Дело №
Поступило 09.03.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГ.
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
р.<адрес>
Ордынский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Отт С.А.,
при секретаре Кащеевой Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к администрации Вагайцевского сельсовета <адрес> о возложении обязанности устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указал, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой исполнения законодательства о безопасности дорожного движения на поднадзорной территории выявлены нарушения в администрации Вагайцевского сельсовета <адрес>. В ходе проверки установлено, что администрацией Вагайцевского сельсовета ненадлежащим образом исполняется возложенная обязанность по содержанию дорог в нормативном состоянии. Так, пунктом 1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» установлено, что стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с правилами градостроительства, устанавливает общие требования к ним и правила их применения. Проверкой проведенной в январе 2021 года совместно с госинспектором дорожного надзора в ОГИБДД МО МВД «Ордынский», были проведены мероприятия по обследованию улично-дорожной сети примыкающей к детским учреждениям, в администрации Вагайцевского сельсовета выявлены нарушения ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», выразившиеся в отсутствии тротуаров напротив <адрес> вблизи МКДОУ Вагайцевский детский сад «Солнышко». Отсутствие тротуаров на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не менее 50 метров создает угрозу безопасности лиц-участников дорожного движения. Кроме того, это ставит под угрозу безопасность несовершеннолетних, пользующихся услугами данного образоватеьльного учреждения. Выявленные нарушения подтверждаются актом от ДД.ММ.ГГГГ, фототаблицей. Просит обязать администрацию Вагайцевского сельсовета <адрес> устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно обустроить пешеходный переход напротив <адрес> вблизи МКДОУ Вагайцевский детский сад «Солнышко», тротуарами в соответствии с требованиями п.4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования»; установить срок для совершения указанных выше действий -1год со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель истца – помощник прокурора <адрес> Тнымова Э.А. в судебном заседании исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах не явки суд не известил.
Представитель третьего лица ПАО «Ростелеком» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Представитель третьего лица ООО «Ордынское водоканализационное хозяйство» Воднева В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании не возражала против удовлетворения иска.
Представитель третьего лица ООО «Вира-В» в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, указал, что при наличии проекта технические условия будет выдавать ООО «Новосибирскоблгаз».
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В статье2Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -обязанностьгосударства.
В силу ст.15Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Как следует из ч. 1 ст.132 КонституцииРоссийской Федерации, органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Пунктом 5 ст.16Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения отнесены дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечениебезопасности дорожного движенияна них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации.
В соответствии с п. 4 ст.6Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «Обезопасности дорожного движения», органы местного самоуправления в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерации изаконодательствомсубъектов Российской Федерации в пределах компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечениябезопасности дорожного движения.
В силу ч. 8 ст.6Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно п.6 ч.1, ч.2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Исходя из приведенных норм права, бремя финансирования всех мероприятий по содержанию дорожной деятельности, в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии сзаконодательствомРоссийской Федерациивозложенона муниципальное образование и осуществляется за счет принимаемого с этой целью бюджета села.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 9 ст.5Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.
В силу п. 6 ст. 3 и ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; а под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечениюбезопасности дорожного движения.
Согласно положениям ст.210Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст.125 ГК РФ.
Как установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ в 12 часов 44 минуты госинспектором дорожного надзора в ОГИБДД МО МВД «Ордынский» Васильевым А.Н. проведена проверка, в ходе которой было выявлены следующие нарушения: отсутствуют тротуары напротив <адрес> вблизи МКДОУ Вагайцевский детский сад «Солнышко», что не соответствует требованиям п.4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», о чем составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильных дорог (улиц), железнодорожного переезда.
Согласно п.п. 1, 5 ст.3Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст.12Федерального закона «Обезопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечиватьбезопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечениюбезопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Согласно ст.2Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «Обезопасности дорожного движения»,безопасность дорожного движенияпредставляет собой состояние процесса дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечениебезопасности дорожного движениярассматривается как деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Как предусмотрено ст.ст.17и18Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении измененийвотдельныезаконодательныеакты Российской Федерации», содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно переходному положению, предусмотренному в ч. 8 ст.62Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ, до вступления в силу в установленном порядке предусмотренных данным законом технических регламентов содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиямизаконодательстваРоссийской Федерации, нормативными техническими документами в части, не противоречащей Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ.
Следовательно, до принятия технических регламентов действуют соответствующие нормативы (ГОСТ).
Согласно п. 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, тротуар - элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов и примыкающий к проезжей части или к велосипедной дорожке либо отделенный от них газоном.
В ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» содержатся стандарты на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, улиц и дорог городских и сельских поселений в соответствии с сводом правил градостроительства Планировка и застройки городских и сельских поселений, кроме этого ГОСТ устанавливает общие требования к ним и правила их применения.
Согласно п.4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары следует устраивать в пределах населенных пунктов на автомобильных дорогах I-III категорий, IV и V категорий с твердым покрытием.Тротуары или пешеходные дорожки устраивают: на подходах к пешеходному переходу на расстоянии не мене 50 м, а также к остановочным пунктам маршрутных транспортных средств;от пешеходного перехода до посадочной площадки остановочного пункта маршрутных транспортных средств на участках дорог вне населенных пунктов.
Согласно п.4.5.1.2 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в населенных пунктах тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений.
Согласно п.4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны.
В соответствии со ст.1Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «Обезопасности дорожного движения», задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Согласно ст.3Федерального закона «Обезопасности дорожного движения», основными принципами обеспечениябезопасности дорожного движенияявляются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечениебезопасности дорожного движениянад ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечениибезопасности дорожного движения.
Следовательно, у суда не вызывает сомнений тот факт, что непринятие администрацией Вагайцевского сельсовета мер поустранению нарушений в области дорожного движения, а именно обустройство пешеходного перехода напротив <адрес> вблизи МКДОУ Вагайцевский детский сад «Солнышко», влечетнарушениеправ неопределенного круга лиц, как пешеходов, так и водителей, на обеспечениебезопасности дорожного движенияна указанном участке.
Вопреки положениям ч. 1 ст.56 ГПК РФ, установленные судом в ходе рассмотрения дела обстоятельстванарушенияГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», ответчиком не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.
Согласно ответу на запрос ООО «Вира-В» от ДД.ММ.ГГГГ, по нечетной стороне <адрес> проходит газопровод среднего давления.
Согласно ответу ООО «Ордынское ВКХ» от ДД.ММ.ГГГГ, по четной стороне <адрес> проходят водопроводные сети.
Согласно ответу ПАО «Ростелеком» от ДД.ММ.ГГГГ, по <адрес> напротив детского сада «Солнышко» вдоль проезжей части линии связи имеются.
Доводы ответчика о том, что на данной стороне <адрес> вблизи <адрес> невозможно обустроить тротуар в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007, поскольку по данной стороне улицы проходят водопроводные сети, газопровод среднего давления, линии связи судом не принимаются, поскольку ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено суду доказательств о том, каким именно образом водопроводные сети, газопровод среднего давления, линии связи препятствуют обустроить пешеходный переход напротив <адрес> вблизи МКДОУ Вагайцевский детский сад «Солнышко», тротуарами в соответствии с требованиями п.4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования».
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Вагайцевского сельсовета <адрес> обобязании устранить нарушениязаконодательствавсферебезопасности дорожного движенияв течении 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, а именно: обустроить пешеходный переход напротив <адрес> вблизи МКДОУ Вагайцевский детский сад «Солнышко», тротуарами в соответствии с требованиями п.4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», являются законными, обоснованными и полежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Обязать администрацию Вагайцевского сельсовета <адрес> устранить нарушения законодательства в сфере безопасности дорожного движения, а именно обустроить пешеходный переход напротив <адрес> вблизи МКДОУ Вагайцевский детский сад «Солнышко», тротуарами в соответствии с требованиями п.4.5.1.1, 4.5.1.2, 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» в течение 1 (одного) года со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца через Ордынский районный суд <адрес>.
Судья С.А. Отт