Решение по делу № 2-866/2012 ~ М-796/2012 от 30.07.2012

Дело № 2-866/2012

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Чернушка                            08 августа 2012 год

Чернушинский районный суд Пермского края в составе:

председательствующего судьи Андрианова В.П.,

с участием помощника прокурора Чернушинского района Белева И.П.,

представителя ответчика МАОУДОД «Детский оздоровительно- образовательный центр «Чайка» - ФИО5,

представителя ответчика Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района – ФИО6,

при секретаре Треногиной Э.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Прокурора Чернушинского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному автономному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный центр «Чайка», к Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о лицензировании образовательной деятельности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чернушинского района Пермского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к МАОУДОД «Детский оздоровительно- образовательный центр «Чайка», о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности, к Управлению образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района о возложении обязанности обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности МАОУДОД «Детский оздоровительно - образовательный центр «Чайка».

    Иск мотивировал тем, что прокуратурой Чернушинского на постоянной основе проводились проверки исполнения законодательства, направленного на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних. Настоящая проверка проведена в муниципальном автономном образовательном учреждении дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Чайка».В ходе ее проведения установлено, что в данном учреждении требования Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании», Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации 16.03.2011 года№ 174, не соблюдаются. Так, осуществление образовательной деятельности требует соблюдения определенных гарантий качества для граждан. Одной из таких гарантий является лицензия на осуществление образовательной деятельности. Необходимость ее получения при осуществлении образовательной деятельности предусмотрена ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 - 1 «Об образовании», п. 1 Положения «О лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 174 от 16.03.2011 года; п. 18 Типового положения «О дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации № 666 от 12.09.2008 года. Обязанность по получению лицензии возложена на образовательное учреждение. Согласно требованиям указанных норм закона, только с момента выдачи лицензии у дошкольного образовательного учреждения возникает право на ведение образовательной деятельности. В нарушение данных требований МАДОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Чайка» осуществляет образовательную деятельность без лицензии. Срок действия имеющейся лицензии (серии ) истек ДД.ММ.ГГГГ. При таких обстоятельствах права граждан в области образования, гарантированные им ст. 43 Конституции Российской Федерации, ст. 51 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266 - 1 «Об образовании», нарушены. В соответствии с пунктом 11 части 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 11 ч. 1 ст.8 Устава Чернушинского муниципального района к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного бесплатного начального общего, основного общего образования по основным общеобразовательным программам на территории муниципального района. Аналогичные полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования закреплены в статье 31 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании». В соответствии с п.п.1.1, 1.5 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от 27.01.2012 № 538, Управление является отраслевым органом администрации Чернушинского муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области образования, осуществляющим полномочия органов местного самоуправления по организации предоставления образования. Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является учредителем МАДОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Чайка». В соответствии с п. 1.4. Устава МАДОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный лагерь «Чайка», п.п. 1.8, 3.5.3, 3.13 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , Управление образовательными учреждениями района, являясь учредителем, организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности. В связи с этим обязанность по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности следует возложить не только на образовательное учреждение, но и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района. Обращение прокурора основано на положениях ст. 45 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации: прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Обращение прокурора в суд направлено на защиту неопределенного круга лиц, так как в настоящее время невозможно определить состав потенциальных истцов, указать в исковом заявлении фамилию, имя, отчество, место жительства каждого из истцов, решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела. В данном случае речь идет о нарушении прав детей, посещающих образовательное учреждение, детей, которые поступят в учреждение в будущем, до устранения нарушений, а также иных граждан, посещающих образовательное учреждение. Кроме того, в этом случае затрагиваются интересы Российской Федерации, поскольку согласно п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, а при таких обстоятельствах единообразное применение федеральных законов не обеспечивается.

    В судебном заседании помощник прокурора Чернушинского района Белев И.П. требования поддержал полностью, на иске настаивал, просил заявленные требования удовлетворить полностью. Суду пояснил, что в настоящее время в районе действует 17 образовательных учреждений без лицензии, в том числе МАОУДОД «Детский оздоровительно- образовательный лагерь « Чайка». У них было 3 год для получения лицензии, поэтому по исковым требованиям в части срока получения лицензии до ДД.ММ.ГГГГ также настаивает. Исковые требования заявлены в интересах детей.

Представитель ответчика - МАОУДОД « Детский оздоровительно- образовательный лагерь « Чайка» ФИО5 иск признал частично, суду пояснил, что он является директором данного учреждения, действительно они осуществляют образовательную деятельность без лицензии, трудности в получении лицензии заключаются в том, что ранее имущество лагеря принадлежал НГДУ, в конце 2011 года его перевели на автономное учреждение, лагерь стал самостоятельным юридическим лицом. Лагерь стал именоваться «центром». В настоящее время с ДД.ММ.ГГГГ в МАО УДОД « ДООЦ «Чайка» находятся дети, по 60 человек в смене, пребывание детей в лагере включает в себя - пребывание детей, 5-ти разовое питание, спортивные мероприятия, образовательные мероприятия. После прокурорской проверки начали сбор документов. С предложенным истцом сроком получения лицензии, не согласен, поскольку не успеют устранить недостатки в данный срок, так как сроки получения лицензии большие, просит срок увеличить срок.

