и выдает удостоверение противоречит порядку, установленному на федеральном уровне и нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.

        Отказывая Дрегольской А.Д. во включении в список лиц, предоставляемый Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области по существу Территориальное управление исходило из того, что реализация указанной льготы, поставлена в зависимость от регистрации, которую Дрегольская А.Д. имеет в г. Санкт- Петербурге.

В силу части 2 ст. 3 ФЗ от 25.06.1993г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

Таким образом, участие субъектов Российской Федерации в реализации социальной функции государства путем принятия законодательных решений в сфере социальной защиты граждан, в том числе имеющих трудовые заслуги перед обществом и государством, должно быть основано на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации и конституционной иерархии нормативных правовых актов, а также соответствовать вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам, лежащим в основе социального обеспечения, включая принципы справедливости, равенства, стабильности юридического статуса субъектов социальных прав, в том числе права на социальное обеспечение, недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной защиты. Обязанность законодателя соблюдать названные принципы неоднократно подтверждалась Конституционным Судом Российской Федерации (определения от 8 февраля 2007 года N 321-О-П, от 1 марта 2007 года N 129-О-П и от 17 июля 2007 года N 624-О-П).

      Федеральный закон «О ветеранах» не ставил предоставление меры социальной поддержки Ветеранов труда в зависимость от регистрации граждан, не связывает право на получение удостоверения «Ветеран труда» местом регистрации».

     Федеральный законодатель исходил из того, что при переходе к новой системе социальной защиты граждан субъекты Российской Федерации не могут действовать произвольно, а должны, как указано в преамбуле Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, реализовывать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства путем сохранения стабильности правового регулирования, предоставлять гражданам возможность в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым в законодательство изменениям, в частности, посредством установления временного регулирования общественных отношений.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определениях от 1 декабря 2005 года N 521-О и от 2 февраля 2006 года N 56-О, реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов субъектов Российской Федерации. Такие законы, согласно статье 76 (часть 5) Конституции Российской Федерации, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал на то, что при осуществлении правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, законодателем должен соблюдаться конституционный принцип равенства, в силу требований которого различия в социальных правах допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; напротив, введение различий, не имеющих объективного и разумного оправдания, для лиц, принадлежащих к одной и той же категории (находящихся в одинаковых или сходных ситуациях), нарушает принцип равенства и противоречит статье 19 Конституции Российской Федерации (Постановления от 1 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, Определение от 12 июля 2006 года N 350-О).

        Как следует из содержания Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда», утвержденного постановлением Администрации области от 7 августа 2006 г. N 313, содержание положения не предусматривают основания отказа в присвоении звания «Ветеран труда».

       Статья 1 Положения содержит норму, согласно которой претенденты на присвоение звания «Ветеран труда», должен быть гражданин РФ и должен быть зарегистрирован по месту жительства на территории Псковской области.

    Согласно ФЗ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» лица, претендующие на присвоение статуса «Ветеран труда», подают в орган социальной защиты населения по месту жительства либо пребывания заявление и документы, подтверждающие основания для его присвоения. Лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР, РСФСР или РФ, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, представляют документы, подтверждающие их право на приобретение статуса ветерана труда.

     Лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», органом социальной защиты населения по месту его пребывания выдается соответствующее удостоверение.

     Из объяснений заявителя, которые объективно подтверждаются документами, усматривается, что Дрегольская А.Д. постоянно проживала и проживает в квартире ** дома ** по *** города Пскова.

    Дрегольская А.Д. оплачивает коммунальные услуги, несет расходы по содержанию и ремонту жилого помещения.

    Согласно договору № ** Дрегольская А.Д. является собственником указанного жилого помещения, где проживает с родственниками и детьми.

    Из свидетельства № ** отдела УФМС России по Псковской области в городе Пскове следует, что Дрегольская А.Д. зарегистрирована по месту пребывания в квартире ** дома *** по *** города Пскова.

Из трудовой книжки Дрегольской А.Д. видно, что она начиная с 1975 года и по август 2010 года работала в городе Пскове, и ни когда не работала и не проживала а г. Санкт -Петербурге.

    Согласно удостоверению № ** выданного 26.05.2005г. Управлением пенсионного фонда РФ в городе Пскове она является пенсионером по старости. Имеет страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, медицинский полис, выданный соответствующими уполномоченными органами.

    При таких обстоятельства отказ Территориального Управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о включении её в список лиц, предоставляемый Главному государственному управлению социальной зашиты населения Псковской области к присвоению звания «Ветеран труда неправомерен. Кроме того Дрегольская А.Д. зарегистрирована по месту жительства в городе Пскове.

     Суд полагает, что отказ ТУ город Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области нарушают конституционные права заявителя.

      Доводы, изложенные Территориальным управлением в возражениях о том, что заявителю необходимо обратиться с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в уполномоченный орган Курортного района Санкт -Петербурга, не основаны на законе.

     Сама по себе регистрация по адресу *** д. **, кв. ** г.Санкт- Петербурга не порождает обязанность обращения Дрегольской А.Д. с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда» в уполномоченный орган Курортного района Санкт -Петербурга.

В соответствии с ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно ст. 2 ФЗ от 25.06.1993г. «О праве граждан РФ на свободу передвижения» в целях настоящего Закона под местом пребывания и жительства подразумевается место пребывания и место жительства.

Место жительства - жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома, а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 вышеуказанного ФЗ граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.

       С учетом изложенного, требования Дрегольской А.Д. законны и обоснованный и подлежат, удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Дрегольской А.Д. к Территориальному Управлению города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о признании отказа в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным, и обязании включить её в список лиц, предоставляемый Главному государственному управлению социальной зашиты населения Псковской области к присвоению звания «Ветеран труда» удовлетворить.

Признать отказ Территориального Управления города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области о невключении Дрегольской А.Д. в список лиц, представляемый Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области к присвоению звания «Ветеран труда», незаконным.

      Обязать Территориальное Управление города Пскова Главного государственного управления социальной защиты населения Псковской области включить Дрегольскую А.Д. в список лиц, представляемый Главному государственному управлению социальной защиты населения Псковской области к присвоению звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10-ти дней со дня изготовления мотивированного решения.

Судья :Г.П.Каверина

Решение вступило в законную силу, в кассационной инстанции не обжаловалось.

2-696/2011 ~ М-70/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дрегольская Антонина Дмитриевна
Другие
ТУ г.Пскова ГГУСЗН ПО
Суд
Псковский городской суд Псковской области
Судья
Каверина Галина Павловна
Дело на сайте суда
pskovskygor--psk.sudrf.ru
14.01.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2011Передача материалов судье
14.01.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.01.2011Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
26.01.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2011Судебное заседание
02.02.2011Судебное заседание
08.02.2011Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2011Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее