РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
05 марта 2020 года Центральный районный суд <адрес> в составе:
судьи Катасонова А.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению АО «Нива», ООО «Парк», ООО «Квартал-Тольятти», к администрации г.о. Тольятти о признании нормативного правового акта не действующим в части,
установил:
АО «Нива», ООО «Парк», ООО «Квартал-Тольятти» обратились в суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Тольятти о признании нормативного правового акта недействующим в части.
В обоснование административного иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации г.о. Тольятти №-п/1 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта <адрес> от <адрес> до <адрес>» внесены изменения в постановление администрации г.о Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении документации по планировке территории – <адрес> от <адрес> до <адрес>; - в районе <адрес> от <адрес> до ул. <адрес> в целях размещения магистральной дороги регулируемого движения;- <адрес> от <адрес> до <адрес>»» в редакции постановления администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские ведомости №(2171)).
Согласно постановлению №-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта <адрес> от <адрес> до <адрес> данной территории размещен IV тепловывод от Тольяттинской ТЭЦ в <адрес>, построенный ПАО «Т Плюс».
Согласно утвержденному проекту планировки на чертежах красных линий обозначены линии в точности с конфигурацией компенсаторных изгибов Тепловывода, построенного ПАО «Т Плюс».
В соответствии с таблицей 2-1 «Перечень образуемых и изымаемых земельных участков» оспариваемого постановления предусматривается изъятие для муниципальных нужд (размещение линейного объекта)»:
-частей земельных участков, принадлежащих <адрес>
-части земельного участка, принадлежащего <адрес>
<адрес> 141 кв.м.;
-частей земельных участков, принадлежащих ООО «Квартал-Тольятти» (<адрес>
Административные истцы полагают, что принятием постановления администрации городского округа Тольятти №-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении проекта планировки нарушены нормативно-правовые акты, имеющие большую юридическую силу, их права и законные интересы.
На основании вышеизложенного истец просит признать незаконным постановление администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении документации по планировке территории –<адрес> от <адрес> до <адрес>; - - в районе <адрес> от <адрес> до ул. <адрес> в целях размещения магистральной дороги регулируемого движения; - <адрес> от <адрес> до <адрес>» в редакции постановления администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта <адрес> от <адрес> до <адрес>» в части установленных красных линий с включением в границы земель общего пользования территории, занятой IV тепловыводом от Тольяттинской ТЭЦ в <адрес>, в границах земельных участков к.н. <адрес>.
В судебном заседании от представителей административных истцов поступило заявление об уточнении исковых требований, истцы просят признать незаконным постановление администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении документации по планировке территории - <адрес> от <адрес> до <адрес>, от <адрес> до ул. <адрес> в целях размещения магистральной дороги регулируемого движения; - <адрес> от <адрес> до <адрес>» в редакции постановления администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта <адрес> от <адрес> до <адрес>» в части установления красных линий с включением в границы земель общего пользования территории, занятой IV тепловыводом от Тольяттинской ТЭЦ в <адрес>, в границах земельных участков к.н. <адрес>.
Представители истцов в судебном заседании исковые требования поддержали.
Представитель административного ответчика в судебном заседании возражала против административного искового заявления по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск.
Представитель прокуратуры г.о. <адрес> в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска.
Рассмотрев доводы иска и исследовав представленные материалы, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно ст.213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Согласно ст. 215 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принято постановление администрации г.о. Тольятти №-п/1 «Об утверждении проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта <адрес> от <адрес> до <адрес>» внесены изменения в постановление администрации г.о Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 2Об утверждении документации по планировке территории – <адрес> от <адрес> до <адрес>; - в районе <адрес> от <адрес> до ул. <адрес> в целях размещения магистральной дороги регулируемого движения;- <адрес> от <адрес> до <адрес>»» в редакции постановления администрации г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 (опубликовано ДД.ММ.ГГГГ в газете «Городские ведомости №(2171)).
Согласно постановлению №-п/1 от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта <адрес> от <адрес> до <адрес> данной территории размещен IV тепловывод от Тольяттинской ТЭЦ в <адрес>, построенный ПАО «Т Плюс».
Согласно утвержденному проекту планировки на чертежах красных линий обозначены линии в точности с конфигурацией компенсаторных изгибов Тепловывода, построенного ПАО «Т Плюс».
В соответствии с таблицей 2-1 «Перечень образуемых и изымаемых земельных участков» оспариваемого постановления предусматривается изъятие для муниципальных нужд (размещение линейного объекта)»:
-частей земельных участков, принадлежащих <адрес>
-части земельного участка, принадлежащего АО «Нива<адрес>
-части земельного участка, принадлежащего АО «Нива», (к<адрес>, площадью 141 кв.м.;
-частей земельных участков, принадлежащих ОО «<адрес>
<адрес> нормативно правовой акт принят в установленной форме и виде, с соблюдением процедуры принятия и введения его в действие.
Административные истцы полагают, что оспариваемым актом нарушено их право собственности на землю и нормативно-правовые акты, имеющие большую юридическую силу, а именно ст. 35 Конституции РФ, ст.49 ЗК РФ, ст.9, 41, 41.1, ч.10 ст. 45 ГрК РФ.
Суд отклоняет доводы административных истцов, по следующим основаниям.
Согласно ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:
1) выполнением международных договоров Российской Федерации;
2) строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными основаниями, предусмотренными федеральными законами.
Оспариваемый нормативно правовой акт не предусматривает какого-либо иного порядка или оснований, не регулирует вопросы изъятия земельных участков для муниципальных нужд, а потому не противоречит ст. 49 ЗК РФ.
Согласно ст. 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. ст. 41, 41.1 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объектов капитального строительства применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, не требуется, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Подготовка документации по планировке территории в целях размещения объекта капитального строительства является обязательной в следующих случаях:
1) необходимо изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд в связи с размещением объекта капитального строительства федерального, регионального или местного значения;
2) необходимы установление, изменение или отмена красных линий;
3) необходимо образование земельных участков в случае, если в соответствии с земельным законодательством образование земельных участков осуществляется только в соответствии с проектом межевания территории;
4) размещение объекта капитального строительства планируется на территориях двух и более муниципальных образований, имеющих общую границу (за исключением случая, если размещение такого объекта капитального строительства планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого объекта капитального строительства не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов);5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
6) планируется размещение объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, и необходимых для обеспечения его функционирования объектов капитального строительства в границах особо охраняемой природной территории или в границах земель лесного фонда.
(п. 6 введен Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 342-ФЗ)
Видами документации по планировке территории являются:
1) проект планировки территории;
2) проект межевания территории.
Применительно к территории, в границах которой не предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, а также не планируется размещение линейных объектов, допускается подготовка проекта межевания территории без подготовки проекта планировки территории в целях, предусмотренных частью 2 статьи 43 настоящего Кодекса.
Проект планировки территории является основой для подготовки проекта межевания территории, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Подготовка проекта межевания территории осуществляется в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
При подготовке документации по планировке территории до установления границ зон с особыми условиями использования территории учитываются размеры этих зон и ограничения по использованию территории в границах таких зон, которые устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подготовка графической части документации по планировке территории осуществляется:
1) в соответствии с системой координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости;
2) с использованием цифровых топографических карт, цифровых топографических планов, требования к которым устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Состав и содержание документации по планировке территории, предусматривающей размещение одного или нескольких линейных объектов, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.10 ст.45 ГрК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки (за исключением подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение линейных объектов), лесохозяйственного регламента, положения об особо охраняемой природной территории в соответствии с программами комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, программами комплексного развития транспортной инфраструктуры, программами комплексного развития социальной инфраструктуры, нормативами градостроительного проектирования, комплексными схемами организации дорожного движения, требованиями по обеспечению эффективности организации дорожного движения, указанными в части 1 статьи 11 Федерального закона "Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", требованиями технических регламентов, сводов правил с учетом материалов и результатов инженерных изысканий, границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий.
Проверив оспариваемый нормативно-правовой акт на соответствие вышеуказанным правовым нормам, суд не находит нарушений.
В соответствии с Уставом городского округа Тольятти, принятым постановлением Тольяттинской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №, разработка и утверждение программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа относятся к полномочиям органов местного самоуправления городского округа.
Решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городского округа Тольятти на период ДД.ММ.ГГГГ года» мероприятие по окончании строительства 4-го тепловывода от Тольяттинской ТЭЦ в <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ и 1.2.7) отнесено к мероприятиям по модернизации источника теплоснабжения в связи с тем, что реализация его направлена на решение проблем с дефицитом мощности в <адрес> для перераспределения нагрузок между двумя источниками выработки тепловой энергии (ТЭЦ ВАЗа и ТоТЭЦ).
Постановлением Федерального арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу №ДД.ММ.ГГГГ было отказано в демонтаже IV тепловывода, т.к. указанные действия приведут к нарушению целостности циркулярной системы теплоснабжения и невозможности его использования.
Таким образом, в настоящее время IV тепловывод является существующим линейным объектом.
В соответствии с частью 5 статьи 45 Градостроительного кодекса РФ органы местного самоуправления городского округа обеспечивают подготовку документации по планировке территории на основании генерального плана генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.
Согласно части 1 статьи 41.1. Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении выделяемых проектом планировки территории одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, определенных правилами землепользования и застройки территориальных зон и (или) установленных схемами территориального планирования муниципальных районов, генеральными планами поселений, городских округов функциональных зон, территории, в отношении которой предусматривается осуществление деятельности по ее комплексному и устойчивому развитию.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса РФ подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 42 Градостроительного кодекса основная часть проекта планировки территории включает в себя:
чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии. Порядок установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства;
б) границы существующих и планируемых элементов планировочной структуры;
в) границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства.
Таким образом, красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации и отображаются на чертеже основной части проекта планировки территории.
Генеральный план городского округа Тольятти утвержден решением Думы городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №.
В статье 5 генерального плана приведены сведения о планируемых для размещения в функциональных зонах объектах, в связи с чем согласно части 3 указанной статьи мероприятиями по развитию и предложения по размещению объектов капитального строительства местного значения в области транспортной инфраструктуры предусмотрено поэтапное строительство участка автомобильной дороги в продолжение <адрес> от <адрес>: до <адрес> - первый этап, до <адрес> - второй этап, до <адрес> - третий этап.
При этом пунктом 2.4. части 4 статьи 5 генерального плана для обеспечения надежности и качества теплоснабжения в юго-западной части <адрес> мероприятиями по развитию и предложения по размещению объектов капитального строительства местного значения в области развития инженерной инфраструктуры предусмотрен ввод в эксплуатацию IV тепловывода Тольяттинской ТЭЦ.
Учитывая предусмотренные генеральным планом мероприятия, постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 в постановление администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1 внесены изменения в части утверждения документации проекта планировки территории и проекта межевания территории для размещения линейного объекта <адрес> от <адрес> до <адрес>.
Таким образом, суд полагает, что проект планировки и проект межевания территории, утвержденные постановлением администрации городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-п/1, путем внесения изменения в постановление от ДД.ММ.ГГГГ №п/1, разработаны в целях соответствия генеральному плану городского округа Тольятти.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, линейные объекты - линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
Согласно определению, предусмотренному в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на период утверждения оспариваемых проекта планировки и проекта межевания территории), красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
На основании пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Таким образом, с учетом указанных определений, установление красных линий целевой направленностью имеет разграничение территорий общего пользования и мест расположения линейных объектов от иных территорий.
Типовыми Правилами охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденными Приказом Минстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что охранные зоны тепловых сетей устанавливаются вдоль трасс прокладки тепловых сетей в виде земельных участков шириной, определяемой углом естественного откоса грунта, но не менее 3 метров в каждую сторону, считая от края строительных конструкций тепловых сетей или от наружной поверхности изолированного теплопровода бесканальной прокладки. Минимально допустимые расстояния от тепловых сетей до зданий, сооружений, линейных объектов определяются в зависимости от типа прокладки, а также климатических условий конкретной местности и подлежат обязательному соблюдению при проектировании, строительстве и ремонте указанных объектов в соответствии с требованиями СНиП ДД.ММ.ГГГГ-86 «Тепловые сети» (пункт 4 Типовых правил).
В соответствии с Порядком установления и отображения красных линий, обозначающих границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов, утвержденных приказом Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ №/пр, красные линии, обозначающие границы территорий, предназначенных для строительства, реконструкции линейных объектов, устанавливаются по границам зон планируемого размещения линейных объектов (пункт 1.3).
В этой связи красные линии установлены с учетом охранной зон тепловых сетей, и такими линиями обозначены существующие границы территорий, занятых линейными объектами, как следствие, в проекте межевания территории были отображены существующие красные линии, предусмотренные проектом планировки.
При указанных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Согласно части 11 статьи 11 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения судов по административным делам подлежат обязательному опубликованию в случаях, предусмотренных Кодексом.
В силу пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о настоящем решении суда подлежит опубликованию в газете «Городские ведомости» в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного и руководствуясь, ст.ст.175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного иска АО «Нива», ООО «Парк», ООО «Квартал-Тольятти» отказать полностью.
Сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня выступления решения суда в законную силу в газете г.о. Тольятти «Городские ведомости».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий: