Дело № 2-2599/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
*** г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,
при секретаре Кузнецовой Ю.М.,
с участием истца Филимоновой Л.П.,
представителя ответчика УФСИН России по Амурской области Герасимовой Н.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Филимоновой Людмилы Петровны к УФСИН России по Амурской области о восстановлении нарушенного права, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента,
УСТАНОВИЛ:
Филимонова Л.П. обратилась в суд с исковым заявлением к УФСИН России по Амурской области, в обоснование которого указала, что она является пенсионером УФСИН России по Амурской области. Пенсионное обеспечение осуществляется УФСИН России по Амурской области на основании закона *** года *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…, и их семей». В соответствии с указанным законом назначенная пожизненно истцу пенсия исчислялась с учетом районного коэффициента 1,3, который учитывался при расчете пенсии до ***. С *** УФСИН России по Амурской области без извещения и разъяснения причин и в нарушение ст. 49 Закона *** от *** произвел пересмотр пенсии истца, а именно снизил установленный районный коэффициент с 1,3 до 1,2. Заниженный коэффициент 1,2 ответчиком применяется до настоящего времени. О снижении районного коэффициента с 1,3 до 1,2 ей стало известно из копий распечаток о размере пенсии, полученных из УФСИН России по Амурской области. В досудебном порядке она обратилась к ответчику с просьбой восстановить районный коэффициент до 1,3 и выплатить сумму образовавшейся задолженности. Получила отказ с мотивировкой «районный коэффициент в размере 1,3 назначен ошибочно и приведен в соответствие с действующим законодательством». Таким образом, нарушено ее право на пожизненное получение пенсии ранее установленной и исчисленной с применением коэффициента 1,3. Считает, что восстановление нарушенного в отношении нее права возможно как на основании норм действующего законодательства, регулирующего данную сферу правоотношений, так и на основании норм Конституции РФ, Конвенции от защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней, а так же с учетом судебной практика Европейского Суда по правам человека. Истец просит восстановить ее право на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3 с ***, обязать УФСИН России по Амурской области производить исчисление пенсии на будущее время с применением районного коэффициента 1,3, взыскать с УФСИН России по Амурской области в ее пользу недоплаченную пенсию за период с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек.
Истец в судебном заседании на требованиях настаивала, пояснила об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласилась с требованиями истца в полном объеме, в обоснование своей позиции указала, что пенсионное обеспечение истца как сотрудника уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ за период с *** по *** осуществляли пенсионные органы Министерства внутренних дел. С *** пенсионное обеспечение пенсионеров УИС было возложено на пенсионные органы УИС Минюста России, при этом выплата пенсии должна была производиться с сохранением условий выплаты, указанных в ранее оформленных пенсионными органами МВД России разрешениях. Из принятого актом передачи пенсионного дела Филимоновой Л.П. *** следовало, что изначально пенсионное дело истца было сформировано *** пенсионной группой ФЭО УВД ***, районный коэффициент к исчислению размера пенсий не применялся, что подтверждается Заключением о назначении пенсии за выслугу лет. В связи с переменой места жительства (переездом в г. Благовещенск Амурской области) начисление пенсии истцу производилось пенсионным отделом УВД Амурской области с применением районного коэффициента 1,3. По вине должностных лиц в результате неправильного применения норм законодательства РФ, исчисление пенсии истцу производилось с применением районного коэффициента 1,3. Выплата районного коэффициента была приведена в соответствие с районным коэффициентом 1,2, установленным на федеральном уровне Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** ***. При назначении пенсии по линии уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации истцу с *** пенсионной группой УФСИН применен районный коэффициент 1,2 на основании действующего законодательства Российской Федерации. На основании статьи 10 Закона РФ от *** *** «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», районный коэффициент к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются законодательным органом РФ по представлению Правительства РФ. Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Президиума ВЦСПС от *** *** установлен районный коэффициент 1,2 к заработной плате рабочих и служащих предприятий и организаций непроизводственных отраслей, расположенных в Амурской области, кроме районов Селемджинского, Зейского и Тындинского (в этих районах районный коэффициент установлен 1,3 Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от *** ***). Данный правовой акт не противоречит Закону РФ *** от 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу....». Согласно статье 316 Трудового Кодекса РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством РФ. Поскольку до настоящего действовать нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, это подтверждено Постановлением Правительства РФ от *** ***, в котором отмечено: до тех пор, пока размер районного коэффициента не определен, нужно применять коэффициенты, установленные решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти, времени соответствующего правового акта на Федеральном уровне в РФ не принято, продолжают В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** *** «О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера» Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Совета народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территориях минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществлялись за счет средств предприятий, организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов. Таким образом, повышенный районный коэффициент 1,3, установленный органом государственной власти субъекта РФ не является единым районным коэффициентом, о котором сказано в статье 10 Закона РФ от *** *** и применяться при исчислении пенсии пенсионерам УИС не может, поскольку выплата пенсий им производится из средств федерального бюджета. Пенсионным органом УВД Амурской области не производилось взыскание денежных средства с истца, выплачиваемых вплоть до *** в результате ошибочно примененного районного коэффициента в большем размер. Таким образом, право истца нарушено не было. Просила в удовлетворении исковых требований Филимоновой Л.П. отказать.
Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Согласно удостоверению серии *** от *** Филимонова Л.П. является пенсионером по линии УИС, ей назначена пенсия с ***.
Как следует из материалов дела, на основании Приказа МВД/Минюста России от *** года *** пенсионное обеспечение истца как сотрудника уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации в период с *** по *** осуществляли пенсионные органы Министерства внутренних дел.
С *** пенсионное обеспечение истца как пенсионера уголовно-исполнительной системы было возложено на пенсионные органы УИС Минюста России на основании распоряжения ГУИН Минюста России от *** «О выплате пенсий сотрудникам уголовно-исполнительной системы», Письма Минюста России от ******, письма МВД России от *** *** «О пенсионном обеспечения сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России». При этом выплата пенсии должна была производиться с сохранением условий выплаты, указанных в ранее оформленных пенсионными органами МВД России разрешениях.
Из принятого актом - передачи пенсионного дела Филимоновой Л.П. *** следовало, что изначально пенсионное дело истца было сформировано *** пенсионной группой ФЭО УВД ***, районный коэффициент к исчислению размера пенсий не применялся, что подтверждается Заключением о назначении пенсии за выслугу лет. В связи с переменой места жительства (переездом в г. Благовещенск Амурской области) начисление пенсии истцу производилось пенсионным отделом УВД Амурской области с применением районного коэффициента 1,3. С *** районный коэффициент был уменьшен до 1,2.
Согласно ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 48 Закона РФ *** от *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу в органах внутренних дел, государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в соответствии с которым истцу назначена и выплачивается пенсия, пенсионерам, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Названный Закон не дает права органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать районные коэффициенты, применяемые при выплате пенсий из федерального бюджета пенсионерам органов внутренних дел.
Поскольку до настоящего времени нет федерального закона, устанавливающего размер районных коэффициентов, следует применить нормативные акты Союза СССР, поскольку они не противоречат Конституции РФ и законам РФ.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местности, в которой проживает истец, установлен постановлением Совета Министров СССР от *** *** «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены», а также постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы, Президиума ВЦСПС от *** *** «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Дальнего Востока, Читинской области, Бурятской АССР и Европейского Севера, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения». Согласно указанным документам, районный коэффициент в Амурской области (кроме районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей) составляет 1,2. Коэффициент 1,3 в местностях, указанных в этих документах, не устанавливался.
Само по себе получение надбавки к денежному содержанию за службу в отдаленной местности и льготное исчисление выслуги лет не свидетельствует о том, что при исчислении пенсии может применяться районный коэффициент 1,3.
В соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от *** №. 76 "О некоторых мерах по социально - экономическому развитию районов Севера" Советам Министров республик, входящих в состав РСФСР, крайисполкомам, облисполкомам и исполкомам Советов народных депутатов автономных округов по согласованию с соответствующими профсоюзными органами было предоставлено право устанавливать районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих в пределах действующих на их территории (автономный округ, город, район) минимальных и максимальных размеров этих коэффициентов. Затраты на указанные цели осуществляются за счет средств предприятий и организаций, бюджетов республик, входящих в состав РСФСР, автономных округов, местных бюджетов.
На основании данного постановления Глава Администрации Амурской области и Президиум Совета федерации профсоюзов Амурской области приняли постановление *** от *** «О районных коэффициентах к заработной плате рабочих и служащих» согласно которому предприятиям и организациям было предоставлено право вводить к заработной плате рабочих и служащих минимальный размер районного коэффициента в размере 1,30. Там же установлено, что затраты на эти цели должны производиться за счет средств предприятий и организаций, а также средств местных бюджетов - при наличии средств, предусмотренных местными бюджетами.
Таким образом, районный коэффициент в размере 1,30 был установлен органом государственной власти субъекта Российской Федерации и не являлся единым районным коэффициентом, установленным федеральным законом. Затраты на выплату пенсий с учетом районного коэффициента в размере 1,3 при обстоятельствах, на которые ссылается истец, федеральным бюджетом не планировались.
Согласно закону от *** *** финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Следовательно, районные коэффициенты к пенсиям также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Данная правовая позиция выражена Верховным Судом Российской Федерации в решении от *** (№ ГКПИ 00-505).
Учитывая изложенное, суд считает обоснованными доводы ответчика о том, что при назначении истцу пенсии районный коэффициент в размере 1,3 был применен ошибочно.
Согласно ст. 10 Закона *** финансирование пенсий военнослужащих и приравненных к ним лиц осуществляется за счет средств федерального бюджета в централизованном порядке, а, следовательно, районные коэффициенты к пенсиям военнослужащих также могут быть установлены только федеральным законодательством.
Как следует из представленных расчетов пенсии Филимоновой Л.П., при назначении пенсии за выслугу лет истцу действительно установлен районный коэффициент 1,3, с *** районный коэффициент стал составлять 1,2, уменьшение размера коэффициента свидетельствует о приведении порядка исчисления пенсии за выслугу лет в соответствии с требованиями законодательства.
Выплата истцу районного коэффициента 1,3 в период до *** не нарушает прав истца, свидетельствует о выплате истцу пенсии в большем размере, чем это предусмотрено законом, установление районного коэффициента в размере 1.2 в дальнейшем, что также свидетельствует об отсутствии нарушений прав истца со стороны ответчика, о привидении размера пенсии в соответствие с требованиями законодательства.
Судом также учитывается, что в силу ст. 55 Закона РФ *** «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» при наступлении обстоятельств, влекущих изменение размеров пенсии, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего закона, и их семьям, перерасчет пенсии производится с первого числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили указанные обстоятельства.
Уточнив подлежащий применению размер районного коэффициента, одновременно с очередным повышением окладов денежного содержания с *** ответчик вправе привести размер осуществляемых Филимоновой Л.П. выплат в соответствие с действующим законодательством путем перерасчета размера получаемой истцом пенсии на основании статьи 55 названного Закона РФ.
На основании изложенного, учитывая, что установление с *** размера районного коэффициента 1,2 при исчислении пенсии за выслугу лет истца произведено в соответствии с требованиями законодательства, оснований для применения повышенного районного коэффициента для исчисления пенсии по выслуге лет истца не имеется, суд приходит к выводу, что доводы истца о нарушении ее прав неверным исчислением пенсии за выслугу лет не нашли своего подтверждения при рассмотрении дела по существу, в связи с чем в удовлетворении требований Филимоновой Л.П. о восстановлении права на исчисление пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента за период с *** по *** в размере *** рублей *** копеек следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Филимоновой Людмиле Петровне в удовлетворении иска к УФСИН России по Амурской области о восстановлении с *** права на исчисление пенсии с районным коэффициентом 1,3, обязании производить исчисление пенсии с применением районного коэффициента 1,3, взыскании недоплаченной пенсии за период с *** по *** в сумме *** рублей *** копеек, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней с момента принятия в окончательной форме, то есть ***.
Председательствующий: