Дело № 2-401/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июля 2014 года село Шебалино
Шебалинский районный суд Республики Алтай в составе
председательствующего судьи Унутова Э.Д.,
при секретаре Шниткиной Н.И.,
рассмотрев исковое заявление Сараев Д.А. к администрации муниципального образования "<адрес>" Республики Алтай об установлении факта проживания, о признании отказа заместителя главы администрации муниципального образования «<адрес>» незаконным и обязании включить в список граждан на получение государственного жилищного сертификата,
УСТАНОВИЛ:
Истец Сараев Д.А. обратились в суд с исковыми требованиями к администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай о признании незаконным отказа заместителя главы администрации муниципального образования «<адрес>» и обязании администрации муниципального образования «<адрес>» включить Сараев Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения в список граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Иск мотивирован тем, что истец пострадал от наводнения в мае-июне 2014 г., на момент чрезвычайной ситуации проживал по <адрес> А, <адрес> Республики Алтай. В мае-июне 2014 года в результате чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми водами истцу причинен ущерб, что повреждается актом обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате паводковых вод. ДД.ММ.ГГГГ письмом заместителя главы администрации МО «<адрес>» ФИО8 истцу отказано во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации на получение государственного жилищного сертификата по причине того, что истец на момент чрезвычайной ситуации не был зарегистрирован по адресу: <адрес> «А» <адрес>. Право истца на получение государственного жилищного сертификата нарушено. Отказ заместителя главы администрации МО «<адрес>» противоречит вышеуказанным требованиям федерального закона и является незаконным.
В обосновании иска ссылается на положения п. 1, п. 2 ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
В судебном заседании истец Сараев Д.А. поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО5 пояснила, что факт постоянного проживания истца во время чрезвычайной ситуации в квартире не оспаривается, но истец во время чрезвычайной ситуации не был зарегистрирован по месту жительства.
Свидетель ФИО6 в судебном заседании пояснил, что Сараев Д.А. было предоставлено жилье по договору найма по адресу: <адрес> «А» <адрес>, где он действительно проживал с ДД.ММ.ГГГГ до наводнения. В данный момент квартира разрушена и не пригодна для проживания.
Свидетель ФИО7 пояснил, что Сараев Д.А. является его соседом через стенку в двухквартирнике, в котором Сараев Д.А. проживал с ДД.ММ.ГГГГ до момента чрезвычайной ситуации, и проживает в настоящее время, этого его единственной жилье, так как Сараев Д.А. не где жить.
Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, свидетелей суд приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению на основании следующего.
Согласно ст. 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее – Федеральный закон) граждане Российской Федерации имеют право, в частности, на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Подпункт «з» ст.10 Федерального закона устанавливает, что Правительство Российской Федерации обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций федерального характера, определяет порядок оказания финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации при возникновении чрезвычайных ситуаций регионального характера.
Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 110 (далее - Правила) устанавливают, что бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение, в частности, оказания гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека (подп. «г» п.2), оказания гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека) (подп. «д»).
Из приложения № 1, а также приложений № № и 12 к Правилам следует, что в списки граждан, нуждающихся в оказании соответственно единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества (имущества первой необходимости) в результате чрезвычайной ситуации включаются пострадавшие семьи и граждане, проживающие в зоне чрезвычайной ситуации.
В соответствии с ч.2 ст.1 Закона Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 63-РЗ "О защите населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" к полномочиям Правительства Республики Алтай в области защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций относятся, в частности, принятие в пределах своей компетенции нормативных правовых актов Республики Алтай в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп.1); решение вопросов предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий (подп.2); организация и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, а также поддержание общественного порядка в ходе их проведения, обращение к Правительству Российской Федерации за оказанием помощи при недостаточности собственных сил и средств(подп.7); осуществление финансирования мероприятий в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций (подп.8); создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подп.9); принятие решений об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены (подп.12); установление порядка и условий, видов и размеров компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона (подп.16); осуществление иных полномочий в области защиты населения и территории Республики Алтай от чрезвычайных ситуаций в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Алтай (подп.19).
В силу п.1 Порядка предоставления гражданам, проживающим в населенных пунктах Республики Алтай, пострадавшим в результате наводнения в мае - июне 2014 года, единовременной материальной помощи и (или) финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости, утвержденного постановлением Правительства Республики Алтай от ДД.ММ.ГГГГ N 161 (далее - Порядок), пострадавшими в результате наводнения в мае - июне 2014 года признаются граждане, проживающие в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории соответствующего муниципального образования в <адрес>, определенной органом местного самоуправления в <адрес>, в порядке, установленном федеральным законодательством.
Постановлениями администрации района (аймака) МО «<адрес>» Республики Алтай «О определении границы зоны чрезвычайной ситуации» № 367/1-п от ДД.ММ.ГГГГ, «О расширении границ зоны чрезвычайной ситуации» № 367/1-п от ДД.ММ.ГГГГ квартира, расположенная по адресу: по <адрес> А, <адрес> Республики Алтай, определен в границах зоны чрезвычайной ситуации на территории МО «<адрес>».
Согласно договору № найма жилого помещения для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей от ДД.ММ.ГГГГ Сараев Д.А. передано за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в собственности на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № 02-АВ 280709, общей площадью 59,23 кв.м., расположенного в <адрес> «А», <адрес>, для временного проживания.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем главы администрации МО «<адрес>» Сараев Д.А. дан ответ об отказе во включении в список граждан, лишившихся жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, поскольку Сараев Д.А. на момент чрезвычайной ситуации не была зарегистрирована по адресу: <адрес> «А», <адрес>..
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ обследования квартиры, поврежденного (разрушенного), в результате чрезвычайной ситуации – паводок ДД.ММ.ГГГГ следует, что дом частично поврежден, забор 10 метров свален водой, смыт огород, подъездные пути затоплены.
Согласно акту № обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ произведенного по заявлению Сараев Д.А., жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> «А», <адрес>, не пригоден для проживания.
Из акта № визуального обследования объекта, пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации на территории <адрес> возникшей в связи с паводком от ДД.ММ.ГГГГ следует, что проведено визуальное обследование объекта двухквартирного жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> «А», <адрес>, в ходе которого установлено, что техническое состояние квартиры удовлетворительное, эксплуатация конструктивных элементов возможно лишь при условии значительного капитального ремонта, дальнейшая эксплуатация здания представляет непосредственную опасность для жизни людей, который находится под угрозой провала прибрежной зоны.
Согласно справке администрации МО Шебалинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ выданной на основании похозяйственной книги № 16, Сараев Д.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>, фактически проживает в этом же населенном пункте по <адрес>А, <адрес>.
Кроме того, соистцами обжалован отказ главы администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай включить соистцов в списки граждан, имеющих право на жилищный сертификат в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ответ о соответствующем отказе дан заместителем главы администрации МО «<адрес>» ФИО8, который в соответствии со ст.25 Устава Муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай, принятого решением Совета депутатов района (аймака) муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 39-5-р, является иным должностным лицом.
При этом в соответствии с абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются гражданам, постоянно проживавшим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент, в частности, чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Из справки администрации МО Шебалинское сельское поселение от ДД.ММ.ГГГГ выданной на основании похозяйственной книги № 16, следует, что Сараев Д.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.
В судебном заседании истец Сараев Д.А. не отрицал, что он не зарегистрированы по месту жительства, по <адрес> А, <адрес>.
С учётом изложенного, остальные заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Сараев Д.А. к администрации муниципального образования "<адрес>" Республики Алтай удовлетворить частично.
Признать Сараев Д.А., родившегося ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Республики Г-Алтайская, постоянно проживавшим на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия в мае-июне 2014 года в жилом помещении по <адрес> Республики Алтай.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Отказать в удовлетворении требований о признании незаконным отказа заместителя главы администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай включить Сараев Д.А. в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата, а также об обязании администрации муниципального образования «<адрес>» Республики Алтай включить Сараев Д.А. в списки граждан на получение государственного жилищного сертификата.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в месячный срок со дня его составления в мотивированной форме через Шебалинский районный суд Республики Алтай.
Председательствующий Э.Д. Унутов