    Представитель ответчика Управления образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района ФИО6 иск признал частично. Суду пояснил, от должностных обязанностей УОУ зависит финансирование лагеря. Письменных обращений ФИО5 о финансировании и лицензировании не поступало. Действительно МАОУДОД «Детский оздоровительно- образовательный центр «Чайка», с 2009 года лицензии не имеет. В настоящее время готовят документы. Просит увеличить срок для получения лицензии, так как до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию не смогут.

    Суд, заслушав стороны, исследовав представленные доказательства, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Согласно п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального Закона Российской Федерации № 99-ФЗ от 04.05.2011 года «О лицензировании отдельных видов деятельности», осуществление образовательной деятельности требует получения лицензии.

Согласно ч.1-4 ст. 33.1 Закона РФ от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждается Правительством Российской Федерации. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом – федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования.

Порядок лицензирования образовательной деятельности определен Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 16.03.2011 года № 174.

Согласно ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечение срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Из обстоятельств, установленных по делу, следует, что согласно п.1.5 Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно- образовательный центр «Чайка», данное Учреждение является юридическим лицом ( л.д.6). В Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о государственной регистрации ( л.д.24,25).

На основании лицензии от ДД.ММ.ГГГГ серии МАОУДОД «Детский оздоровительно- образовательный лагерь «Чайка» имеет право осуществления образовательной деятельности, лицензия действительна по ДД.ММ.ГГГГ (л.д.27).

Новая лицензия не получена. Таким образом, МАОУДОД « Детский оздоровительно - образовательный центр «Чайка» осуществляет образовательную деятельность без лицензии.

На основании изложенного, суд считает обоснованными требования истца о возложении обязанности на МАОУДОД « Детский оздоровительно- образовательный центр «Чайка» получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

В соответствии с п.п.1.1, 1.5 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является отраслевым органом администрации Чернушинского муниципального района, обеспечивающим осуществление законодательно закрепленных принципов государственной и муниципальной политики в области образования осуществляющим полномочия органов местного самоуправления муниципального района по организации предоставления образования.

В соответствии с п. 1.4 Устава муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Детский оздоровительно- образовательный центр «Чайка», Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района является учредителем вышеуказанного учреждения (л.д.6).

В соответствии с п.п. 1.8, 3.5.3, 3.13 Положения об Управлении образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района, утвержденного Решением Земского Собрания Чернушинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ , Управление образовательными учреждениями района, являясь учредителем организует мероприятия для приведения имущественных комплексов образовательных учреждений в соответствии с требованиями действующего законодательства и согласовывает документы, необходимые для предоставления в лицензионный орган для получения лицензии муниципальными образовательными учреждениями на ведение ими образовательной деятельности.

Таким образом, суд считает обоснованными требования истца о возложении обязанности по устранению нарушений законодательства о лицензировании образовательной деятельности и на Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района.

Доводы представителей ответчиков об увеличении срока, необходимого для получения лицензии являются не обоснованными. Ранее выданная лицензия была действительна до мая 2009 года, однако ответчики до настоящего времени не предпринимали никаких мер для получения лицензии. Заявление о выдаче лицензии на право ведения образовательной деятельности, было подписано только перед началом судебного заседания по данному делу, то есть ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день документы переданы на государственную регистрацию. Хотя данные документы могли быть подготовлены уже после прокурорской проверки.

Кроме того исковые требования заявлены в интересах детей и направлены на обеспечение безопасных условий обучения и воспитания несовершеннолетних детей.

Суд считает необходимым установить срок, необходимый для получения лицензии до ДД.ММ.ГГГГ

    Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

    Исковое заявление прокурора Чернушинского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский оздоровительно – образовательный центр «Чайка» в срок до ДД.ММ.ГГГГ получить лицензию на право осуществления образовательной деятельности.

Обязать Управление образовательными учреждениями администрации Чернушинского муниципального района обеспечить получение лицензии на право осуществления образовательной деятельности МАДОУ ДОД «Детский оздоровительно-образовательный центр «Чайка».

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья                                 В.П.Андрианов

2-866/2012 ~ М-796/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Ч.р.
Ответчики
МАДОУДОД "Детский оздоровительно - образовательный лагерь "Чайка"
Суд
Чернушинский районный суд
Судья
Андрианов Владимир Петрович
30.07.2012[И] Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.07.2012[И] Передача материалов судье
30.07.2012[И] Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.07.2012[И] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.07.2012[И] Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
08.08.2012[И] Предварительное судебное заседание
08.08.2012[И] Судебное заседание
14.08.2012[И] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее