Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-198/2013 ~ М-209/2013 от 06.03.2013

Р Е Ш Е Н И Е № 198

Именем Российской Федерации

14 марта 2013 года город Североморск

Североморский гарнизонный военный суд под председательством судьи Кормушкина А.В., при секретаре Орловой Е.И., с участием представителя заявителя Подхалюзина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда заявление бывшего военнослужащего войсковой части <данные изъяты> запаса Смирнова С. А. об оспаривании действий начальника отдела федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел ЗРУЖО), связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма,

у с т а н о в и л:

Смирнов обратился в суд с заявлением, в котором просит обязать начальника отдела ЗРУЖО принять на учет нуждающихся в получении жилого помещения по договору социального найма в Московской области на состав семьи из двух человек.

Заявитель и начальник отдела ЗРУЖО, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, при этом Смирнов ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, ответчик о причинах неявки не известил.

В судебном заседании представитель заявителя Подхалюзин, настаивая на удовлетворении требований, показал, что Смирнов был уволен в связи с организационно-штатными мероприятиями в 1997 году, имея общую продолжительность военной службы более 20 лет. После этого он был принят на учет для получения жилого помещения в порядке, определенном директивой командующего Северным флотом Д-27 – 1998 года, в избранном им месте жительства. В связи с вступлением в силу Указа Президента РФ от 24 октября 2011 года № 1422, заявитель для приобретения жилья, подал необходимые документы с целью включения его в список граждан на получение государственного жилищного сертификата (далее – ГЖС) и был включен в такой список. В июле 2012 года он отказался от получения сертификата, а в том же месяце и декабре 2012 года обратился в отдел ЗРУЖО с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения в избранном постоянном месте жительства по договору социального найма, в чем ему было отказано. С этим Смирнов не согласен, поскольку на учет в органы местного самоуправления для обеспечения жильем он не вставал, а по сроку службы и основанию увольнения имеет на это право.

Выслушав объяснения Подхалюзина, исследовав материалы дела, военный суд находит заявление Смирнова подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что заявитель приказами командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ и командира войсковой части от ДД.ММ.ГГГГ , уволен с военной службы в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава части с ДД.ММ.ГГГГ, а его продолжительность военной службы в календарном исчислении составила более 20 лет.

На основании директивы командующего Северным флотом от ДД.ММ.ГГГГ Смирнов состоит на учете как нуждающийся в получении жилого помещения в избранном месте жительства.

Согласно справки формы № 9 Муниципального бюджетного учреждения «Паспортно-учетная служба» от ДД.ММ.ГГГГ , Смирнов зарегистрирован и проживает совместно с женой в муниципальной однокомнатной квартире по адресу: <адрес>.

Из исследованных в судебном заседании заявлений Смирнова от ДД.ММ.ГГГГ видно, что заявитель отказался от получения ГЖС и подал в отдел ЗРУЖО заявление с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма в избранном месте жительства – в городе Москве на состав семьи из 2-х человек.

Решением начальника отдела ЗРУЖО от ДД.ММ.ГГГГ с исх. заявителю отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма со ссылкой на положения п. 2 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», в связи с тем, что с военной службы заявитель был уволен до 1 января 2005 года. При этом ответчик считает, что заявитель подлежит обеспечению жилым помещением посредством ГЖС согласно Указу Президента РФ от 24 октября 2011 года.

При таких обстоятельствах военный суд полагает, что действия ответчика, не признавшего заявителя в качестве нуждающегося в получении жилого помещения по договору социального найма, являются неправомерными по следующим основаниям.

Из действовавшей при увольнении заявителя директивы командующего Северным флотом от 10 июля 1998 года № Д-27 «О мерах по упорядочению распределения жилья, строящегося, приобретаемого и получаемого Северным флотом в районах средней полосы Российской Федерации для отселения военнослужащих, увольняющихся в запас, отставку и вдов военнослужащих», принятой в связи с неудовлетворительным обеспечением жильем уволенных военнослужащих через органы местного самоуправления в целях упорядочения учета и распределения жилой площади в средней полосе страны, говорится о едином порядке ведения учета лиц, выразивших желание переселиться из районов Крайнего Севера и получить квартиру в средней полосе России и указано, что с такого учета снимаются только лица, обеспеченные жильем, в том числе путем реализации ГЖС, выехавшие из районов Крайнего Севера и в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о праве на постановку на учет. Таких обстоятельств в отношении заявителя не установлено.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Следует учесть, что для участия в подпрограмме на получение жилья в избранном месте жительства с использованием ГЖС в постановлении Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 и Указе Президента Российской Федерации от 24 октября 2011 года № 1422, также указано на необходимость обязательного состояния на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В связи с чем Смирнову, как признанному нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства, нет необходимости повторно признаваться нуждающимся для получения жилого помещения по договору социального найма, поскольку его желание получить жилое помещение в натуральном виде, то есть в виде квартиры свидетельствует лишь об избрании им именно такой формы реализации права на жилое помещение.

Данные выводы соответствуют и позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в определении от 05 апреля 2007 года № 5-П, в котором, в частности, указано, что законодатель в Федеральном законе «О статусе военнослужащих» гарантировал военнослужащим предоставление жилых помещений, а для граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, определил источники и формы обеспечения их жильем, возложив на государство соответствующие публично-правовые обязанности. Согласно п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие - граждане, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более при увольнении с военной службы могут обеспечиваться жильем либо посредством выдачи ГЖС, либо в иных формах, в частности посредством строительства и приобретения для них жилых помещений федеральными органами исполнительной власти за счет средств федерального бюджета. При этом до 1 января 2005 года законодатель в качестве основной формы обеспечения жильем граждан, выполнивших возлагавшиеся на них по контракту обязанности военной службы, признал предоставление им жилья по договорам социального найма органами местного самоуправления из фондов муниципального жилья, а дополнительной формой - приобретение жилья за счет субсидий по государственным жилищным сертификатам.

В данном определении обращено внимание на то, что государство не может произвольно отказываться от выполнения своих публично-правовых обязательств, - возложить обязанность по обеспечению жильем указанных лиц за счет средств федерального бюджета на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В этом определении также констатировано, что положения пунктов 2 и 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции пункта 8 статьи 100 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), вводящие для граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, не имеющие конституционного обоснования и обусловленные только датой увольнения с военной службы ограничения в формах обеспечения жильем по сравнению с гражданами, уволенными с военной службы после 1 января 2005 года, нарушают закрепленное в ст. 40 Конституции Российской Федерации право на жилище и противоречат части 2 ее статьи 19, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Само по себе использование ГЖС в качестве формы обеспечения жильем граждан, выполнивших по контракту обязанности военной службы, не противоречит Конституции Российской Федерации, но только в той мере, в какой с их помощью для этих граждан обеспечивается возможность приобретения жилья в избранном месте жительства.

Следует также учесть, что согласно п. 10 «Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма», утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, военнослужащие, принятые на учет нуждающихся в жилых помещениях до 1 марта 2005 года, сохраняют право состоять на учете до получения жилья по договорам социального найма.

Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу, что Смирнов, признанный нуждающимся в получении жилого помещения в избранном месте жительства и будучи включенным в единый реестр нуждающихся в получении жилого помещения по линии Министерства обороны Российской Федерации, по независящим от него причинам не принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в избранном месте жительства, имеет право на обеспечение жильем от указанного органа исполнительной власти как в форме получения жилого помещения по договору социального найма, так и посредством получения ГЖС.

По тем же основаниям суд находит доводы ответчика, основанные на том, что заявитель в сложившейся ситуации вправе реализовать свое право на получение жилья только путем получения ГЖС или через органы местного самоуправления, несостоятельными и связанными с неверным толкованием норм права.

Таким образом, суд считает, что Смирнов на состав семьи из 2-х человек имеет право состоять на учете для получения жилого помещения по договору социального найма в соответствии с приказом Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, поскольку только в таком порядке в настоящее время заявитель может реализовать свое право на получение жилья в избранном месте жительства.

Руководствуясь ст.ст. 198 и 258 ГПК РФ, военный суд,

р е ш и л:

Заявление Смирнова С. А.– удовлетворить.

Обязать начальника отдела федерального государственного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации повторно рассмотреть вопрос о принятии Смирнова С. А. на учет нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма в Московской области в составе семьи из двух человек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Северный флотский военный суд через Североморский гарнизонный военный суд в течение месяца.

Копия верна:

Председательствующий по делу А.В. Кормушкин

2-198/2013 ~ М-209/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Смирнов Сергей Александрович
Ответчики
отдел 4 ЗРУЖО МО РФ
Суд
Североморский гарнизонный военный суд (Мурманская область)
Судья
Кормушкин А.В.
Дело на странице суда
sevgvs--mrm.sudrf.ru
06.03.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2013Передача материалов судье
06.03.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.03.2013Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.03.2013Судебное заседание
15.03.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.03.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.03.2013Дело оформлено
16.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее