РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 июня 2019 года город Тула
Привокзальный районный суд города Тулы в составе:
председательствующего Михайловой Г.М.,
при секретаре Зимиревой С.И.,
с участием
представителя истца Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы, по доверенности Богма А.Е.,
представителя ответчика комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы по доверенности Офицеровой Т.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда города Тулы гражданское дело № 2-599/2019 по иску Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы к Комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, Крючковой Ольге Анатольевне, Черемной Наталье Владимировне, Блинову Виктору Николаевичу, Малахову Владимиру Алексеевичу, Малаховой Татьяне Владимировне, Поморцевой Ольге Викторовне о понуждении к приведению земельного участка в надлежащее состояние, об обязании принять меры к очистке земельного участка от остатков нежилых сооружений, приводящих к ухудшению чистоты и эстетического вида города,
установил:
истец Управление по административно-техническому надзору администрации г. Тулы с учетом уточнений обратилось в суд с исковым заявлением к Комитету имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, Крючковой Ольге Анатольевне, Черемной Наталье Владимировне, Блинову Виктору Николаевичу, Малахову Владимиру Алексеевичу, Малаховой Татьяне Владимировне, Поморцевой Ольге Викторовне о понуждении к приведению земельного участка в надлежащее состояние, об обязании принять меры к очистке земельного участка от остатков нежилых сооружений, приводящих к ухудшению чистоты и эстетического вида города.
Мотивируя свои требования тем, что в целях улучшения благоустройства и санитарного содержания, территории муниципального образования город Тула, на основании Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Тульской городской Думой, утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула (решение от дата № *, далее - Правила благоустройства).
Правила благоустройства разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города.
Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула возложены на отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования город Тула - управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее - Управление), которое осуществляет свою деятельность на основании Положения «Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от дата № *
Для обеспечения целей и основных функций Управление наделено полномочиями по осуществлению контроля в сфере благоустройства и содержания городской территории. Управление вправе проводить проверки (плановые и внеплановые) и мероприятия по контролю по вопросам состояния благоустройства и содержания городской территории.
В рамках реализации вышеуказанных полномочий, сотрудником Управления дата при проведении проверки, ранее направленного главным управлением администрации города Тулы по Привокзальному территориальному округу уведомления собственникам помещении в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> был подтвержден факт нарушения требований Правил благоустройства, который выразился в захламлении участка (к.н. *) полуразрушенными сооружениями нежилого назначения (Литер Г6, Г7).
Собственниками помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, являются: Крючкова Ольга Анатольевна <адрес>), Черемная Наталья Владимировна ( квартира №*), Блинов Виктор Николаевич (квартира №*), Малахов Владимир Алексеевич (квартира №*), Малахова Татьяна Владимировна ( квартира №*), Поморцева Ольга Викторовна ( квартира № *).
В настоящее время на земельном участке фактически не имеется объектов, предназначенных для удовлетворения ответчиками бытовых и иных нужд. В действительности на земельном участке размещены остатки, ранее существующих строений, которые появились вследствие ненадлежащего исполнения ответчиками обязанностей по содержанию принадлежащего им имущества.
На ответчиках - собственниках земельного участка в соответствии с действующим гражданским, жилищным и земельным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (земельным участком), его содержанием, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.
Невыполнение ответчиками, обязанностей по очистке и уборке, принадлежащего им земельною участка, приводит к нарушению правил пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических норм, нарушает благоустройство города Тулы, создает неблагоприятные условия для жизнедеятельности людей.
На основании изложенного, истец просит суд: обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы ( ИНН 7102005410, ОГРН 1037101129504), Крючкову Ольгу Анатольевну, Черемную Наталью Владимировну, Блинова Виктора Николаевича, Малахова Владимира Алексеевича, Малахову Татьяну Владимировну, Поморцеву Ольгу Викторовну
- собственников земельного участка, расположенного по адресу: г.<адрес> (кадастровый номер * в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу очистить вышеуказанный земельный участок от остатков полуразрушенных сооружений нежилого назначения (Литер Г6, Г7).
В случае неисполнения ответчиками решения суда в течение установленного срока, предоставить Управлению по административно-техническому надзору администрации <адрес> право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению земельного участка, расположенного по адресу: г* (кадастровый номер *) от остатков полуразрушенных сооружений нежилого назначения (Литер Г:.Г7), с последующим взысканием необходимых расходов с Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, Крючковой Ольги Анатольевны, Черемной Натальи Владимировны, Блинова Виктора Николаевича, Малахова Владимира Алексеевича, Малаховой Татьяны Владимировны, Поморцевой Ольги Викторовны.
Представитель истца Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы по доверенности Богма А.Е. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений поддержал в полном объеме, по вышеизложенным основаниям.
Представитель ответчика Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы по доверенности Офицерова Т.Е. в судебном заседании исковые требования с учетом уточнений признала в полном объеме, не возражала против их удовлетворения.
Ответчики Крючкова О.А., Черемная Н.В., Блинов В.Н., Малахов В.А., Малахова Т.В., Поморцева О.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, путем направления искового заявления с приложенными к нему документами, судебного извещения по месту регистрации ответчиков. Сведения о причинах неявки в суд не представили, не просили дело слушанием отложить, в связи с невозможностью явки по уважительной причине. Возражения, отзыв на иск и доказательства в их обоснование в суд не представили.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора главного управления администрации г.Тулы по Привокзальному территориальному округу в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил.
В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
Положениями ст. 118 ГПК Российской Федерации, установлено, что лица, участвующие в деле, обязаны сообщить суду о перемене своего адреса во время производства по делу. При отсутствии такого сообщения судебная повестка или иное судебное извещение посылаются по последнему известному суду месту жительства или месту нахождения адресата и считаются доставленными, хотя адресат по этому адресу более не проживает или не находится.
Согласно ст.35 ГПК Российской Федерации лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами, и добросовестно нести, установленные процессуальные обязанности.
Кроме того, при возвращении почтовым отделением связи, судебных повесток и извещений, по вышеизложенным причинам, следует признать, что в силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд, по изложенным причинам, есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права, на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела.
Отсутствие надлежащего контроля за поступающей по его месту жительства корреспонденцией, является риском самого гражданина, все неблагоприятные последствия такого бездействия несет он сам.
Учитывая изложенное, в силу положений ст. 167 ГПК Российской Федерации, дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц участвующих в деле.
Выслушав объяснения явившихся участников процесса, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 11 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных прав осуществляется в судебном порядке.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является: признание права, восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения.
Согласно статьи 210 ГК Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 289 ГК Российской Федерации, собственнику квартиры в многоквартирном доме наряду с принадлежащим ему помещением, занимаемым под квартиру, принадлежит также доля в праве собственности на общее имущество дома.
Пунктом 4 части 1 ст. 36 ЖК РФ постановлено, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Согласно статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусматриваются обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками участков, по использованию земельных участков, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Согласно ч. 1 ст. 13 ЗК РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, принимать меры по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Перечисленные законы ст. 210 ГК РФ и ст. 13, 42 ЗК РФ, указывают те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему здания.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.
Согласно пункту 8.2.1 Правил благоустройства постановлено, что основной задачей уборки территорий является удаление накапливающихся загрязнений, приводящих к возникновению скользкости, запыленности, ухудшению чистоты атмосферы и эстетического вида, а также обеспечение такого состояния дорог, тротуаров, при котором достигается, безопасное движение пешеходов и транспортных средств. Важнейшим условием качественного выполнения работ является их своевременность.
Благоустройство территорий обеспечивается: физическими и юридическими лицами: собственниками жилых помещений в многоквартирных жилых домах - самостоятельно либо посредством привлечения специализированных организаций, управляющих компаний в отношении придомовых территорий и объектов озеленения и благоустройства, расположенных в границах придомовых территорий (пункт 8.2.55 Правил благоустройства).
Пункт 8.2.56 Правил благоустройства устанавливает, что физические и юридические лица обязаны осуществлять самостоятельно либо посредством привлечения иных лиц своевременную и качественную очистку и уборку объектов и территорий (в том числе удалять последствия их загрязнения, не допускать накопления (складирования) отходов производства и потребления, остатков строительных материалов и оборудования, пришедших в негодность для дальнейшего использования, а также устранять остатки сгоревших или полуразрушенных частей зданий и сооружений, которые невозможно использовать для проживания и/или хозяйственной деятельности, размещения производства), находящихся у них на праве собственности, пожизненного наследуемого владения. постоянного (бессрочного) пользования, срочного пользования, аренды либо на ином праве, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из представленных документов, следует, что в целях улучшения благоустройства и санитарного содержания, территории муниципального образования город Тула, на основании Федерального закона от дата № * «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Тульской городской Думой, утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования город Тула (решение от дата № *, далее - Правила благоустройства).
Правила благоустройства разработаны в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Тульской области, определяющим требования к состоянию благоустройства городских территорий, защите окружающей среды, проведению работ, нарушающих существующее благоустройство на территории города.
Контрольные функции в сфере реализации муниципальной политики благоустройства территории и внешнего облика муниципального образования город Тула возложены на отраслевой (функциональный) орган администрации муниципального образования город Тула - управление по административно-техническому надзору администрации города Тулы (далее - Управление), которое осуществляет свою деятельность на основании Положения «Об управлении по административно-техническому надзору администрации города Тулы», утвержденного решением Тульской городской Думы от дата № *
Для обеспечения целей и основных функций Управление наделено полномочиями по осуществлению контроля в сфере благоустройства и содержания городской территории. Управление вправе проводить проверки (плановые и внеплановые) и мероприятия по контролю по вопросам состояния благоустройства и содержания городской территории.
Согласно выписок из ЕГРН по состоянию на дата собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенного по адресу: <адрес>, являются: Крючкова Ольга Анатольевна квартира (№*), Черемная Наталья Владимировна (квартира №*), Блинов Виктор Николаевич (квартира №*), Малахов Владимир Алексеевич (квартира №*), Малахова Татьяна Владимировна (квартира №*), Поморцева Ольга Викторовна ( квартира № *
Сведений о собственниках квартир №* не имеется, что подтверждается уведомлениями Управления Росреестра по Тульской области об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений.
Согласно публичной карте, земельный участок с кадастровым номером *, расположен по адресу: г<адрес>
Из акта обследования от дата, следует, что в рамках осуществления контроля за соблюдением Правил благоустройства территории муниципального образования <адрес>, утвержденных решением Тульской городской Думы от дата №*, начальником сектора контроля по Привокзальному территориальному округу управления по административно-техническому надзору администрации г. Тулы Тереховым А. А. дата в 10 часов 55 минут по адресу: <адрес>, на земельном участке с К№ * подтвержден факт нарушения п. 8.2.56 Правил благоустройства, выразившийся в захламлении земельного участка полуразрушенными сооружениями нежилого назначения. Фрагменты указанных сооружений: лит. Г6,Г7 фактически являются свалкой крупногабаритных отходов, которые дискредитируют внешний вид улицы и представляют собой потенциальную опасность для граждан из-за возможного обрушения.
Данный акт подписан начальником сектора контроля по Привокзальному территориальному округу управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы Тереховым А.А., начальником отдела застройки управления градостроительства и архитектуры администрации <адрес> ФИО12, консультантом отдела по благоустройству главного управления администрации <адрес> по Привокзальному территориальному округу ФИО13, главным инженером МУ «УКС <адрес>» ФИО14
К акту обследования от дата предоставлены фото, выполненные дата фотоаппаратом «Sony Cybershot DSC-W830» придомовой территории * по <адрес> в <адрес>, хозяйственных построек под лит. Г:.Г7. Фото *, *, *, *, подтверждают, что сооружения нежилого назначения имеют полуразрушенный вид и внешний вид имеет вид свалки крупногабаритных отходов.
Из протокола внеочередного очно-заочного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме <адрес>, усматривается, что дата проведено собрание собственников жилых помещений многоквартирного жилого дома и инициатором собрания, являлась администрация города Тулы – собственник жилых помещений квартиры <адрес>.
Из данного протокола, следует, что повесткой дня являлось: принятие мер по очистке земельного участка придомовой территории от остатков строений, приводящих к ухудшению чистоты и эстетического вида; выбора лица, уполномоченного на представление интересов собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, связанным с принятием мер путем демонтажа к очистке земельного участка придомовой территории от остатков строений, приводящих к ухудшению чистоты и эстетического вида и другое.
Решение по демонтажу остатков строений не принято.
Судом установлено, что истцом принимались меры к тому, чтобы собственники многоквартирного жилого дома №* по Одоевскому шоссе в г.Туле привели придомовую территорию, а именно земельный участок с кадастровым номером * в соответствии с Правилами благоустройства территории МО <адрес> и Правил противопожарного режима в Российской Федерации.
Управлением по административно-техническому надзору администрации г.Тулы собственникам многоквартирного жилого <адрес> дата направлены уведомления, из которых усматривается, что истец указывает: на придомовой территории Вашего многоквартирного дома расположены вспомогательные постройки (сараи), возведение которых происходило одновременно со строительством жилого дома. Строения (сараи) в настоящее время находятся в недопустимом, аварийном состоянии: имеют повреждения и деформацию, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, безопасность пребывания не обеспечена, часть сараев разрушена. Хозяйственные постройки являются принадлежностью главной вещи – квартиры, так как в совокупности используются для достижения тех же хозяйственных целей, для которых предназначена главная вещь – достижение благоприятных бытовых условий лиц, проживающих в квартире. Собственники информированы о необходимости неукоснительного соблюдения мер по уборке и содержанию придомовой территории многоквартирного дома, а именно, осуществлять своевременную и качественную очитку и уборку объектов территории (в том числе удалять последствия их загрязнения, не допускать накопления (складирования) отходов производства и потребления, остатков строительных материалов и оборудования, пришедших в негодность для дальнейшего использования, а также устранять остатки сгоревших и/или полуразрушенных частей зданий и сооружений, которые невозможно использовать для проживания и/или хозяйственно й деятельности.
Собственникам истцом было предложено провести мероприятия, направленные на освобождение (уборку) придомовой территории многоквартирного дома от полуразрушенных сооружений, фактически являющихся свалкой крупно габаритных отходов, дискредитирующих внешний вид улицы и представляющими собой потенциальную опасность для граждан из-за возможного обрушения.
Факт направления уведомлений собственникам, подтверждается списком писем для рассылки и почтовыми квитанциями от дата с уведомлением, а также отчетами об отслеживании отправлений с почтовыми идентификаторами.
Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности, достаточную и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы.
В силу ч.ч. 1, 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом вышеприведенной нормы действующего законодательства, суд считает возможным установить разумный и реальный срок для исполнения возложенной на ответчиков обязанности по очистке земельного участка в течение тридцати дней, с даты вступления в законную силу, данного решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
исковые требования Управления по административно-техническому надзору администрации г.Тулы, удовлетворить в полном объеме.
Обязать Комитет имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы ( ИНН 7102005410, ОГРН 1037101129504), Крючкову Ольгу Анатольевну, Черемную Наталью Владимировну, Блинова Виктора Николаевича, Малахова Владимира Алексеевича, Малахову Татьяну Владимировну, Поморцеву Ольгу Викторовну - собственников земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер *), в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу очистить вышеуказанный земельный участок от остатков полуразрушенных сооружений нежилого назначения (Литер Г6, Г7).
В случае неисполнения ответчиками решения суда в течение установленного срока, предоставить Управлению по административно-техническому надзору администрации города Тулы право с соблюдением требований действующего законодательства осуществить действия по освобождению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый номер *) от остатков полуразрушенных сооружений нежилого назначения (Литер Г:.Г7), с последующим взысканием необходимых расходов с Комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, Крючковой Ольги Анатольевны, Черемной Натальи Владимировны, Блинова Виктора Николаевича, Малахова Владимира Алексеевича, Малаховой Татьяны Владимировны, Поморцевой Ольги Викторовны.
Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Привокзальный районный суд г.Тулы в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Г.М. Михайлова