Судебный акт #2 (Решение) по делу № 2-1497/2021 ~ М-91/2021 от 13.01.2021

Производство № 2-1497/2021

УИД 28RS0004-01-2021-000270-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 февраля 2021 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.

При секретаре Коваленко Е.Г.,

С участием истца Сусло С.Н., представителя истца Белоусова В.В., представителя ответчика Ковалевой А.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сусло Светланы Николаевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Сусло С.Н. обратилась в Благовещенский городской суд Амурской области с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что 09 октября 2020 года истцом было получено решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 05.10.2020 года, которым решение о назначении пенсии от 29.11.2019 года было отменено, в связи с пересмотром права истца на установление пенсии по государственному пенсионному обеспечению, которым в назначении пенсии отказано по причине того, что законодательством Российской Федерации не предусмотрена возможность предоставления права на льготное пенсионное обеспечение гражданам, проживавшим (работавшим) в прошлое время в Украине на территории, соответствующей по уровню загрязнения зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, на основании документов, выданных органами Украины, а международного договора в области специального законодательства, регулирующего вопросы социальной поддержки граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, заключенного Российской Федерацией с другими государствами, нет. С указанным решением истец не согласна, считает решение УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 05.10.2020 года незаконным, поскольку гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территории Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные законом РФ «О социальной защите граждан, подвергавшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Сусло С.Н. является гражданской Российской Федерации, в связи с чем имеет право на назначение пенсии со снижением общего пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

На основании изложенного, истец Сусло С.Н. просила суд признать незаконным решение УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 05.10.2020 года № 273650/19 об отказе в установлении (выплате) пенсии; обязать УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) производить выплату пенсии по старости на основании решения о назначении пенсии по старости от 29.11.2019 года № 273650/19, начиная с 01.10.2020 года; взыскать с УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

В судебном заседании истец, представитель истца на требованиях искового заявления настаивали, подробно указали на обстоятельства, изложенные в иске, дополнительно указали, что ранее, до того, как истец переехала на постоянное место жительство в Российскую Федерацию, она проживала в пос. Замглай на Украине, который относится к 4 зоне загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АС. В соответствии с Законом «О социальной защите граждан, подвергавшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» территория пос. Замглай относится к зоне проживания с опасным социально-экономическим статусом, в связи с чем решение от 05.10.2020 года № 273650/19 незаконное. На основании изложенного, истец, представитель истца просили требования искового заявления Сусло С.Н. удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика исковые требования Сусло С.Н. не признала, в обоснование своей позиции указала, что спорные правоотношения регулируются Федеральным законом № 166-ФЗ и Законом № 1244-1. При определении права истца на получение льгот в рамках рассматриваемых правоотношений имеет значение 3 фактора: возраст ухода на пенсию, зона проживания и территория государства, на которой находится эта зона. Зоны проживания, которые позволяют лицу получить пенсионное обеспечение со снижением возраста, определены Законом № 1244-1. Статьей 7 указанного Закона определено, что максимальная зона – это зона отчуждения, зона отселения, зона, имеющая право на отселение и зона проживания с льготным социально-экономическим статусом. По Украинскому законодательству такой зоны нет. Между Россией и Украиной в этой сфере не заключено международных соглашений по применению законодательства. Граждане, работавшие и проживающие в первых трех зонах, имеют удостоверение особо образца, которое действует везде, в том числе на территории Российской Федерации, при въезде в Российскую Федерацию на постоянное место жительство такое удостоверение меняется на российское и лицо вправе рассчитывать на пенсию по льготным основаниям. При этом, лица, проживавшие в 4-ой зоне, должны доказать факт проживания в ней с момента катастрофы и до момента ликвидации последствий катастрофы. Сусло С.Н. родилась в 1967 году, в связи с чем имеет право на уменьшение пенсионного возраста на 1 год и назначение пенсии в 54 года. Представитель ответчика просила в иске Сусло С.Н. отказать в полном объеме.

Выслушав объяснения истца, представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, в котором охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7, часть 2), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В силу ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Данный возраст, считающийся общеустановленным пенсионным возрастом, может быть снижен при наличии какой-либо льготы на назначение досрочной пенсии.

В силу ст. 10 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, установленного ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения в порядке, предусмотренном Законом РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС".

Как следует из материалов дела, решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 29.11.2019 года № 273650/19 Сусло С.Н. с 21.09.2019 года являлась получателем страховой пенсии по старости по государственному пенсионного обеспечению в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Закона № 166-ФЗ.

18 сентября 2020 года решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 170 обнаружены ошибки, допущенные при вынесении решения об установлении (выплате) пенсии, и установлено, что граждане, переселившиеся с территории зоны усиленного радиологического контроля Украины на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, не относятся к категории граждан, постоянно проживающих на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона № 1244-1, поскольку проживали на загрязненной территории другого государства в прошлое время, в связи с чем Сусло С.Н. право на установление пенсии не имеет.

Решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) о прекращении выплаты пенсии от 22.09.2020 года № 258656/20 Сусло С.Н. выплата пенсии с 01.10.2020 года прекращена.

Решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 05.10.2020 года № 273650/19 Сусло С.Н. отказано в установлении (выплате) пенсии по указанным выше основаниям.

Не согласившись с указанным решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), Сусло С.Н. инициирован настоящий иск.

Рассматривая обоснованность заявленных истцом требований, суд приходит к следующим выводам.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

В соответствии с абз. 2 указанной выше ст. 28.1 гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 ФЗ от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном ст. ст. 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в ч. 1.1 ст. 8 ФЗ "О страховых пенсиях", пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к ФЗ "О страховых пенсиях". Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с ФЗ "О страховых пенсиях" при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений ст. 35 ФЗ "О страховых пенсиях", или ФЗ от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.

Частью первой ст. 13 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение (п. 7) и граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (п. 8).

При этом условия назначения пенсии по старости указанным гражданам зависят от статуса лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, продолжительности проживания в прошлое и настоящее время на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится пропорционально периоду постоянного проживания или работы на территории соответствующей зоны радиоактивного загрязнения.

Законодатель наделяет указанные категории граждан различным льготным статусом, что связано с различиями в масштабах радиационного влияния на организм человека (уровень радиационного загрязнения соответствующей территории и длительность постоянного проживания (работы) на ней).

Так, согласно ст. 34 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет (ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1).

Как указано в примечании к ст. 35 Закона РФ от 15 мая 1991 года N 1244-1, первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Факт проживания истца Сусло С.Н. в период с 26.04.1986 года по 29.08.2006 года в пгт. Замглай, в зоне с льготным социально-экономическим статусом, подтверждается справкой исполнительного комитета Замглайского поселкового совета Репкинского района Черниговской области от 18.09.2019 года № 799, дипломом о получении высшего образования серии ***.1989 года, свидетельством о заключении брака серии *** от 20.08.1988 года, справками от 15.09.2016 года № 226, № 227 об обучении Сусло С.Н.

Согласно Постановлению Кабинета Министров Украины N 106 от 23.07.1991 года (дополнение N 1) пгт. Замглай Черниговской области Украины относится к зоне усиленного радиоэкологического контроля (IV категория).

Статьей 49 Закона РФ N 1244-1 от 15 мая 1991 года установлена гарантия мер социальной поддержки, предусмотренных данным Законом, гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания.

Согласно ст. 11 указанного Закона зона проживания с льготным социально-экономическим статусом - часть территории Российской Федерации за пределами зоны отчуждения, зоны отселения и зоны проживания с правом на отселение с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. В указанной зоне среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения населения не должна превышать 1 мЗв (0,1 бэр).

Согласно п. 4 статьи 2 Закона Украины "О статусе и социальной защите граждан, пострадавших в результате Чернобыльской катастрофы" зона усиленного радиоэкологического контроля (IV категория) - эта территория с плотностью загрязнения почвы сверх доаварийного уровня изотопами цезия от 1,0 до 5,0 Кюри/кв. км, или стронция от 0,02 до 0,15 Кюри / кв. км, или плутония от 0,005 до 0,01 Кюри/кв. км при условии, что расчетная эффективная эквивалентная доза облучения человека с учетом коэффициентов миграции радионуклидов в растения и других факторов превышает 0,5 миллизиверт (0,05 бэр) за год сверх дозы, которую он получал в доаварийный период.

В силу п. 100 утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Таким образом, приведенные критерии зонирования территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению, позволяют соотнести зону усиленного радиоэкологического контроля (категория 4) по законодательству Украины с зоной проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что зона радиоактивного загрязнения на территории Украины, с которой выехала истец в 2006 году, по своим характеристикам идентична зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом в Российской Федерации. В законодательстве Украины применены критерии зонирования, аналогичные показателям зон радиоактивного загрязнения, установленные ст. 6 - 11 Закона РФ N 1244-1 от 15.05.1991 года, что позволяет сопоставлять зоны на территории Украины и Российской Федерации на основании положений вышеуказанного Закона и перечней населенных пунктов, расположенных в зонах радиоактивного загрязнения и отнести зону усиленного радиоэкологического контроля (IV категория) по законодательству Украины к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом по законодательству Российской Федерации.

Кроме того, судом также учитывает, что в соответствии с письмом Госкомчернобыля РФ от 27.04.1993 года № ВД-10-2079 «О порядке подтверждения пребывания в зоне с льготным социально-экономическим статусом», зарегистрированным в Минюсте РФ 19.05.1993 года № 253, у граждан, выезжающих из зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом (в контексте Закона Российской Федерации от 18.06.92 г. N 3061-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), удостоверение проживающего(ей) на загрязненной радиацией территории изымается. Взамен его местными органами власти выдается справка установленного образца о проживании (работе) в данной зоне (для решения вопросов пенсионного обеспечения).

Доводы стороны ответчика о том, что право на снижение пенсионного возраста с учетом дополнительного его уменьшения имеют граждане, если на момент обращения за пенсией они постоянно проживают в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, основаны на неверном толковании норм материального права.

То обстоятельство, что истец переехала на иное местожительство не может служить основанием для отказа в предоставления ей мер социальной поддержки, предусмотренных Законом N 1244-1.

В соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, действующих законов Российской Федерации граждане бывшего СССР, законно проживающие на территории Российской Федерации, наделяются равным с гражданами Российской Федерации правовым статусом, в том числе и по объему гарантий, предоставляемых гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС или принимавшим участие в ликвидации последствий данной аварии.

В определение от 11.07.2006 года N 403-О Конституционный Суд Российской Федерации указывал, что не только признание, но и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие чернобыльской катастрофы, на возмещение вреда составляют конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

При таких обстоятельствах, учитывая, что Сусло С.Н. является гражданином Российской Федерации, то в силу ст.ст. 49, 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 имеет право на назначение пенсии по старости со снижением общего пенсионного возраста в связи с проживанием на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом.

Кроме того, как законодательством Российской Федерации, так и законодательством Украины часть территории с плотностью радиоактивного загрязнения почвы цезием-137 от 1 до 5 Ки/кв. км. отнесена к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, чему в соответствии с п. 100 Перечня, утвержденного Приказом Минтруда России от 28 ноября 2014 года N 958н, истцом представлены подтверждающие документы.

В этой связи, у ответчика отсутствовали основания для прекращения Сусло С.Н. выплаты пенсии, ранее назначенной на основании решения УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 29.11.2019 года № 273650/19, в соответствии с решением от 05.10.2020 года № 273650/19 с 01.10.2020 года.

Таким образом, когда установлено, что у УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) оснований для прекращения Сусло С.Н. осуществления пенсионного обеспечения в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» не имелось, решение УПРФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 05.10.2020 года № 273650/19 об отказе НС в установлении (выплате) пенсии является незаконным, требования истца в данной части подлежат удовлетворению.

При этом восстановление прав Сусло С.Н. подлежит посредством возложения на УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) обязанности производить выплату пенсии на основании решения о назначении пенсии по старости от 29.11.2019 года № 273650/2019, начиная с момента прекращения выплаты, то есть с 01 октября 2020 года.

Как следует из положений ст. ст. 88, 94 ГПК РФ, в состав судебных расходов включается государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.

В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная истцом при подаче иска.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сусло Светланы Николаевны удовлетворить.

Признать незаконным решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 05.10.2020 года № 273650/19 об отказе Сусло Светлане Николаевне в установлении (выплате) пенсии.

Обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) производить выплату пенсии Сусло Светлане Николаевне на основании решения о назначении пенсии по старости от 29.11.2019 года № 273650/2019, начиная с 01.10.2020 года.

Взыскать с УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) в пользу Сусло Светланы Николаевны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Е.А. Фирсова

Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2021 года

2-1497/2021 ~ М-91/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Сусло Светлана Николаевна
Ответчики
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное)
Другие
Белоусов Владимир Викторович
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
13.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.01.2021Передача материалов судье
15.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.02.2021Судебное заседание
08.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.01.2022Дело передано в архив
Судебный акт #2 (Решение)
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее