Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
21 февраля 2017 года <адрес>
Белогорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего, судьи Гребенниковой Н.А.,
при секретаре ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4, ФИО5 к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: ФИО2, ФИО3, о смене статуса жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
истцы обратились в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: ФИО2, ФИО3 о присвоении статуса жилого дома квартире, общей площадью 41,5 кв.м., в том числе жилой площадью 20,2 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Свои требования мотивируют тем, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 и ФИО5 имеют в собственности жилую квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, общей площадью 41,5 кв.м., жилой площадью 20,2 кв.м. Указывают на то, что фактически приобретенная квартира является жилым домом, дом является одноэтажным, каменным с отдельным входом в другую квартиру. Имеется приусадебный участок, на котором расположены помещения вспомогательного пользования, помещений общего пользования не имеется. Письмом Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, истцам отказано в изменении статуса квартиры на часть жилого дома, в связи с чем вынуждены обратиться в суд за защитой нарушенного права.
Истцы в судебном заседании просили иск удовлетворить в полном объеме на основании доказательств, которые имеются в материалах дела.
Представитель ответчика - Администрации <адрес> Республики Крым ФИО7 в судебном заседании, против удовлетворения исковых требований не возражала.
Третьи лица - ФИО2, ФИО3 в судебные заседания не явились, были уведомлены надлежащим образом, о причинах не явки не сообщили.
Выслушав пояснения истцов ФИО4 и ФИО5, представителя ответчика ФИО7 исследовав материалы гражданского дела, инвентаризационное дело, суд приходит к выводу, что в удовлетворении исковых требований необходимо отказать, исходя из следующего.
Судом установлено, что согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 и ФИО4 являются сособственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый №, номер кадастрового квартала: 90:02:010105, по 1\2 доли каждый (л.д.7-8).
Согласно технического паспорта на <адрес>, домовладения №, по <адрес>, общая площадь квартиры составляет 41,5 кв.м. (л.д.9).
В соответствии с копией кадастрового паспорта помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, кадастровый №, номер кадастрового квартала: 90:02:010105, адрес: <адрес>, р-н Белогорский, в <адрес>, назначение: жилое, вид жилого помещения: квартира, площадь: 41,5 кв.м (л.д.12-13).
Письмом Администрации <адрес> Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5 и ФИО4 отказано в признании <адрес> в <адрес> частью жилого дома в связи с тем, что администрация <адрес> Республики Крым не имеет полномочий по принятию решений об изменении статуса квартиры на статус части жилого дома (л.д.14).
Согласно сообщения Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым № от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности на <адрес> домовладении № по <адрес> зарегистрировано за ФИО3 и ФИО2 в равных долях по ? доли за каждым.
Как следует из материалов инвентаризационного дела № на объект недвижимого имущества по адресу: <адрес>, указанный жилой дом имеет статус многоквартирного и состоит из двух квартир. Собственниками <адрес> по 1/2 доли за каждым являются ФИО2 и ФИО3, собственниками <адрес> по ? доли за каждым являются ФИО4 и ФИО5
В соответствии с частью 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.
Таким образом, квалифицирующим признаком жилого дома является наличие в нем комнат (а не квартир).
В соответствии с пунктом 6 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным (пригодным) для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на прилегающий к жилому дому земельный участок, либо в помещения общего пользования.
Понятие индивидуального жилого дома содержится в части 3 статьи 48 и части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым под индивидуальным домом понимается отдельно стоящий жилой дом с количеством этажей не более чем три, предназначенный для проживания одной семьи.
Таким образом, основным критерием отнесения жилого дома к многоквартирному дому является совокупность нескольких квартир, имеющих самостоятельные выходы на прилегающий земельный участок, либо в помещения общего пользования, а также наличие элементов общего имущества.
При этом наличие отдельного входа и капитальных перегородок не являются критериями для отнесения жилого помещения к жилому дому или его части.
Согласно пункту 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Пунктами 1-4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме отнесены:
- помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
- иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
- крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
- земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Как следует из материалов дела, дом по указанному выше адресу содержит в себе элементы общего имущества: несущие конструкции, стены, крышу, фундамент, следовательно, жилой дом является многоквартирным.
В материалах настоящего дела имеются выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в которых содержатся сведения о том, что жилое помещение, принадлежащее ФИО4 и ФИО5, а также иные жилые помещения дома, зарегистрированы как объекты права в качестве квартир.
Согласно части 1 статьи 3 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со статьей 12 ГК РФ.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.
При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц, защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота (не только собственников, но и иных лиц).
Поскольку ФИО4 и ФИО5 в рамках избранного способа защиты, не представили доказательств нарушенных прав и законных интересов, суд считает, что у суда основания для удовлетворения заявленного иска, отсутствуют.
Доводы истцов, о том, что нарушаются их права в части приобретения в собственность земельного участка, прилегающего к дому, не имеет правового значения, поскольку в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 ЖК РФ, Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, относится к общему имуществу дома, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в этом доме.
В силу статьи 37 ЖК РФ, доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения и следует судьбе права собственности на квартиру. Собственник помещения в многоквартирном доме не вправе осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Статьей 44 ЖК РФ, установлено, что правом принимать решение о пределах пользования земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, принятие решения о передаче в пользование общего имущества отнесены к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Из материалов дела усматривается, что ФИО4 и ФИО5 являются собственниками <адрес> двухквартирном доме. В настоящем деле собственники <адрес> данного многоквартирного дома не высказали своего согласия относительно возможности изменения правового статуса жилого дома.
В соответствии с приведенными правовыми нормами ФИО4 и ФИО5 не вправе без согласия остальных собственников решать вопрос о выделе доли в общем имуществе, в том числе в порядке признания за ними права собственности на часть жилого дома, поскольку такие требования предполагают выдел доли из общего имущества собственников многоквартирного дома.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования ФИО4 и ФИО5 о смене статуса жилого помещения являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
в удовлетворении искового заявления ФИО4, ФИО5 к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: ФИО2, ФИО3 о смене статуса жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Белогорский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: / подпись / Копия верна. Н.А. Гребенникова секретарь:
Решение не вступило в законную силу.
Судья Белогорского
районного суда Республики Крым Н.А. Гребенникова секретарь: