Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-842/2014 ~ М-795/2014 от 28.05.2014

2-842/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                                    08 июля 2014 года

Борисоглебский       городской       суд          Воронежской        области       в          составе: Председательствующего-судьи                                 ИШКОВОЙ А.Ю.,

При секретаре                                  ЕПАНЧИНОЙ Н.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ДЬЯКОВА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА и ДЬЯКОВОЙ ОКСАНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ об обжаловании действий ДЕПАРТАМЕНТА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с заявлением (л.д.3-5), указывая, что Постановлением ФИО8 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ их семья была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2007-2010 годы», как соответствующая всем критериям действующего законодательства.

Постановлением ФИО11 БГО от ДД.ММ.ГГГГ они были исключены из списков участников указанных программ.

Решением ФИО8 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 БГО была обязана восстановить семью ФИО18 в число участников подпрограммы, как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Заявители указывают, что Постановлением ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ их семья на основании решения суда была восстановлена в числе участников подпрограммы, о чем они были извещены письменно.

ДД.ММ.ГГГГ годы ФИО19 было написано заявление об изъявлении желания вне очереди получить социальную выплату в 2014 году, так как семья является многодетной.

В соответствии с письмом ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, семья ФИО18 включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы и долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году. Список участников направлен в ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес>.

ФИО18 указывают, что ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> их семье было отказано во включении в сводный список молодых семей-участников Подпрограммы, претендентов на получение выплаты в планируемом году, ссылаясь на Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1050.

По мнению заявителей, своими действиями ФИО9 нарушил их права и свободы, создал препятствия к осуществлению их прав и свобод.

ФИО18 указывают, что законодательство (также и Правила) не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, претендентов на получение социальной выплаты в связи с достижением предельного возраста не предусмотрена.Раньше реализовать свое право на получение социальной выплаты они не смогли из-за недостаточного финансирования программы. ФИО18 считают, что отсутствие недостаточного финансирования Программы в установленные сроки не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. На момент первоначального включения в программу их семья в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям.

По мнению ФИО18 Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2011-2015 годы» идентична подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2007-2010 годы» и базируется напринципах преемственности этой подпрограммы.

На основании ст. 7 Конституции Российской Федерации, определенияКонституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 738-0-0, Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ № 17-0, от ДД.ММ.ГГГГ и др., ст.ст. 254-256 ГПК РФ,п.4.2 Постановления правительства ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1140,считая действия ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> незаконными,заявители ФИО3 и ФИО4 просят обязать ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> включить их семью-участницу подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2011-2015 годы» в составе пяти человек: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в сводный список молодых семей - участников Подпрограммы (Государственной программы ФИО12 <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения ФИО12 <адрес>»), претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство жилья) в планируемом году, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставить список с данными их семьи Государственному заказчику (программы, Государственной программы), как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В судебном заседании ФИО18 поддержали заявленные требования и уточнили, что просят включить их семью в число претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство жилья) в 2015 году.

ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> ФИО14, действующая на основании доверенности (л.д.39), против удовлетворения заявления не возражает, оставив решение вопроса о его обоснованности на усмотрение суда.

ФИО8 ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.36). В предыдущее судебное заседание были представлены возражения против удовлетворения заявления (л.д.29-31), в которых ФИО8 указывает, что семья ФИО18 не была включена ФИО9 в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году ввиду того, что в июне 2011 года ФИО3 исполнилось 36 лет, то есть, на момент формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году семья уже не соответствовала необходимым условиям участия в Подпрограмме: требованию о возрасте, не превышающем 35 лет на момент формирования списков претендентов.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы"). Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно пп. "а" п. 6 указанных Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В целях реализации на территории ФИО12 <адрес> вышеуказанной подпрограммы в части оказания государственной поддержки молодым семьям и обеспечения жильем, постановлением правительства ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1140 утверждена долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".

Постановлением ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> на 2011-2015 годы» (л.д.47-60).

