№ 2-876/2021
УИД 75RS0008-01-2021-001148-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Борзя 16 сентября 2021 года
Борзинский городской суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Кыдыякова Г.И.,
при секретаре судебного заседания Дорофеевой Т.А.,
с участием старшего помощника Борзинского межрайонного прокурора Ивановой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора ФИО3 в интересах Котляровой В.В. к администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии по старости,
У С Т А Н О В И Л:
заместитель Борзинского межрайонного прокурора ФИО3 обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на то, что прокуратурой при разрешении обращения Котляровой В.В. по факту невыплаты надбавки к страховой пенсии по старости, проведена проверка в отношении администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское», по результатам которой вскрыт факт нарушения прав муниципального служащего на пенсионное обеспечение. Установлено, что Котлярова В.В. ранее работала в администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» и имеет право на ежемесячную доплату к страховой пенсии по старости, так как является лицом, замещавшим муниципальную должность на постоянной основе в органах местного самоуправления. В настоящее время Котлярова В.В. получает ежемесячно пенсию по старости, а также в соответствии с решением Совета сельского поселения «Цаган-Олуйское» от ДД.ММ.ГГГГ №А ежемесячную доплату к страховой пенсии. В ходе проверки администрацией сельского поселения представлен расчет задолженности по доплате к страховой пенсии. Так, по состоянию на 29.06.2021 года перед Котляровой В.В. образовалась задолженность по доплате к пенсии по старости в размере 98 538,12 руб. за период с января 2020 по июнь (включительно) 2021 года. Решением Борзинского районного суда от 28.12.2020 с администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» в пользу Котляровой В.В. взыскана задолженность по ежемесячной доплате к пенсии по старости в размере 55 725,25 руб. за период с мая по ноябрь 2020 включительно. Таким образом, в настоящее время подлежит взысканию задолженность по ежемесячной доплате к пенсии по старости в размере 58 734,37 руб. за период с декабря 2020 года по июнь 2021 включительно. Установленные нарушения свидетельствуют об умалении гарантированных законодателем прав Котляровой В.В. на социальную защиту, что является недопустимым. Обязанность выплаты доплаты к пенсии не может быть постановлена в зависимость от наличия денежных средств в соответствующем муниципальном бюджете.
Просит суд взыскать с администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» в пользу Котляровой В.В. задолженность по ежемесячной доплате к пенсии по старости в размере 58 734 рубля 37 копеек за период с декабря 2020 года по июнь 2021 года включительно.
В судебном заседании старший помощник Борзинского межрайонного прокурора Иванова А.О. поддержала заявленные требования по изложенным основаниям.
Материальный истец Котлярова В.В., надлежащим образом извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие.
Глава администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» Хаустова А.Н. в судебном заседании не возражала против заявленных требований.
Изучив материалы гражданского дела, исследовав и оценив в соответствии со статьей 67 ГПК РФ относимость, допустимость, достоверность каждого представленного в суд доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих урегулированы Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ).
Пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусмотрено право муниципального служащего на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ), Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также названным Федеральным законом.
В силу п. 5 ч.1 ст. 23 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ муниципальному служащему гарантируются пенсионное обеспечение за выслугу лет и в связи с инвалидностью.
При этом законодатель в ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ предусмотрел распространение прав государственного служащего, установленных федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, в полном объеме на муниципального служащего.
В силу ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пп. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ, и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пунктом 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», действовавшим в период до 01.01.2015, предусматривалось, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Аналогичная норма предусмотрена ч. 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Согласно части 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Решением Борзинского городского суда Забайкальского края от 28.12.2020, вступившем в законную силу 29.01.2021, по результату рассмотрения гражданского дела по исковому заявлению заместителя Борзинского межрайонного прокурора в интересах материального истца Котляровой В.В. к администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» о взыскании задолженности по ежемесячной доплате к пенсии по старости с администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» в пользу Котляровой В.В. взыскана задолженность по ежемесячной доплате к пенсии по старости в размере 55 725 рублей 25 копеек за период с мая по ноябрь 2020 года включительно.
При этом судом установлено, что Котлярова В.В. является получателем страховой пенсии по старости, ранее замещала должность муниципальной службы специалиста 1 разряда администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское». Решением Совета сельского поселения «Цаган-Олуйское» №А от 28.02.2017 Котляровой В.В. с 16.02.2017 назначена пенсия по выслуге лет в размере 66% должностного оклада, стаж в органах исполнительной власти составляет 22 года 09 месяцев 29 дней.
