Дело № 2-2402/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 мая 2012 г. г.Новосибирск
Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:
председательствующего судьи Романовской Н.В.,
при секретаре Максимановой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Егорова С.И. к юл1, юл2 о признании права собственности на самовольную постройку,
У С Т А Н О В И Л :
Егоров С.И. обратился в суд с указанным иском, просит признать за ним право собственности на индивидуальный жилой <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., вспомогательной площадью <данные изъяты> кв.м., состоящий из помещений – жилой комнаты, площадью <данные изъяты> кв.м., жилой комнаты площадью <данные изъяты> кв.м, кухни площадью <данные изъяты> кв.м., кухни, площадью <данные изъяты> кв.м., подсобного помещения, площадью <данные изъяты> кв.м.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ его мать Егорова М.У. купила по частной расписке <адрес>, прав на дом не оформила, в доме стали проживать ее дети, истец и его сестра Алехина Л.И., ДД.ММ.ГГГГ мать умерла по согласованию с сестрой он сломал почти разрушившийся дом и построил на его месте новый, разрешение на строительство дома получено не было, так как он не обращался в установленном порядке в юл2, в 1961 г. истец и его сестра Алехина Л.И. по согласованию разделили дом таким образом, что сестра Алехина Л.И. стала проживать в одной половине дома с отдельным входом, в комнате площадью <данные изъяты> кв.м. (на плане БТИ №) с кухней площадью <данные изъяты> кв.м. (на плане № технического паспорта БТИ от ДД.ММ.ГГГГ); по данным государственного технического учета и технической инвентаризации владельцами домовладения по адресу: <адрес>, являются Егоров С.И. и Алехина Л.И., истец его сестра и сын Егоров Е.С. зарегистрированы по вышеуказанному адресу, ДД.ММ.ГГГГ умерла его сестра Алехина Л.И., ДД.ММ.ГГГГ была снята с регистрационного учета в связи со смертью; нотариусом было выдано свидетельство о праве на наследство по закону после смерти сестры; <адрес> является самовольной постройкой, не противоречит действующим нормам, правилам и законодательным актам в области пожарной безопасности, несущие и ограждающие конструкции здания находятся в работоспособном состоянии, не угрожают жизни и здоровью граждан, дом соответствует санитарным нормам и правилам; ДД.ММ.ГГГГ постановлением юл8 была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, площадью <данные изъяты> кв.м., необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>, был составлен межевой план, ДД.ММ.ГГГГ юл3 был выдан кадастровый паспорт земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку присвоен кадастровый номер, в ЕГРП записи о регистрации прав на дом отсутствуют.
В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме.
Ответчики о времени и месте судебного разбирательства были извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, возражений на иск не представили.
Егоров Е.С., зарегистрированный по адресу: <адрес>, в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором не возражал против удовлетворения иска, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, оценив в совокупности предоставленные сторонами доказательства, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, при этом исходит из следующего.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Егорова М.У. приобрела по частной расписке <адрес>, не оформив надлежащим образом права собственности на него /л.д. 94/.
ДД.ММ.ГГГГ Егорова М.У. умерла, что подтверждается свидетельством о смерти /л.д.92/.
После смерти матери Егоров С.И. разрушил дом, возведя на его месте новый, который имеет общую полезную площадь <данные изъяты> кв.м., жилую площадь <данные изъяты> кв.м., вспомогательную площадь <данные изъяты> кв.м., состоит из двух комнат, площадью <данные изъяты> кв.м., <данные изъяты> кв.м., двух кухонь, площадью <данные изъяты> кв.м., и <данные изъяты> кв.м., подсобного помещения площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается техническим паспортом домовладения, составленным по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ юл4 /л.д. 30-36/.
Согласно данным технического паспорта на возведение или переоборудование разрешение не предъявлено /л.д. 35/.
Таким образом, суд приходит к выводу, что строение, возведенное по адресу: <адрес> в силу п. 1 ст. 222 ГК РФ является самовольной постройкой.
В соответствии с заключением о правовом режиме объекта недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 40/, а также данным государственного технического учета и технической инвентаризации от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 14/ домовладение по адресу: <адрес> принадлежит Алехиной Л.И. и Егорову С.И.
Алехина Л.И. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти, после чего была снята с регистрационного учета по адресу: <адрес>, что подтверждается адресной справкой № /л.д. 15/.
В ЕГРП записи о регистрации прав на жилой <адрес> отсутствуют, что подтверждается уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.41/.
После смерти сестры Алехиной Л.И. истец Егоров С.И. получил свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 50/.
Согласно п. 3 ст. 222 ГК РФ право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. В этом случае лицо, за которым признано право собственности на постройку, возмещает осуществившему ее лицу расходы на постройку в размере, определенном судом.
Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно разъяснений положения ст. 222 ГК РФ в Постановлении Пленума ВС РФ №10 и ВАС РФ №22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в силу пункта 3 статьи 222 ГК РФ, право собственности на самовольную постройку может быть признано судом за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка (далее - правообладатель земельного участка).
Если самовольная постройка осуществлена на земельном участке, принадлежащем застройщику, однако на ее создание не были получены необходимые разрешения, ответчиком по иску застройщика о признании права собственности на самовольную постройку является орган местного самоуправления, на территории которого находится самовольная постройка. Признание права собственности на самовольную постройку не свидетельствует о невозможности оспаривания заинтересованным лицом в последующем права собственности на это имущество по иным основаниям.Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Согласно выводам заключения юл5 по результатам обследования несущих и ограждающих конструкций индивидуального жилого дома по <адрес>, на основании проведенного визуального осмотра, изучения технического паспорта, выданного юл4 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, анализа действующих строительных норм и правил можно сделано следующее заключение: несущие и ограждающие конструкции здания находятся в работоспособном состоянии **(согласно п. 3 СП 13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений» работоспособное состояние-категория технического состояния, при которой некоторые из численно оцениваемых контролируемых параметров не отвечает требованиям проекта, норм и стандартов, но имеющиеся нарушения требований…в данных конкретных условиях эксплуатации не приводят к нарушению работоспособности, и несущая способность конструкций, с учетом влияния имеющихся дефектов и повреждений, обеспечивается), имеют достаточную прочность и устойчивость; недопустимых дефектов и деформации, которые могут привести к нарушению нормальной эксплуатации конструкций не обнаружено. Несущие и ограждающие конструкции одноэтажного здания по <адрес> находятся в работоспособном состоянии, не создают угрозы жизни и здоровью граждан. Планировочное решение части здания соответствует требованиям СНиП 31-02-2001 «дома жилые одноквартирные», не нарушает права и законные интересы граждан. Здание пригодно для дальнейшей эксплуатации в качестве индивидуального жилого дома при условии соблюдения нормативных сроков проведения текущих и капитальных ремонтов в соответствии с ВСЕ 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения» /л.д. 57-70/.
Согласно заключению юл6 согласно СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложения 1, примечания 10: «Расстояния между жилыми зданиями, а также жилыми зданиями и хозяйственными постройками (сараями, гаражами, банями» не нормируется при суммарной площади застройки, включая незастроенную площадь между ними, равной наибольшей допустимой площади застройки (этажа) одного здания той же степени огнестойкости без противопожарных стен согласно требованиям СНиП 2.08.01-89». По результатам выездной проверки установлено, что помещения жилого дома не противоречат действующим нормам, правилам и законодательным актам в области пожарной безопасности /л.д. 22-29/.
В соответствии с выводами заключения юл7 от ДД.ММ.ГГГГ, индивидуальный жилой <адрес> соответствует СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» /л.д.56/.
Согласно данным домовой книги в дом зарегистрированы и проживают длительное время истец Егоров С.И., а также Егоров Е.С., который против удовлетворения иска не возражал.
Таким образом, самовольное строение (индивидуальный жилой дом) по адресу: <адрес> соответствует строительным, противопожарным, санитарным нормам и правилам, не создает угрозу жизни и здоровью других лиц, не нарушает их прав и законных интересов.
Постановлением юл8 № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории кадастрового квартала №, площадью <данные изъяты> кв.м., необходимого для эксплуатации индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> /л.д.51-52/.
Земельный участок, площадью <данные изъяты> кв.м. сформирован, прошел процедуру межевания /л.д. 71-81/, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер № /л.д. 54-55/.
Из ответа юл8 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для решения вопроса об оформлении правоустанавливающего документа на земельный участок Егорову С.И. необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности на объект недвижимости, расположенный на данном земельном участке /л.д. 53/.
Таким образом, суд приходит к выводу, что индивидуальный жилой дом, находящийся по адресу: <адрес> расположен в границах земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., отведенном в установленном законом порядке для целей эксплуатации указанного дома.
Других лиц, заявляющих требования о вещных правах на домовладение, расположенное по адресу: <адрес>, судом не установлено.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, учитывая давность проживания истца в спорном строении, а также то обстоятельство, что ответчиками не представлено возражений относительно требований истца, суд приходит к выводу, что исковые требования о признании за истцом права собственности на самовольную постройку по адресу: <адрес>, расположенную на земельном участке, отведенным для эксплуатации возведенного истцом дома по данному адресу, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Егорова С.И. к юл1, юл2 о признании права собственности на самовольную постройку, удовлетворить.
Признать за Егоровым С.И. право собственности на индивидуальный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв. метров, жилой площадью <данные изъяты> кв. метров.
Решение суда является основанием для государственной регистрации права собственности за Егоровым С.И. на указанный индивидуальный жилой дом.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца в Новосибирский областной суд, с подачей апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.
Председательствующий по делу (подпись)
Копия верна
Судья
Секретарь
Подлинник решения суда от ДД.ММ.ГГГГ хранится в материалах гражданского дела № находящегося в Октябрьском районном суде <адрес>.
Судья