В судебном заседании установлено, что постановлением ФИО8 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) семья ФИО18, членами которой являются: ФИО4, ФИО3, ФИО5, 1999 года рождения, ФИО6, 2001 года рождения, ФИО7, 2010 года рождения, была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2007-2010 годы», как соответствующая всем критериям действующего законодательства. Однако, социальная выплата в 2010 году указанной семье предоставлена не была.

Постановлением ФИО11 БГО от ДД.ММ.ГГГГ они были исключены из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в связи с тем, что ФИО3 достиг возраста 35 лет.

Решением ФИО8 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, названное постановление ФИО11 признано недействительным, ФИО11 БГО была обязана восстановить семью ФИО18 в составе пяти человек в число участников подпрограммы, с учетом сохранения порядка очередности, как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (л.д.9-10).

Постановлением ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО18 на основании решения суда была восстановлена в числе участников подпрограммы, о чем они были извещены письменно (л.д.11-12).

Согласно письму ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, семья ФИО18 включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы и долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году. Список участников направлен в ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> (л.д.14).

В соответствии с п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования,являющихся Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 22 названных Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших оторганов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

А, согласно п. 23 Правил, после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Аналогичные положения действовали на момент принятия ФИО18 на учет и включения их в число лиц, претендующих на получение социальной выплаты, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

Согласно письму ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17), направленному ФИО4 в ответ на её письмо, семья ФИО18 не была включена в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, поскольку, согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участника подпрограммы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Указанные действия ФИО9 соответствуют действующему законодательству.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в качестве одного из обязательных условий для участия молодой семьи в подпрограмме предусмотрено наличие определенного возраста - не более 35 лет для каждого из супругов или родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение данного условия у заявителя ФИО3 свидетельствует об отсутствии правовых оснований для включения его семьи в число участников подпрограммы.

Как следует из названных выше Правил, для участия в подпрограмме молодая семья должна соответствовать ряду требований, в том числе, о возрастном ограничении, установленном пп. "а" п. 6 Правил, в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 825, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ г.

Судом установлено, что на момент утверждения ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> Списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.37) - члену семьи ФИО18, уже исполнилось 36 лет.

Учитывая данное обстоятельство, семья истцов к моменту утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, не подлежала включению в данный Список, так как не отвечала требованиям пп. "а" п. 6 Правил.

НевключениеДепартаментом семьи ФИО18 в сводный список соответствуетп. 18 Правил, предусматривающему в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы - несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (пп. "а" п. 18 Правил).

При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте каждого из супругов или одного родителя в неполной семье, в том числе, в отношении семей, которые являлись участниками ранее действовавшей подпрограммы федеральной программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья, не содержат.

Кроме того, в соответствии с п. 26 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

То есть, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерациивправе вносить изменения в список "молодых семей" - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе, путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в данный список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.

Включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в его определениях N 48-АПГ12-8 от ДД.ММ.ГГГГ и N 89-АПГ12-4 от ДД.ММ.ГГГГ

Утверждение заявителей о том, что действия ФИО9 являются незаконными ввиду того, что в законе отсутствуют положения о возможности и процедуре исключения семей, участников подпрограммы, из списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, в связи с достижением одним из супругов возраста 36 лет, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Ссылка ФИО18 на то, что социальная выплата не была ими получена в силу недостаточного финансирования, несостоятельна.Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

На основании изложенного суд считает, что оспариваемое решение принято ФИО9 в пределах его полномочий и в соответствии с законом.

В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО3 и ФИО4 об обжаловании действий ФИО9 ФИО17 ФИО2 ОБЛАСТИ отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО12 облсуд в течение месяца со времени изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙп/п

Копия верна:      Судья                                                                А.Ю. Ишкова

                           Секретарь                                                          ФИО16

2-842/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Борисоглебск                                                    08 июля 2014 года

Борисоглебский       городской       суд          Воронежской        области       в          составе: Председательствующего-судьи                                 ИШКОВОЙ А.Ю.,

При секретаре                                  ЕПАНЧИНОЙ Н.С.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению ДЬЯКОВА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА и ДЬЯКОВОЙ ОКСАНЫ ВЯЧЕСЛАВОВНЫ об обжаловании действий ДЕПАРТАМЕНТА АРХИТЕКТУРЫ И СТРОИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ,

УСТАНОВИЛ:

ФИО3 и ФИО4 обратились в суд с заявлением (л.д.3-5), указывая, что Постановлением ФИО8 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ их семья была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2007-2010 годы», как соответствующая всем критериям действующего законодательства.

Постановлением ФИО11 БГО от ДД.ММ.ГГГГ они были исключены из списков участников указанных программ.

Решением ФИО8 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО11 БГО была обязана восстановить семью ФИО18 в число участников подпрограммы, как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

Заявители указывают, что Постановлением ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ их семья на основании решения суда была восстановлена в числе участников подпрограммы, о чем они были извещены письменно.

ДД.ММ.ГГГГ годы ФИО19 было написано заявление об изъявлении желания вне очереди получить социальную выплату в 2014 году, так как семья является многодетной.

В соответствии с письмом ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, семья ФИО18 включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы и долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году. Список участников направлен в ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес>.

ФИО18 указывают, что ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> их семье было отказано во включении в сводный список молодых семей-участников Подпрограммы, претендентов на получение выплаты в планируемом году, ссылаясь на Правила предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение (строительство) и их использования, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 1050.

По мнению заявителей, своими действиями ФИО9 нарушил их права и свободы, создал препятствия к осуществлению их прав и свобод.

ФИО18 указывают, что законодательство (также и Правила) не регулируют порядок исключения молодой семьи из числа участников подпрограммы, а предусматривают требования, предъявляемые к лицам, претендующим на участие в подпрограмме. При этом возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы, претендентов на получение социальной выплаты в связи с достижением предельного возраста не предусмотрена.Раньше реализовать свое право на получение социальной выплаты они не смогли из-за недостаточного финансирования программы. ФИО18 считают, что отсутствие недостаточного финансирования Программы в установленные сроки не может повлечь для ее участников негативные последствия в виде исключения из числа лиц, имеющих право на получение социальной выплаты. На момент первоначального включения в программу их семья в полном объеме соответствовала предъявленным требованиям.

По мнению ФИО18 Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2011-2015 годы» идентична подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002- 2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2007-2010 годы» и базируется напринципах преемственности этой подпрограммы.

На основании ст. 7 Конституции Российской Федерации, определенияКонституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 738-0-0, Постановлений от ДД.ММ.ГГГГ № 18-П, от ДД.ММ.ГГГГ -П, от ДД.ММ.ГГГГ № 17-0, от ДД.ММ.ГГГГ и др., ст.ст. 254-256 ГПК РФ,п.4.2 Постановления правительства ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 1140,считая действия ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> незаконными,заявители ФИО3 и ФИО4 просят обязать ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> включить их семью-участницу подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы» и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2011-2015 годы» в составе пяти человек: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 в сводный список молодых семей - участников Подпрограммы (Государственной программы ФИО12 <адрес> «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами населения ФИО12 <адрес>»), претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство жилья) в планируемом году, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставить список с данными их семьи Государственному заказчику (программы, Государственной программы), как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья.

В судебном заседании ФИО18 поддержали заявленные требования и уточнили, что просят включить их семью в число претендентов на получение социальной выплаты на приобретение (строительство жилья) в 2015 году.

ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> ФИО14, действующая на основании доверенности (л.д.39), против удовлетворения заявления не возражает, оставив решение вопроса о его обоснованности на усмотрение суда.

