К делу №2-3103/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 июля 2015 года
Шахтинский городской суд Ростовской области в составе судьи О.А.Сухова, при секретаре М.В.Захаровой, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бондаренко Т.Н., Александровой Л.Н. к Администрации г.Шахты о права собственности на жилой дом в порядке наследования,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в Шахтинский городской суд с исковым заявлением по следующим основаниям: согласно справке МУП <адрес> «БТИ» от 02.02.2015г. домовладение, расположенное по адресу: <адрес> числится за ФИО2 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности № от 01.02.1954г.
Указанный жилой дом был построен ФИО2 для собственного проживания и проживания своей семьи.
31.03.1970г. умер отец истцов - ФИО2. Наследниками ФИО2 после его смерти являлись супруга - ФИО5 и дети, истцы по делу. На момент смерти ФИО2 вуказанном домовладении проживали ФИО5, Т.Н.Бондаренко и Л.Н.Александрова. Иных наследников нет. После смерти ФИО2 истцы обратились к нотариусу для принятия наследства, а также вступили во владение наследственным имуществом, приняли меры по его сохранению, Л.Н. Александрова осталась проживать в доме.
21.03.1995г. умерла мать истцов - ФИО5. После смерти ФИО5 истцы обратились к нотариусу для принятия наследства, а также вступили во владение наследственным имуществом, приняли меры по его сохранению.
В получении свидетельства о праве на наследство истцам было отказано, поскольку жилой дом литер «А,А1,а», общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 25,4 кв.м. по адресу: <адрес>, не введен в эксплуатацию.
Истцам Администрацией г.Шахты также было отказано в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома и предложено обратиться в суд для признания права собственности на жилой дом.
В соответствии с заключением №185 Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития Администрации г.Шахты от 13.03.2015г., объект капитального строительства лит. «А,А1,а» общей площадью 44,1 кв.м. по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства и соответствует требованиям строительных норм и правил, санитарных правил, государственных стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
На основании изложенного, истцы просят суд установить факт строительства ФИО2, умершим ДД.ММ.ГГГГ года, жилого дома литер «А,А1,а» общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 25,4 кв.м. по адресу: <адрес> признать за ними право собственности на жилой дом литер «А,А1,а» общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 25,4 кв.м. по адресу: <адрес>, по 1/2 доле за каждой.
Представитель истцов - Ю.В. Курдубан, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., в судебное заседание явилась, просила суд признать за Т.Н. Бондаренко и Л.Н. Александровой право собственности на жилой дом литер «А,А1,а» общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 25,4 кв.м. по адресу: <адрес>, по 1/2 доле за каждой; остальные исковые требования не поддержала.
Представитель Администрации г.Шахты в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется его подпись.
Выслушав представителя истцов, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, суд полагает исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право наследования, предусмотренное статьей 35 (часть 4) Конституции Российской Федерации и более подробно урегулированное гражданским законодательством, обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежавшего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из статьи 35 (часть 2) Конституции Российской Федерации, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
В соответствии с требованиями ст. 218 ГК РФ основаниями приобретения права собственности является переход права собственности в случае смерти гражданина на принадлежащее ему имущество по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно справке МУП г.Шахты «БТИ» от 02.02.2015г. домовладение, расположенное по адресу: <адрес> числится за ФИО2 на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от 01.02.1954г., удостоверенного ШГНК.
Согласно уведомлениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 16.06.2015 г. информация на объект недвижимого имущества: жилой дом и на земельный участок по <адрес> не может быть предоставлена, поскольку в ЕГРП записи о регистрации прав, ограничений (обременений) на эти объекты отсутствуют.
Установлено, что 31.03.1970г. умер отец истцов - ФИО2 (свидетельство о смерти II-АН № от 31.03.1970г.).
В соответствии со ст.1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (статья 20).
Как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих по <адрес>, ФИО2 на момент смерти - 31.03.1970г. проживал и был зарегистрирован в указанном домовладении.
В силу ст.532 ГК РСФСР, действовавшей на момент смерти ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 при наследовании по закону наследниками в равных долях являлись: в первую очередь - дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти.
Указанная норма содержится также и в действующей на настоящий момент ст.1142 ГК РФ, согласно которой наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя. Внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО2 являлась супруга умершего - ФИО5, а также дочери - Т.Н. Бондаренко и Л.Н.Александрова.
Как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих по <адрес>, ФИО5, а также Т.Н. Бондаренко и Л.Н. Александрова на момент смерти 31.03.1970г. ФИО2 проживали и были зарегистрированы в указанном домовладении.
Согласно п.1 ст.1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В силу п.1 ст.1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять.
При этом в соответствии со ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
В соответствии со ст. 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В соответствии со ст. 6 ФЗ РФ от 26 ноября 2001 г. №147-ФЗ «О введении в действие части третьей ГК РФ» применительно к наследству, открывшемуся до введения в действие части третьей Кодекса, круг наследников по закону определяется в соответствии с правилами части третьей Кодекса, если срок принятия наследства не истек на день введения в действие части третьей Кодекса либо если указанный срок истек, но на день введения в действие части третьей Кодекса наследство не было принято никем из наследников, указанных в статьях 532 и 548 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельство о праве на наследство не было выдано Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию или наследственное имущество не перешло в их собственность по иным установленным законом основаниям.
Из сообщения нотариуса Шахтинского нотариального круга Ростовской области О.Н.Таран от 16.06.2015г. следует, что после смерти ФИО2, умершего ДД.ММ.ГГГГ г., проживавшего на день смерти по адресу: <адрес>, заведено наследственное дело №. С заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратились дочери Т.Н.Бондаренко и Л.Н. Александрова. Никаких других заявлений о принятии наследства от других наследников в наследственном деле нет. На день смерти ФИО2 с ним по одному адресу была зарегистрирована ФИО5. Завещание от имени ФИО2 не удостоверялось.
Установлено, что 21.03.1995г. умерла мать истцов ФИО5 (свидетельство о смерти I-АН № от 22.03.1995г.).
Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО5 являются дочери - Т.Н. Бондаренко и Л.Н. Александрова.
Как следует из домовой книги для прописки граждан, проживающих по <адрес>, Л.Н. Александрова на момент смерти 21.03.1995г. ФИО5 проживала и была зарегистрированы в указанном домовладении.
Из сообщения нотариуса Шахтинского нотариального круга Ростовской области О.Н. Таран от 16.06.2015г. следует, что после смерти ФИО5, умершей 21.03.1995г., проживавшей на день смерти по адресу: <адрес> заведено наследственное дело №№. С заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону обратились дочери Т.Н. Бондаренко и Л.Н. Александрова. Никаких других заявлений о принятии наследства от других наследников в наследственном деле нет. Завещание от имени ФИО5 не удостоверялось.
Согласно п.9 ст.264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение или прекращение личных или имущественных прав граждан или организаций, в том числе и факт принятия наследства.
Судом установлено, что поскольку истцы Т.Н.Бондаренко и Л.Н.Александрова в соответствии со ст.1153 ГК РФ приняли наследство после смерти 31.03.1970г. их отца - ФИО2 и после смерти 21.03.1995г. их матери - ФИО5, иных наследников первой очереди по закону после смерти указанных лиц суду не представлено и судом не добыто, то суд полагает установленным факт принятия наследства Т.Н. Бондаренко и Л.Н.Александровой после смерти 31.03.1970г. их отца - ФИО2 и после смерти 21.03.1995 г. их матери - ФИО5.
В соответствии с п.1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Как следует из договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности, удостоверенного и зарегистрированного Шахтинской государственной нотариальной конторой за № от 01.02.1954г., ФИО2 был предоставлен земельный участок площадью 600 кв.м. по <адрес>.
Жилой дом литер «А,А1,а» общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 25,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, был построен ФИО2.
В соответствии с заключением №185 Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития Администрации г.Шахты от 13.03.2015г., объект капитального строительства лит. «А,А1,а» общей площадью 44,1 кв.м. по адресу: <адрес>, является объектом незавершенного строительства и соответствует требованиям строительных норм и правил, санитарных правил, государственных стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства.
Отказом Администрации г.Шахты в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию индивидуального жилого дома от 25.04.2013г. №377, истцу рекомендовано обратиться в суд для признания права собственности на объект незавершенного строительства по <адрес>.
В связи с тем, что ФИО2 на выделенном ему в установленном порядке земельном участке был при жизни возведен объект капитального строительства литер «А,А1,а» общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 25,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> который в соответствии с заключением №185 Департамента архитектуры, градостроительства и перспективного развития Администрации г.Шахты от 13.03.2015г.соответствует требованиям строительных норм и правил,а также в связи с тем, что установлен факт принятия наследства Т.Н. Бондаренко и Л.Н.Александровой после смерти 31.03.1970г. их отца - ФИО2 и после смерти 21.03.1995 г. их матери - ФИО5, то суд полагает признать за истцами право собственности на жилой дом литер «А,А1,а», общей площадью 44,1 кв.м., жилой площадью 25,4 кв.м., расположенный по адресу: <адрес> по 1/2 доле за каждым.
Оценивая полученные судом доказательства, суд полагает, что в совокупности они достоверны, соответствуют признакам относимости и допустимости доказательств, установленным ст.ст. 59,60 ГПК РФ, и, вследствие изложенного, содержат доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения настоящего дела, а также устанавливает обстоятельства, которые могут быть подтверждены только данными средствами доказывания. Помимо изложенного, все собранные по настоящему делу доказательства обеспечивают достаточность и взаимную связь в их совокупности.
Руководствуясь ст. ст. 194,198, 264 ГПК РФ, ст. ст. 218, 1154 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░.,21.<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░,░1,░» ░░░░░ ░░░░░░░░ 44,1 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 25,4 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░.░.,16<░░░░░░ ░░░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ 1/2 ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ «░,░1,░», ░░░░░ ░░░░░░░░ 44,1 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░ 25,4 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░ ░ 15.07.2015░.
░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░░░: ░.░.░░░░░
░░░░░░░░░: ░.░.░░░░░░░░