Назначение и выплата ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости на территории сельского поселения «Цаган-Олуйское» осуществляется на основании Положения о порядке и условиях назначения ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещающих муниципальные должности на постоянной основе, а также ее размере в сельском поселении «Цаган-Олуйское», утвержденного решением Совета сельского поселения «Цаган-Олуйское» от 14.04.2017 года №30 (далее – Положение).
Согласно ст. 1 Положения право на доплату к страховой пенсии по старости (инвалидности) имеют лица, замещавшие муниципальные должности в сельском поселении «Цаган-Олуйское» на постоянной основе не менее двух сроков полномочий, либо одного срока полномочий, и имеющие стаж муниципальной службы не менее 10 лет, и в этот период достигших пенсионного возраста или потерявших трудоспособность.
В силу ст. 8 Положения доплата к пенсии лицам, замешавших муниципальные должности, от четырех до восьми лет устанавливается в размере 45 процентов от среднемесячного денежного вознаграждения, за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленных в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». За каждый полный год замещения должности муниципальной службы свыше 8 лет доплата к пенсии увеличивается на 3 процента от среднемесячного денежного вознаграждения. При этом размер доплаты к пенсии не может превышать 75% от среднемесячного денежного вознаграждения.
Поскольку данные обстоятельства установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, оно по правилам части 2 статьи 61 ГПК РФ, обязательно для суда, не доказывается вновь и не подлежит оспариванию при рассмотрении настоящего дела, в котором участвуют те же лица.
Из справки администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» от 29.06.2021 следует, что по состоянию на указанную дату перед Котляровой В.В. образовалась задолженность по доплате к пенсии по старости в размере 58 734,37 руб. за период с декабря 2020 по июнь 2021 года включительно, при этом задолженность непосредственно за декабрь 2020 года составила 7 960,75 руб., за каждый месяц 2021 года (с января по июнь) 8 462,27 руб.
Вместе с тем, из справки, представленной в суд стороной ответчика, кредиторская задолженность перед Котляровой В.В. по состоянию на 16.09.2021 составляет 61 241,97 руб. При этом из справки видно, что произведена выплата за январь 2021 года в сумме 8 462,27 руб. на основании платежного поручения от ДД.ММ.ГГГГ №. Сведений о выплате Котляровой В.В. ежемесячной доплаты к пенсии по старости за декабрь 2020 года, а также период с февраля 2021 года по июнь 2021 года включительно суду не представлено.
В соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Таким образом, с учетом частичной выплаты доплаты к страховой пенсии Котляровой В.В., задолженность администрации сельского поселения «Цаган-Олуйское» по данной выплате за декабрь 2020 года, а также период с февраля 2021 года по июнь 2021 года включительно составляет 50 272,10 руб., следовательно, указанная сумма подлежит взысканию с ответчика.
При этом судом принято во внимание, что в силу положений ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления; в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета (абз. 2 п. 1 и п. 2).
В судебном заседании установлено, что назначение и прекращение доплаты к страховой пенсии осуществляется администрацией сельского поселения «Цаган-Олуйское», в связи с чем, при составлении бюджетной заявки на очередной финансовый год ответчик должен предусматривать средства на выплату и перерасчет ежемесячной доплаты к страховой пенсии лицам, имеющим право на получение данной доплаты, в частности, материальному истцу Котляровой В.В.
Лишение лиц, замещавших должности муниципальной службы сельского поселения «Цаган-Олуйское», права на получение назначенной им ежемесячной доплаты к страховой пенсии ввиду отсутствия у ответчика необходимых собственных денежных средств приводит к необоснованным различиям в реализации данного права лицами, проходившими муниципальную службу в другом муниципальном образовании (сельском поселении), и влечет за собой такую дифференциацию в правовом положении граждан, относящихся к одной и той же категории, которая не имеет объективного и разумного оправдания, несовместима с требованиями статьи 19 Конституции РФ и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Исходя из обстоятельств рассматриваемого дела, суд приходит к выводу, что обращение прокурора в суд с иском в интересах Котляровой В.В. обусловлено необходимостью восстановления нарушенных прав данного лица на получение социальных гарантий, предусмотренных действующим законодательством.
Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в местный бюджет, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу пункта 19 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, а поэтому государственная пошлина взысканию с сельского поселения «Цаган-Олуйское», не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ «░░░░░-░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50 272 ░░░░░ 10 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2020 ░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 16.09.2021