ФИО8 ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом (л.д.36). В предыдущее судебное заседание были представлены возражения против удовлетворения заявления (л.д.29-31), в которых ФИО8 указывает, что семья ФИО18 не была включена ФИО9 в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году ввиду того, что в июне 2011 года ФИО3 исполнилось 36 лет, то есть, на момент формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году семья уже не соответствовала необходимым условиям участия в Подпрограмме: требованию о возрасте, не превышающем 35 лет на момент формирования списков претендентов.

Выслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц и исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 675 утверждена Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в состав которой вошла подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, в состав которой входит подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая, что социальная выплата на приобретение (строительство) жилого помещения предоставляется и используется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (раздел V "Механизм реализации подпрограммы"). Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Согласно пп. "а" п. 6 указанных Правил, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, при условии, что возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В целях реализации на территории ФИО12 <адрес> вышеуказанной подпрограммы в части оказания государственной поддержки молодым семьям и обеспечения жильем, постановлением правительства ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1140 утверждена долгосрочная областная целевая программа "Обеспечение жильем молодых семей на 2011 - 2015 годы".

Постановлением ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> на 2011-2015 годы» (л.д.47-60).

В судебном заседании установлено, что постановлением ФИО8 городского округа от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7) семья ФИО18, членами которой являются: ФИО4, ФИО3, ФИО5, 1999 года рождения, ФИО6, 2001 года рождения, ФИО7, 2010 года рождения, была признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и муниципальной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей ФИО8 городского округа на 2007-2010 годы», как соответствующая всем критериям действующего законодательства. Однако, социальная выплата в 2010 году указанной семье предоставлена не была.

Постановлением ФИО11 БГО от ДД.ММ.ГГГГ они были исключены из списков участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в связи с тем, что ФИО3 достиг возраста 35 лет.

Решением ФИО8 городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ года, названное постановление ФИО11 признано недействительным, ФИО11 БГО была обязана восстановить семью ФИО18 в составе пяти человек в число участников подпрограммы, с учетом сохранения порядка очередности, как не реализовавшую свое право на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (л.д.9-10).

Постановлением ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО18 на основании решения суда была восстановлена в числе участников подпрограммы, о чем они были извещены письменно (л.д.11-12).

Согласно письму ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года, семья ФИО18 включена в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011- 2015 годы и долгосрочной областной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей на 2011-2015 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2014 году. Список участников направлен в ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> (л.д.14).

В соответствии с п. 20 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования,являющихся Приложением N 3 к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 22 названных Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших оторганов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), по форме, утверждаемой Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.Сводный список представляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы.

А, согласно п. 23 Правил, после определения государственным заказчиком подпрограммы размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Аналогичные положения действовали на момент принятия ФИО18 на учет и включения их в число лиц, претендующих на получение социальной выплаты, в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы".

Согласно письму ФИО9 архитектуры и ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-17), направленному ФИО4 в ответ на её письмо, семья ФИО18 не была включена в сводный список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, поскольку, согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ года, участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи – участника подпрограммы в список претендентов на получение выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

Указанные действия ФИО9 соответствуют действующему законодательству.

Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в качестве одного из обязательных условий для участия молодой семьи в подпрограмме предусмотрено наличие определенного возраста - не более 35 лет для каждого из супругов или родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году. Несоблюдение данного условия у заявителя ФИО3 свидетельствует об отсутствии правовых оснований для включения его семьи в число участников подпрограммы.

Как следует из названных выше Правил, для участия в подпрограмме молодая семья должна соответствовать ряду требований, в том числе, о возрастном ограничении, установленном пп. "а" п. 6 Правил, в редакции Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 825, введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ г.

Судом установлено, что на момент утверждения ФИО8 городского округа ФИО12 <адрес> Списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году ФИО3,ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.37) - члену семьи ФИО18, уже исполнилось 36 лет.

Учитывая данное обстоятельство, семья истцов к моменту утверждения органом исполнительной власти субъекта РФ списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2014 году, не подлежала включению в данный Список, так как не отвечала требованиям пп. "а" п. 6 Правил.

НевключениеДепартаментом семьи ФИО18 в сводный список соответствуетп. 18 Правил, предусматривающему в качестве основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы - несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (пп. "а" п. 18 Правил).

При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2011 - 2015 годы каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте каждого из супругов или одного родителя в неполной семье, в том числе, в отношении семей, которые являлись участниками ранее действовавшей подпрограммы федеральной программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья, не содержат.

Кроме того, в соответствии с п. 26 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации может вносить изменения в порядке, утвержденном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году в случае, если молодые семьи - претенденты на получение социальной выплаты не представили необходимых документов для получения свидетельства в установленный пунктом 27настоящих Правил срок, или в течение срока действия свидетельства отказались от получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения, или по иным причинам не смогли воспользоваться этой социальной выплатой.

То есть, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерациивправе вносить изменения в список "молодых семей" - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату, в том числе, путем исключения семей в связи с достижением предельного возраста для участия в подпрограмме, поскольку данный список по своей природе является предварительным, включение в данный список не может рассматриваться как безусловное основание для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья.

Включение в списки на получение социальной выплаты в планируемом году семьи при достижении одним из супругов либо одним родителем в неполной семье возраста, превышающего 35 лет, не отвечает целям и задачам федеральной подпрограммы.

Аналогичная правовая позиция изложена Верховным Судом Российской Федерации в его определениях N 48-АПГ12-8 от ДД.ММ.ГГГГ и N 89-АПГ12-4 от ДД.ММ.ГГГГ

Утверждение заявителей о том, что действия ФИО9 являются незаконными ввиду того, что в законе отсутствуют положения о возможности и процедуре исключения семей, участников подпрограммы, из списков молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, в связи с достижением одним из супругов возраста 36 лет, основан на неправильном толковании норм материального права, регулирующих спорное правоотношение.

Ссылка ФИО18 на то, что социальная выплата не была ими получена в силу недостаточного финансирования, несостоятельна.Факт признания молодой семьи участницей подпрограммы не влечет безусловного возникновения права на получение социальной выплаты, поскольку семья должна отвечать возрастному критерию на весь период участия в подпрограмме вплоть до включения в вышеуказанный список претендентов. Период же ожидания включения в список претендентов зависит от объема финансирования, количества участников подпрограммы.

Таким образом, как в силу федерального, так и регионального законодательства молодая семья с момента признания ее участницей подпрограммы становится лишь кандидатом на получение субсидии. В случае утраты статуса молодой семьи она утрачивает основания для дальнейшего участия в целевой программе по категории "молодая семья".

На основании изложенного суд считает, что оспариваемое решение принято ФИО9 в пределах его полномочий и в соответствии с законом.

В соответствии с п. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Руководствуясь ст.ст. 194-198, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления ФИО3 и ФИО4 об обжаловании действий ФИО9 ФИО17 ФИО2 ОБЛАСТИ отказать.

Решение может быть обжаловано в ФИО12 облсуд в течение месяца со времени изготовления мотивированного решения.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙп/п

Копия верна:      Судья                                                                А.Ю. Ишкова

                           Секретарь                                                          ФИО16

1версия для печати

2-842/2014 ~ М-795/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Дьякова Оксана Вячеславовна
Дьяков Сергей Иванович
Другие
Департамент архитектуры и стоительной политики
Администрация БГО
Суд
Борисоглебский городской суд Воронежской области
Судья
Ишкова Анна Юрьевна
Дело на сайте суда
borisoglebsky--vrn.sudrf.ru
28.05.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2014Передача материалов судье
29.05.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.05.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.05.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.06.2014Предварительное судебное заседание
07.07.2014Судебное заседание
08.07.2014Судебное заседание
11.07.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.07.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.10.2014Дело оформлено
04.03.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее