Решение по делу № 2-336/2016 ~ М-155/2016 от 01.02.2016

Мотивированное решение изготовлено в окончательной форме 09.03.2016

Дело № 2-336/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29.02.2016     г.Берёзовский

Берёзовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Коркиной Я.С.,

при секретаре судебного заседания Бердюгиной О. С.,

с участием представителя истца - старшего помощника прокурора г.Берёзовского Свердловской области Снигиревой Т. А.,

истца Новоселовой Н.А.,

представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому Рудковской О.Г., действующей на основании доверенности от 12.01.2016 № 48/01, выданной сроком до 31.12.2016,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-336/2016 по иску прокурора города Берёзовского Свердловской области, предъявленному в интересах лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей Новоселовой Н. А., к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Берёзовского Свердловской области, действуя в интересах Новоселовой (Корепановой) ., обратился в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому, ГКУ Свердловской области «Фонд поддержки жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда.

В обоснование заявленных исковых требований указывает, что Новоселова (Корепанова) Н. А., , имеет статус . На основании постановления главы муниципального образования «г. Березовский» от 21.02.2005 № 51 <адрес> Корепанова Н. А. была определена в . Корепанова Н.А. воспитывалась и проживала в государственном образовательном учреждении <адрес> » прокурор <адрес>ёзовского <адрес>, действуя в интересах Новоселовой Н. А., дата , просит обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести (построить) за счет субъекта Российской Федерации «<адрес>» благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Берёзовского городского округа, но не более 45 квадратных метров, находящееся в черте Березовского городского округа и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Новоселовой Н. А., дата года рождения. Обязать Министерство по управлению государственным имуществом <адрес> зачислить жилое помещение, приобретенное для Новоселовой Н. А. в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>. Возложить на ГКУ «Фонд жилищного строительства <адрес>» заключить с Новоселовой Н. А., дата года рождения договор найма специализированного жилого помещения. Обязать Территориальный отраслевой исполнительный орган Государственной власти <адрес> – Управление социальной политики министерства социальной политики <адрес>ёзовскому обеспечить подписание Новоселовой Н. А., дата года рождения, договора найма специализированного жилого помещения и вернуть подписанный экземпляр в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г.Берёзовского Свердловской области Снигирева Т. А. исковые требования поддержала, пояснив, что на момент рассмотрения дела исковые требования в добровольном порядке не исполнены, жилое помещение Новоселовой Н.А. не предоставлено.

Истец Новоселова Н.А. в интересах которой заявлен иск, в судебном заседании исковые требования и доводы, изложенные в исковом заявлении поддержала, также пояснила, что на сегодняшний день жилое помещение ей не предоставлено. В собственности какого-либо жилого помещения не имеет, нанимателем, либо членом семьи нанимателя жилого помещения не является.

Представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому Рудковская О.Г., действующая на основании доверенности от 12.01.20165 № 48/01, выданной сроком до 31.12.2016, в судебном заседании исковые требования не признала, сославшись на доводы, изложенные в письменном отзыве от дата. Также суду пояснила, что Новоселова Н.А. является лицом, , состоящим на учете для цели предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области. До настоящего времени жилое помещение Новоселовой Н.А. не предоставлено.

Представитель ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, не просили о рассмотрении дела в отсутствие представителя Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Осинникова К.О., действующая на основании доверенности от 13.01.2016, сроком действия три года, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, в удовлетворении исковых требований прокурору г. Березовского отказать. Согласно отзыву на исковое заявление от 11.02.2016 возражает против заявленных исковых требований по следующим обстоятельствам. Статьей 3 Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» признан утратившим силу п.2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений регламентировано в настоящее время положениями гл.9 Жилищного кодекса Российской Федерации, которые не предусматривают права детей – сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, на внеочередное обеспечение жилым помещением и не устанавливают срок, в течение которого жилое помещение должно быть предоставлено лицу из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, право истца на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не нарушено. (л.д.52-53).

Представитель ответчика Государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» Константинова Д. П., действующая на основании доверенности от 11.01.2016, сроком действия по 31.12.2016г. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика ГКУ СО «Фонд жилищного строительства. Согласно отзыву на исковое заявление от 11.02.2016 № Ф/08-640 Фонд в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» размещает государственный заказ на строительство (приобретение, реконструкцию) жилых помещений для детей-сирот в пределах лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с бюджетной росписью Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области и заключает государственные контракты на приобретение жилых помещений, государственные инвестиционные контракты на приобретение жилых помещений путем инвестирования в строительство, государственные контракты на участие в долевом строительстве, заключаемые на строительство (реконструкцию) жилых помещений для государственных нужд Свердловской области. Полагает, что нарушений прав истца нет, так как соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Действующим законодательством не предусмотрено обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке. (л.д.43-47).

Определением Берёзовского городского суда Свердловской области от 02.02.2016 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены Министерство финансов Свердловской области, Правительство Свердловской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Министерства финансов Свердловской области Ефремов Д Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2016 № 05-36-07/1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица Министерства финансов Свердловской области. В отзыве на исковое заявление от 18.02.2016, указывает, что дети-сироты, не обеспеченные жильем на момент вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ, обеспечиваются им по достижении 18 лет в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации. Предоставление детям-сиротам жилых помещений специализированного жилищного фонда осуществляется путем принятия их на учет в порядке, предусмотренном действующим законодательством, без предоставления жилых помещений во внеочередном порядке.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Правительства Свердловской области Верстунина И.В., действующая на основании доверенности от 22.01.2016, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена своевременно и надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Правительства Свердловской области. В отзыве на исковое заявление указывает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории Свердловской области, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа. В настоящее время во исполнение ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), Правительством Свердловской области приняты постановление № 491-ПП от 16.04.2013, а также № 527 –ПП от 24.04.2013.

В соответствии с принципом диспозитивности, участники гражданского процесса по своему усмотрению распоряжаются принадлежащими им правами.

Ответчики Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства», Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области предпочли защите по настоящему гражданскому делу - неявку в судебное заседание.

Принимая во внимание, что представитель истца - старший помощник прокурора г. Березовского Свердловской области Снигирёва Т. А., истец Новоселова Н.А., представитель ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому Рудковская О.Г. согласны на рассмотрение дела при данной явке, суд полагает возможным разрешить дело по существу в данном судебном заседании.

Заслушав представителя истца - старшего помощника прокурора г. Березовского Свердловской области Снигирёву Т. А., истца Новоселову Н.А., представителя ответчика Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому Рудковскую О.Г., исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений регулируемых жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно свидетельства о смерти серии II-АИ , выданного дата Отделом ЗАГС Администрации муниципального образования <адрес>, Корепанов А. Н. умер дата (л.д. 10).

Согласно свидетельства о смерти серии II-АИ , выданного 03.02.2005г. Отделом ЗАГС Администрации муниципального образования <адрес>, Корепанова Т. Г. умерла дата. (л.д. 11)

)

Согласно свидетельства о заключении брака серии II-АИ , выданного 21.08.2015г. Отделом ЗАГС <адрес>, Новоселов А.С. и Корепанова Н.А. заключили брак 21.08.2015г., после заключения брака Корепановой Н.А. присвоена фамилия Новоселова (л.д. 22)

На основании договора № 6751 передачи квартиры в собственность граждан, в единоличную собственность Петровой Н.И. передана квартира, состоящая из одной комнаты общей площадью 23,5 кв.м., в том числе жилой 16,9 кв.м. по адресу: пос. Ключевск, 4 (л.д. 16-17)

Заключением межведомственной комиссии от 30.06.2010 г. № 18, многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес> признан непригодным для постоянного проживания, т.к. техническое состояние дома характеризуется снижением несущей способности. Проведение восстановительных работ экономически нецелесообразно (л.д. 18)

Согласно приказу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому от 25.11.2015г. № 955/осн. Новоселова Н.А. принята на учет в Управление социальной политики по г.Берёзовскому для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (л.д. 23).

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 28.07.2015 г. № 00-00-4001/5034/2015-2191 сведения о регистрации прав Новоселовой (Корепановой) Н.А. на объекты недвижимости отсутствуют (л.д. 21).

Согласно ответа на судебный запрос, СОГУП «Областной Центр недвижимости» Филиал «Березовское БТИ» сведения о наличии у Новоселовой (Корепановой) Н.А. жилого помещения, (приобретенного в порядке приватизации) жилого дома, кооперативной квартиры не зарегистрированы (л.д. 105)

Как следует из сводного списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для цели предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области под порядковым номером 32 значится Новоселова Н.А. (л.д. 97)

В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч.2-9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В

В соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

На этом основано право Новоселовой Н.А. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит реализации в соответствии с новым правовым регулированием путем однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

01.01.2013 вступил в законную силу Закон Свердловской области от 07.12.2012 № 95-ОЗ «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области», который в ст. 7 возложил осуществление полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, а также реализацию прав нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области и исполнение нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области своих обязанностей на исполнительные органы государственной власти Свердловской области, а также государственные учреждения Свердловской области, казенные предприятия Свердловской области и государственные предприятия Свердловской области, которым принадлежат жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области.

Установление порядка обеспечения осуществления полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, а также обеспечения реализации прав нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области и исполнения нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области своих обязанностей возложено на Правительство Свердловской области.

Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Законом Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», вступившим в законную силу 01.01.2013.

В силу ст. 3 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области предоставляются гражданам путем: 1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений; 2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования; 3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области предоставляются в случае, если они находятся в состоянии, отвечающем требованиям, установленным федеральным законодательством, а также соответствуют требованиям, установленным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере градостроительной деятельности.

В государственных органах Свердловской области, государственных учреждениях Свердловской области, казенных предприятиях Свердловской области и государственных предприятиях Свердловской области могут образовываться жилищные комиссии для рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

В случаях, предусмотренных в статье 4 настоящего Закона, решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области принимаются исключительно после их распределения.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования предоставляются гражданам после распределения таких жилых помещений, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта. Казенные служебные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в домах системы социального обслуживания граждан и жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам после их распределения. Порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области (ст. 4 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области»).

Согласно п.4 ст. 4, п.2 ст. 5, п.4 ст. 6 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в части первой пункта 1 и подпунктах 1, 8 и 11 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона, принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области. Порядок заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Согласно ст. 7 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области передаются гражданам, подписавшим договоры социального найма или найма специализированных жилых помещений либо договоры безвозмездного пользования, заключившими эти договоры исполнительными органами государственной власти Свердловской области, государственными учреждениями Свердловской области, казенными предприятиями Свердловской области или государственными предприятиями Свердловской области.

Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ, вступившим в законную силу 01.01.2013, внесены изменения в Закон Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», в части учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 2 Закона Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 1 января 2013 года на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 1 марта 2013 года органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Постановлением Правительства Свердловской области от 08.02.2011 № 84-ПП «Об утверждении Порядка обеспечения в 2011 - 2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения» утвержден Порядок обеспечения в 2011-2015 годах жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, согласно которому обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, осуществляется за счет средств областного бюджета, главным распорядителем которых является Министерство строительства и архитектуры Свердловской области.

Распределение детям-сиротам построенных и приобретенных за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с указанием фамилии, имени, отчества гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адреса и общей площади предоставляемого жилого помещения.

На момент рассмотрения настоящего дела Постановление Правительства Свердловской области от 08.02.2011 г. № 84-ПП не отменено и не изменено.

Осуществление на территории Свердловской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» до настоящего времени отнесено к компетенции Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.6 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.2012 № 963-ПП).

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013№ 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;- определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Согласно п.2 ч.1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложены полномочия: по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области.

Министерству социальной политики Свердловской области в соответствии с положениями п.3 ч.1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие полномочия: по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Аналогичные нормы предусмотрены и Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Порядку предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики). Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 г. № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерством социальной политики Свердловской области.

Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.

Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.

Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.

Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.

Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.

Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.

Фонд ежемесячно составляет реестры заключенных с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений на новый пятилетний срок и направляет в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет хранение реестров в течение 5 лет.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подлежит возложению обязанность приобрести (построить) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область» благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области, но не более 45 квадратных метров и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Новоселовой Н. А., . Бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего Новоселовой Н.А. жилого помещения, создает препятствия истцу в реализации своих жилищных прав.

Также подлежат удовлетворению исковые требования в части возложения обязанности на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» заключить с Новоселовой Н.А. договора найма специализированного жилого помещения.

Исковые требования прокурора г.Березовского Свердловской области, предъявленные в интересах Новоселовой Н. А. к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, а также предъявленные к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г.Березовскому удовлетворению не подлежат, поскольку данные действия осуществляются Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориальным отраслевым исполнительным органом государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по г. Березовскому в административном порядке и не являются основанием возникновения гражданских прав и обязанностей.

Ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, время для сбора доказательств в подтверждение своих доводов ответчикам представлялось достаточное, ходатайств к суду в порядке ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ответчиков не поступало.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений.

Судом в соответствии с ч. 2 ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации разъяснялось бремя доказывания своих требований, определялся круг доказательств, подлежащих доказыванию, разъяснялось право на обращение с ходатайством об оказании содействия в собирании доказательств в порядке ст.57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

При вынесении решения суд оценивает исследованные доказательства в их совокупности, учитывает, что у сторон не возникло дополнений к рассмотрению дела по существу, все участники процесса согласились на окончании рассмотрения дела при исследованных судом доказательствах, сторонам также было разъяснено бремя доказывания в соответствии с положениями ст.ст. 12, 35, 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из анализа изложенных норм права на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в полной мере распространяется установленная подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть взыскана.

Проанализировав и оценив, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора города Берёзовского Свердловской области, предъявленные в интересах лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей – Новоселовой Н. А., , подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Берёзовского Свердловской области, предъявленные в интересах Новоселовой Н. А., дата к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства», - удовлетворить.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область» благоустроенное жилое помещение не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления Берёзовского городского округа, но не более 45 квадратных метров, находящееся в черте Берёзовского городского округа и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Новоселовой Н. А., .

Возложить на Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» обязанность заключить с Новоселовой Н. А., договор найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении оставшейся части исковых требований прокурора города Березовского Свердловской области, предъявленных в интересах лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей Новоселовой Н. А., к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Березовскому – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Свердловский областной суд сторонами и другими лицами, участвующими в деле, подачей апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Берёзовский городской суд Свердловской области.

Председательствующий:

Судья Берёзовского городского суда

Свердловской области Я. С. Коркина

2-336/2016 ~ М-155/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Новоселова Наталья Александровна
Прокурор г.Березовского
Ответчики
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
ГКУ СО "Фонд поддержки жилищного строительства"
Управление социальной политики по г.Березовскому
Суд
Березовский городской суд Свердловской области
Судья
Шевчик Яна Сергеевна
Дело на странице суда
berezovsky--svd.sudrf.ru
01.02.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.02.2016Передача материалов судье
02.02.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.02.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.02.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.02.2016Судебное заседание
09.03.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.12.2016Дело оформлено
31.12.2016Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее