Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
12 марта 2014 года г. Михайловск
Шпаковский районный суд Ставропольского края в составе:
Председательствующего судьи Болотовой Л.А.
при секретаре Цыба Я.О.
с участием помощника прокурора Шпаковского района Жирнова В.Ю.
представителя ответчика администрации МО г.Михайловска по доверенности Костиной А.П.
третьего лица на стороне истца не заявляющего самостоятельные требования Шарко А.В.
третьего лица не заявляющего самостоятельные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по доверенности Черкашиной О.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора Шпаковского района к Администрации муниципального образования г.Михайловска об обязании провести работы по водоснабжению улиц ... и ...
УСТАНОВИЛ:
Прокурор обратился в Шпаковский районный суд с иском к Администрации муниципального образования г.Михайловска об обязании провести работы по водоснабжению улиц .. и ....
В обоснование своих требований прокурор указал, что в прокуратуре района проведена проверка доводов изложенных в коллективном обращении жителей улицы ... и ... г. Михайловска, касающиеся нарушения администрацией г. Михайловска требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность муниципального образования организовывать в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно предоставленному ответу на запрос прокуратуры района администрацией муниципального образования г. Михайловска водоснабжение в районе улицы .. проложен частично, а по улице ... отсутствует, в связи с отсутствием достаточных денежных средств.
Однако, проверкой установлено, что земельные участки под индивидуальное жилищное строительство в указанном районе администрацией г. Михайловска выделялись гражданам с начала 2005 года.
В соответствии с п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" в целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее - "Правила").
В соответствии со ст. 9 Правил при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
В силу ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем, обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям. Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.
Несмотря на возможную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций в виду отсутствия электричества в указанном районе, вопреки требованиям п. п. 7, 8 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, администрацией муниципального образования г. Михайловска Шпаковского муниципального района не принимаются меры по обеспечению граждан улиц ... и ... г. Михайловска водоснабжением.
Бездействие администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского муниципального района влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В связи с чем, прокурор просил возложить на администрацию муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края обязанность в течении одного года после вступления решения суда в законную силу организовать водоснабжение по улицам ... и .. г. Михайловска.
В судебном заседании помощник прокурора Жирнов В.Ю. полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, при этом дополнил, что иск прокурором заявлен в интересах неопределенного круга лиц, а не конкретных жителей ул.... и ..., поскольку непринятие мер по обеспечению граждан улиц ... и .. г. Михайловска водоснабжением может привести к чрезвычайным ситуациям.
Представитель ответчика администрации МО г.Михайловска по доверенности Костина А.П. заявленные исковые требования прокурора не признала, в их удовлетворении просила отказать, при этом пояснила, что прокурор обратился в суд с исковым заявлением в порядке ст. 45 ГПК РФ, в соответствии с которой прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.
Производство по делам об оспаривании действий, бездействий органа местного самоуправления осуществляется в соответствии с главой 25 ГПК РФ, согласно норм которой гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Заявление подается в суд по подсудности. Заинтересованным лицом в деле является Шарко А.В., который документов, подтверждающих невозможность самостоятельного обращения в суд с иском, не представил.
В данном случае прокурор подал исковое заявление (в порядке искового производства) в порядке главы 12 ГПК РФ, форма подачи которого не установлена главой 25 ГПК РФ, поскольку администрация МО г. Михайловска является органом местного самоуправления.
Согласно пункта 4 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003 к вопросам местного значения поселения относятся: организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. Подача воды в жилые дома на территории муниципального образования города Михайловска осуществляется по водопроводным трубам.
Водопроводные трубы, обеспечивающие подачу воды, являются объектом инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, с помощью которого жилые дома обеспечиваются соответствующими коммунальными услугами. В силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 14 Закона).
В силу того, что строительство водопроводных сетей администрацией города Михайловска не возможно в силу закона, то возможности самостоятельного решения вопросов организации в границах поселения электро-, тепло-, газо-, и водоснабжения населения не существует.
ДД.ММ.ГГГГ администрация муниципального образования города Михайловска Шпаковского района Ставропольского края, с целью организации работ по водоснабжению улиц ... и ... города Михайловска направила в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о выдаче технических условий на проектирование и строительство уличной, сети водопровода по ул. ... с подключением 400 жилых домовладений с расчетом водопотребления (запрос № от ДД.ММ.ГГГГ) и о выдаче технических условий на проектирование и строительство уличной сети водопровода по ул. ... с подключением 200 жилых домовладений на участке от ул. ... до пер. ... с расчетом водопотребления (запрос № от ДД.ММ.ГГГГ). Оба вышеуказанных запроса технических условий прогнозируют сметную стоимость проектов на период 2014-2015 г.
Таким образом, направив соответствующие запросы в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» о выдаче технических условий на проектирование и строительство уличной сети водопровода, администрация города Михайловска на момент рассмотрения гражданского дела судом меры к организации водоснабжения улиц ... и ... города Михайловска приняла, и настоящее время продолжает осуществлять.
Однако на вышеуказанные запросы ресурсоснабжающая организация, обладающая монополией на предоставление услуг по водоснабжению на территории всего Шпаковского района Ставрольского края, рассмотрев запросы в соответствии с п. 13 «Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № сообщила, что не имеется технической возможности выдать технические условия на проектирование уличной сети водоснабжения ул. .. и ... года Михайловска. Таким образом, меры по организации водоснабжения администрация города Михайловска приняла, однако по независящим от ответчика по гражданскому делу причинам реализация всех функций по строительству водопровода, выдаче технических условий на подключение водопровода не осуществима.
Представитель третьего лица не заявляющего самостоятельные ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по доверенности Черкашина О.Н. в судебном заседании пояснила, что основным поставщиком воды населению является МУП «Водоканал» г.Ставрополя. У г.Ставрополя имеются ограниченные возможности по водоснабжению, о чем был дан не один ответ на запросы, в которых ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а также филиал «Сенгилеевский межрайводоканал» просили увеличить объемы поставки питьевой воды на г.Михайловск. Такой ответ был дан. В нем было указано, что водопроводное хозяйство г.Ставрополя остро нуждается в наращивании мощностей, поэтому согласовать подключение новых потребителей МУП «Водоканал» г.Ставрополя не имеет возможности. Рассмотреть вопрос об увеличении поставки питьевой воды в г.Михайловск возможно после реконструкции очистных сооружений г.Ставрополя и строительство новой системы подачи при определении источников финансирования при включении в инвестиционную программу МУП Водоканал г.Ставрополя. Таким образом, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а также филиал «Сенгилеевский межрайводоканал» зависят исключительно от основного поставщика, который является монополистом поставки питьевой воды на территории Шпаковского района. На сегодняшний день лимиты, которые были оговорены при заключении договора исчерпаны. Обеспечить водоснабжение по имеющимся сетям при наличии таких договорных отношений ГУП СК «Ставрополькрайводоканал», а также филиал «Сенгилеевский межрайводоканал» не могут, о чем и было дано разъяснение администрации МО г.Михайловска при отказе в выдаче технических условий. При выделении земельных участков администрация МО г.Михайловска должна была запрашивать возможность подключения к коммуникациям. В 2013 г. краевая прокуратура в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предъявляла представление о прекращении выдачи технических условий на территории г.Михайловска.
Филиал ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Сенгилеевский «Межрайволоканал» осуществляет подвоз питьевой воды специализированным транспортом, который специально обрабатывается на период аварий. Это осуществляется по заявке потребителя, они же и производят оплату. Если эта услуга будет предоставляться на постоянной основе, она должна быть включенной в калькуляцию. Однако, на сегодняшний день этой услуги в калькуляции не существует.
Для того, чтобы обеспечить интенсивно строящиеся город Михайловск, необходимо строение своей насосной станции, строительство хотя бы 2 водоводов к г.Михайловску, а также очистительных сооружений питьевой воды.
Третье лицо Шарко А.В. в судебном заседании полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, при этом пояснил, что налицо нарушение главой администрации г. Михайловска, в виду не организации централизованного водоснабжения, основ Конституционного строя закрепленных в ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Предоставление администрацией земельных участков на <адрес>, и ... по причине отсутствия коммуникаций водоснабжения делает, их не пригодными для жизни Граждан РФ. Жилищное строительство администрацией г. Михайловска не поощряется, а наоборот чинятся препятствия, как к дальнейшей застройке района, так и к заселению в уже выстроенное жилье по причине отсутствия водной инфраструктуры.
Вода, в колодцах, которую жители улиц ... и ... вынуждены использовать для приготовления пиши не отвечает требованиям ГОСТ, СанПиН и МУК по 5 критериям из 9.
Земельные участки, на улицах ... и ... выделены 8 лет назад нам под ИЖС. Однако до сих пор администрацией г. Михайловска в нарушение требований ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не выполнена обязанность по организации водоснабжение населения, водоотведения.
Водоснабжение проведено как в 2013 г. так и ранее по улицам г. Михайловска вокруг улиц ... и .., по ул. ..., ... (в 2013 г.)., пер. ..., ... (в 2013 г.)., и частично по ул. ... (в 2013 г.)
Несмотря на возможную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций ввиду отсутствия водоснабжения и вынуждения граждан принимать воду зараженную бактериями в указанном районе, вопреки требованиям п. п. 7 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливающих обязанность органов местного самоуправления участвовать в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций администрацией муниципального образования г. Михайловска Шпаковского муниципального района не принимаются меры по обеспечению граждан улиц ... и ... г. Михайловска водоснабжением.
Пунктом 4 части 1 статьи 10 Устава муниципального образования города Михайловска также отнесена к вопросам местного значения организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно ст. 11 Устава муниципального образования города Михайловска к компетенции администрации города Михайловска относится исполнение полномочий органов местного самоуправления г. Михайловска по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Бездействие администрации муниципального образования г. Михайловска Шпаковского муниципального района влечет угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования и нарушает интересы неопределенного круга лиц на своевременную защиту от чрезвычайных ситуаций.
В связи многочисленными нарушениями прав Граждан РФ, на основании ч. 1 ст. 45 Конституции РФ, гарантирующей на судебную защиту наших прав и свобод, Шарко А.В. просил удовлетворить исковое заявление и возложить на администрацию муниципального образования г. Михайловска Шпаковского района Ставропольского края обязанность организовать централизованное водоснабжение по улицам ... и ... г. Михайловска.
Заслушав пояснения сторон, исследовав представленные доказательства, суд пришел к выводу о невозможности удовлетворения требований прокурора по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании земельные участки под индивидуальное жилищное строительство по улицам ... и ... администрацией г. Михайловска выделялись гражданам с начала 2005 года. Согласно предоставленному ответу на запрос прокуратуры района администрацией муниципального образования <адрес> на момент рассмотрения спора водопровод в районе улицы ... проложен частично, а по улице ... отсутствует.
Как следует из пояснений заинтересованного лица Шарко А.В. проживающего на ул...., жители данных улиц вынуждены были пробурить скважины и колодцы. Именно этой водой они пользуются, а также приобретаемой самостоятельно питьевой водой.
В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Действующим законодательством не предусмотрены способы водоснабжения населения. В ноябре 2013 года администрация МО г. Михайловска обращалась в ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с запросом о выдаче технических условий на проектирование и строительство уличной сети водопровода по ул.... с подключением 400 жилых домов (л.д.35). Однако, согласно ответа ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» не имеет возможности выдать технические условия на проектирование и строительство уличной сети водоснабжения по ул.... связи с отсутствием резерва мощностей по производству запрашиваемых ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения в г.Михайловске.
Аналогичный запрос был направлен ответчиком и получен ответ ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в отношении технический условий по ул.... ( л.д.39-41).
В связи с этим, администрация МО г.Михайловска лишена возможности проектирования и строительства уличной сети водоснабжения на ул.... и ... г.Михайловска.
Как пояснил третье лицо Шарко А.В., жители названных улиц используют воду, полученную из личных скважин и колодцев, однако, данная вода не соответствует санитарным требованиям. В обоснование данных доводов прокурором представлена копия протокола от ДД.ММ.ГГГГ химического и бактериологического анализа воды проведенного по обращению Шарко А.В. Однако, копия данного протокола, как следует из его текста, не заверенная печатью ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» «Центра исследования и контроля воды» не действительна. Более того, данное исследование имело место более двух лет назад. Из его текста не усматривается, возможно ли использование данной воды в качестве питьевой либо технической. Каких-либо других доказательств непригодности данной воды для использования прокурором не представлено. В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.
Водоснабжение населения возможно также путем подвоза технической и питьевой воды. Обеспечение подвоза технической воды осуществляется МУП «Коммунальное хозяйство г.Михайловска». Однако, заявок от жителей улиц ... и ... г.Михайловска не поступало (л.д.70).
Согласно пояснениям представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по заявлениям граждан филиалом ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - Сенгилеевский «Межрайволоканал» может быть осуществлен подвоз питьевой воды специализированным транспортом. Такой подвоз осуществляется по заявке потребителей, они же и производят оплату. Подвоз питьевой воды осуществляется в исключительных случаях. Если эта услуга будет предоставляться на постоянной основе, она должна быть включена в калькуляцию. На настоящий момент таких заявок не имеется.
Таким образом, подвоз питьевой и технической воды осуществляется по заявкам потребителей, которых в специализированные предприятия от жителей ул. ... и ... не поступало. Однако, как пояснил третье лицо Шарко А.В., жители названных улиц не рассматривают альтернативные способы водоснабжения и настаивают на устройстве уличной сети водоснабжения.
Как следует из пояснений представителя ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в связи с представлением прокурора с августа 2013 года прекращена выдача технических условий на проектирование и строительство уличных сетей водоснабжения в г.Михайловске в связи с отсутствием резерва мощностей по производству запрашиваемых ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения в г.Михайловске. По этой причине администрация МО г.Михайловска не имеет технической возможности на проектирование и строительство уличных сетей водоснабжения улиц .. и ... г.Михайловска. Обеспечение водоснабжения населения иным способом осуществляется на основании заявок потребителей. В связи с чем, требования прокурора об обязании Администрации муниципального образования г.Михайловска провести работы по водоснабжению улиц Самусенко и Трубицына не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ :
В удовлетворении исковых требований прокурора Шпаковского района к Администрации муниципального образования г.Михайловска об обязании провести работы по водоснабжению улиц ... и ... отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Шпаковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Болотова Л.А.
Копия верна:
Судья Болотова Л.А.
Мотивированное решение изготовлено 17 марта 2014 года