Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1840/2014 ~ М-1796/2014 от 22.09.2014

Дело № 2-1840/14

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                                        г. Шатура Московской области

Шатурский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Хавановой Т.Ю.,

при секретаре Романовой Е.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галушко В.Н. к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области о признании отсутствующим права собственности Российской Федерации на земельный участок,

у с т а н о в и л :

Галушко В.Н. обратилась в суд с указанным иском по следующим основаниям.

ДД.ММ.ГГГГ Шатурским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области ей было отказано в государственной регистрации договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, поскольку в ЕГРП имеется запись о собственности Российской Федерации на данный земельный участок, а заявление органа, осуществляющего полномочия от имени РФ на распоряжение земельным участком не представлено. Считает внесение записи о праве собственности Российской Федерации на спорный земельный участок неправомерным. Неправомерное и безосновательное внесение записи в ЕГРП создает неопределенность в отношении ее права на земельный участок. Просит признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок.

В судебном заседании истец Галушко В.Н. исковые требования поддержала, дав объяснения аналогичные изложенным в иске. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, администрации Шатурского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Исследовав представленные доказательства, выслушав объяснения истца, суд приходит к следующему.

Сообщением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ Галушко В.Н. на основании абз. 6, 10 п. 1 ст. 20 ФЗ от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее Закон) отказано в государственной регистрации договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в ЕГРП зарегистрировано право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 6).

Согласно статье 2 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В порядке пункта 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

В соответствии с пунктом 1 статьи 25 ЗК РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Статьей 17 ЗК РФ установлено, что в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 214 ГК РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В соответствии со ст. 28 разд. 5 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 № 154-ФЗ, экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также в соответствии с законом иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы.

В соответствии с п. 3 ст. 29 указанного Закона органы местного самоуправления в соответствии с законом вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать в установленном порядке, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорных соглашениях условия использования приватизируемых или переданных в пользование объектов.

Статьей 70 Земельного кодекса РСФСР определено, что все земли в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов находятся в ведении городских, поселковых, сельских советов народных депутатов.

В ст. 9 Конституции РФ закреплена муниципальная собственность на землю.

Государственная собственность РФ и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) разграничены Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». К постановлению имеются три приложения: в первом говорится об объектах, которые находятся исключительно в собственности РФ (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.); во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов РФ (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т.д.); в третьем - об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).

Согласно указанному акту Верховного Совета РФ виды собственности на землю и другие природные ресурсы определяются в соответствии с законодательными актами РФ (п. 1).

В названном Постановлении закреплен принцип разграничения имущества (кроме земли) на государственную (федеральную и субъектов РФ) и муниципальную собственность.

Этот принцип можно и целесообразно применить и при разграничении собственности на землю на государственную (РФ и ее субъектов) и муниципальную.

В ст. 214 ГК РФ государственная собственность на имущество определена как собственность, не являющаяся собственностью частной и муниципальной.

ДД.ММ.ГГГГ между муниципальным образованием «Шатурский район» и Галушко В.Н. был заключен договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 7-8)

Указанный договор был зарегистрирован в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Таким образом, право Российской Федерации до его предоставления в аренду истцу не подтверждено действующим законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок прошел государственный кадастровый учет с присвоением ему кадастрового номера.

ДД.ММ.ГГГГ между администрацией Шатурского муниципального района в лице председателя Комитета по управлению имуществом Шатурского района ФИО2 и Галушко В.Н. на основании Постановления администрации Шатурского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства (л.д. 12-13, 16).

В соответствии со статьей 30.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок.

Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 № 404.

В силу статей 9, 13, 17 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при государственной регистрации прав орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, проводит правовую экспертизу представленных на регистрацию документов, осуществляет проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти, наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав, юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, устанавливает отсутствие противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

В регистрирующий орган с целью регистрации права собственности за Российской Федерацией не представлялись ни правоустанавливающие документы на спорный земельный участок, ни доказательств разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок, произведенного в установленном законом порядке, о регистрации такого права уполномоченным государственным органом не заявлялось.

Таким образом, спорный земельный участок является государственной собственностью, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований.

Ответчиком не представило суду доказательств возникновения права собственности Российской Федерации на спорный участок, внесения спорного земельного участка в реестр федеральной собственности, отнесения его к исключительной собственности Российской Федерации.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что государственная регистрация права собственности Российской Федерации с внесением соответствующей записи в ЕГРП на спорный земельный участок произведена при отсутствии предусмотренных действующим законодательством оснований и нарушает права и законные интересы истца.

Таким образом, суд находит требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковое заявление Галушко В.Н. удовлетворить.

Признать отсутствующим право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Шатурский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                         Т.Ю. Хаванова

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья                                                                  Т.Ю. Хаванова

2-1840/2014 ~ М-1796/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Галушко Валентина Николаевна
Ответчики
ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом по МО
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по МО
Другие
Администрация Шатурского муниципального района МО
Суд
Шатурский городской суд Московской области
Судья
Хаванова Татьяна Юрьевна
Дело на странице суда
shatura--mo.sudrf.ru
22.09.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.09.2014Передача материалов судье
26.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.10.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.10.2014Судебное заседание
05.11.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.12.2014Дело оформлено
12.12.2014Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее