Дело № 2-728/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 октября 2012 года город Сосногорск
Сосногорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Краснова В.Б.,
при секретаре Коретниковой Н.Г.,
с участием помощника прокурора г. Сосногорска Касьяновой М.А., представителя Администрации муниципального района «Сосногорск» Авериной Г.В., представителя МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска Даниловой Л.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска, Администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечению финансирования работ по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства,
установил:
Прокурор г. Сосногорска (далее - истец) обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц, с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска, Администрации муниципального района «Сосногорск» (далее - ответчики), после изменений которого просил возложить обязанность на МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска произвести действия, направленные на устранение нарушений требований санитарно - эпидемиологического законодательства: оградить территорию МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска забором в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства в срок до <дата обезличена>; возложить обязанность на Администрацию муниципального района «Сосногорск» профинансировать выполнение работ по устранению МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части ограждения территории МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска забором. В обоснование иска указал, что проведенной прокуратурой г. Сосногорска проверкой установлены нарушения требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии граждан, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, законодательства, направленного на профилактику террористических проявлений, предотвращению нарушений общественного порядка, а именно территория МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска не имеет ограждения. В результате, нарушены права неопределенного круга лиц (учащихся, учителей, иных работников школы) на безопасность, охрану здоровья, возникает угроза причинения ущерба имуществу образовательного учреждения и лиц, обучающихся и работающих в нем, в результате беспрепятственного доступа посторонних лиц.
В судебном заседании помощник прокурора г. Сосногорска Касьянова М.А. на удовлетворении исковых требований, настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска Данилова Л.Л., действующая на основании Устава образовательного учреждения, в судебном заседании иск прокурора г. Сосногорска признала, о чем суду представила заявление, приобщенное к материалам дела.
Представитель Администрации муниципального района «Сосногорск» Аверина Г.В., действующая на основании доверенности, иск не признала.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями п. 1 ст. 51 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Как определено ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия. В образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников и выполняться требования санитарного законодательства (ст. 28 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологические требования - это обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами.
Санитарно-эпидемиологические требования к размещению общеобразовательного учреждения, его территории, зданию, направленные на охрану здоровья обучающихся при осуществлении деятельности по их обучению и воспитанию в общеобразовательных учреждениях установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189.
В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 территория общеобразовательного учреждения должна быть ограждена забором и озеленена.
Согласно п. 4 ч.1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится, в частности, обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В судебном заседании установлено, что МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска является образовательным учреждением, осуществляет свою деятельность на основании Устава. Учредителем МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска является Администрация муниципального района «Сосногорск» (п. 1.1 Устава образовательного учреждения). Имущество МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска, закрепленное за учреждением на праве оперативного управления, является муниципальной собственностью муниципального района «Сосногорск» (п. 1.1 Устава образовательного учреждения).
Согласно договору <номер обезличен>, заключенному Комитетом по управлению имуществом Администрации муниципального района «Сосногорск» с МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска за образовательным учреждением закреплено недвижимое имущество: здание школы МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска, расположенное по адресу: <адрес обезличен>.
Фактическое место нахождения МБОУ «СОШ № 5» <адрес обезличен> (п. 1.14 Устава образовательного учреждения).
Согласно информации <номер обезличен> от <дата обезличена> Управления образования Администрации муниципального района «Сосногорск», объяснениям представителей ответчика в судебном заседании территория МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска не ограждена забором.
Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в судебном заседании доказательствами и сторонами не оспариваются.
СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» предусматривают обязательное ограждение территории образовательного учреждения, при этом не содержат безусловных требований того, чтобы ограждение проходило только по границе земельного участка образовательного учреждения.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии установленной законом и к моменту рассмотрения дела судом не исполненной МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска обоснованности по ограждению забором территории образовательного учреждения по адресу: <адрес обезличен>.
Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.
Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса интересов сторон.
Требование прокурора в части установления срока совершения действий указанным критериям соответствуют.
При вынесении решения суд учитывает признание МБОУ «СОШ» г. Сосногорска исковых требований.
В соответствии с п. 2 ст. 125 Гражданского Кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования в гражданско-правовых отношениях выступают органы местного самоуправления в рамках имеющейся у них компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 23 Устава муниципального образования муниципального района «Сосногорск» (далее - Устав) Администрация муниципального района «Сосногорск» - исполнительно-распорядительный орган в структуре органов местного самоуправления муниципального района «Сосногорск».
Согласно ст. 32 Устава Администрация района осуществляет исполнительно-распорядительные функции и полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные законодательством, в том числе управляет муниципальной собственностью, решает вопросы создания, приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности.
Положением об Администрации муниципального района «Сосногорск», утвержденным решением Совета муниципального района «Сосногорск» от 29 июня 2011 года №XI-89 определено, что Администрация муниципального района «Сосногорск» является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом муниципального образования муниципального района «Сосногорск», к числу полномочий администрации отнесено управление муниципальной собственностью, решение вопросов создания приобретения, использования, аренды объектов муниципальной собственности (п. 3 раздела 2). Пунктом 3 раздела 5 указанного положения предусмотрено, что Администрация муниципального района «Сосногорск» наделяется основными и оборотными средствами, необходимыми для осуществления своей деятельности.
Таким образом, требования прокурора о возложении на Администрацию муниципального района «Сосногорск» обязанности профинансировать выполнение работ по ограждению забором территории МБОУ «СОШ № 5» г. Сосногорска является законным и обоснованным.
Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц. Настоящее заявление прокурора в суд обусловлено нарушением прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о законности и обоснованности исковых требований прокурора.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» в размере <скрытые данные> рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 103, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Иск прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска, Администрации муниципального района «Сосногорск» о возложении обязанности по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства, обеспечению финансирования работ по устранению нарушений требований санитарно-эпидемиологического законодательства удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска в срок до <дата обезличена> оградить забором территорию Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска по адресу: <адрес обезличен>, в соответствии с требованием санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать Администрацию муниципального района «Сосногорск» профинансировать выполнение работ по ограждению забором территории Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска по адресу: <адрес обезличен> в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства.
Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» г. Сосногорска в доход бюджета муниципального образования муниципального района «Сосногорск» государственную пошлину в размере <скрытые данные> рублей.
Апелляционная жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 15 октября 2012 года.
Судья В.Б. Краснов