Решение по делу № 2-97/2012 ~ М-52/2012 от 27.01.2012

РЕШЕНИЕ     

Именем Российской Федерации

21 марта 2012 года             г.Баймак

Баймакский районный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Янтилиной Л.М.,

при секретаре Хисматуллиной З.Ф.,

с участием истца Фролова А.А.,

представителя отдела МВД России по Баймакскому району и г.Баймак Исчурина И.Ю.,

представителя Министерства финансов РФ Абдрахимовой Э.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Фролова А.А. к отделу МВД России по Баймакскому району и г.Баймак (далее - ОВД по г.Баймак), Министерству финансов Российской Федерации, Министерству внутренних дел РФ о компенсации морального вреда в связи с ненадлежащими условиями содержания в изоляторе временного содержания,

УСТАНОВИЛ:

Фролов А.А. обратился в суд с иском к ОВД по г.Баймак, Министерству финансов РФ, Министерству внутренних дел России о возмещении морального вреда, мотивируя тем, что с 25.04.2009 года по 01.07.2011 года периодически находился в ИВС ОВД по г.Баймак, и неоднократно обращался к начальнику ИВС об улучшении условий содержания в камерах. Считает условия содержания в ИВС ОВД по г.Баймак не соответствующими требованиям закона, бесчеловечными и неправомерными, указывая, что камеры не проветривались, плохо освещаются, водятся мыши, комары и мошки. Туалет в углу не является частной зоной, не отгорожен от обеденного стола и жилой зоны камеры. Предметы первой необходимости и личной гигиены не выдавались, постельное белье в плохом состоянии, пища некачественная. В камере одновременно с ним находились курящие и больные туберкулезом. В период времени с 09.09.2009 по 25.09.2009 он находился в ИВС 16 суток, где у него не было возможности принять душ, постирать вещи. В связи с причинением ему нравственных и физических страданий просит взыскать 1100000 рублей в качестве компенсации морального вреда с ОВД по г.Баймак, а так же 1100000 рублей с Министерства финансов РФ.

В судебном заседании     Фролов А.А. полностью поддержал исковые требования по изложенным в нём основаниям.

В судебном заседании представитель ОВД России по г.Баймакскому району Исчурин И.Ю. исковые требования Фролова А.А. считает не обоснованными, указывая, что, согласно главе 7 п. 403 приказа МВД России от 07.03.1006 №140-дсп, строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам зданий и сооружений. Помещение ИВС ОВД построено в 1988 году и является не типовым, находится в отдельном помещении, пристроенном к зданию ОВД. Согласно ст. 9 Федерального закона РФ от 15.07.1995 года №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», изоляторы временного содержания органов внутренних дел финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации. Дополнительное финансирование и материально-техническое обеспечение изоляторов временного содержания органов внутренних дел могут производиться также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Питание в ИВС осуществляется из средств Федерального и Республиканского бюджетов, выделяемых ОВД по смете. Услуги по организации питания осуществляет ООО «ПМК» на основании заключенных договоров по норме положенности. Согласно указанию МВД по РБ №12/355 от 18.02.2010 года «О норме суточного довольствия лиц, содержащихся в специальных учреждениях ОВД в 2010 году», предельная суточная норма суточного довольствия для мужчин составляет 72, 2 рубля, для женщин - 69, 49 рублей. Согласно указанию МВД по РБ №12/1060 от 07.04.2011 года «О норме суточного довольствия лиц, содержащихся в специальных учреждениях ОВД в 2011 году» предельная суточная норма суточного довольствия для мужчин составляет 76, 45 рублей, для женщин - 73, 39 рублей. Также принимаются передачи. Камеры ИВС оборудованы системой вытяжной вентиляции. Каждая камера в ИВС имеет оконные проемы, имеющие приспособления для открывания форточек. Данные оконные проемы обеспечивают естественную вентиляцию в целях улучшения условий содержания в ИВС. Согласно журналам медицинских осмотров №358/1, №363, №648 жалоб от Фролова А.А. на плохое самочувствие и просьб об оказании ему медицинской помощи не поступало. Для санитарной обработки ИВС ежегодно с ООО «Гамма» заключаются договоры о проведении в ИВС дератизационных и дезинсекционных работ. Обработка помещений, камер, посуды, инвентаря и постельных принадлежностей проводится один раз в квартал. В 2009 году на данные работы потрачено 4 470 рулей, в 2010 году 6 900 рублей, за девять месяцев 2011 года 17 400 рублей. Кроме того, согласно п. 141 Наставления, утвержденного приказом МВД России от 07 марта 2006 года №140-дсп, проведение уборки территории, камер, мытье полов и посуды проводится соответствующими штатными работниками ИВС. При отсутствии таких работников указанные работы проводятся лицами из числа подозреваемых и обвиняемых, назначенными на сутки дежурными по камерам, под наблюдением дежурного по ИВС (помощника дежурного) и выводного. При этом каких-либо дополнительных требований в части санитарно-эпидемиологического обеспечения законодателем в отношении этих лиц не предусмотрено. В камерах возведена кирпичная кладка, отделяющая санузлы от жилой зоны. ИВС укомплектован постельными принадлежностями и полотенцами в полном объёме. Постельные принадлежности и полотенца приходят в негодность по вине лиц, содержащихся в ИВС (разрывают, поджигают, спускают в канализацию). Стирка постельного белья осуществляется в ИВС на автоматической стиральной машине. Содержащиеся в ИВС лица обеспечиваются туалетной бумагой, хозяйственным мылом, уборочным инвентарем. Моющие и гигиенические средства приобретаются ОВД регулярно на основании заключенных договоров с ИП Минаевой З.В., ИП Давыдовым Г.В. Согласно ст. 17 Федерального закона РФ от 15.07.1995 года №103 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», содержащиеся в ИВС имеют право пользоваться собственными постельными принадлежностями, полотенцами, туалетными принадлежностями, туалетной бумагой, художественной литературой и изданиями периодической печати, настольными играми, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка. Регулярно проводится санобработка содержащихся в ИВС. В ИВС имеется душевая комната. Кроме того, в камерах имеются краны с водопроводной водой, имеются в наличии тазы. Для мытья посуды в достаточном количестве имеются моющие и дезинфицирующие средства, которые приобретаются ОВД регулярно. В соответствии со ст. 1101 ГК РФ «Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред и индивидуальных особенностей потерпевшего». Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» определено, что под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания. Также отмечено, что суду необходимо выяснить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействиями) они нанесены, степень вины причинителя вреда, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим. Фроловым А.А. не представлено доказательств, подтверждающих причинение нравственных или физических страданий. Кроме того, одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя вреда. Улучшение условий содержания подозреваемых и обвиняемых, укрепление инженерно-технического стояния ИВС напрямую зависит от финансирования и выделения денежных средств на проведение данных мероприятий. Финансирование ИВС подозреваемых и обвиняемых осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел России, согласно п.4 Наставления по служебной деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в органах внутренних дел, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, утвержденного приказом МВД России от 07.03.2006 №140-дсп. Таким образом, вопрос финансирования мероприятий по улучшению условий содержания в ИВС входит в компетенцию Правительства РФ, а не самого Отдела МВД России по Баймакскому району и МВД по Республике Башкортостан. В связи с изложенным, просит отказать истцу в удовлетворении исковых требований.

Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Башкортостан Абдрахимова Э.Ф. иск не признала, указывая, что своё право на возмещение морального вреда, причиненного в результате нарушения условий содержания в ИВС ОВД по Баймакскому району и г.Баймак истец мотивирует нормой статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), вред, причинённый незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению соответственно за счёт казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования, если в предусмотренном законом порядке установлены незаконность действий (бездействия) государственных органов, вина должностных лиц этих органов, а также причинно-следственная связь между действиями (бездействием) и наступившими последствиями. Согласно статье 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. Согласно пункту 3 статьи 125 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. При этом пункт 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) устанавливает, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту. Указанной нормой БК РФ обязанность по представлению интересов Российской Федерации и казны Российской Федерации возложена на главных распорядителей бюджетных средств (Министерство внутренних дел Российской Федерации как главного распорядителя бюджетных средств по отношению к ИВ С ОВД по Баймакскому району и г. Баймак). Кроме того, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. В соответствии со статьей 36 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 № 1026-1 «О милиции» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации обеспечивают техническую эксплуатацию, в том числе отопление и освещение, предоставляемых милиции служебных помещений и их капитальный ремонт. Кроме того, финансирование и материально-техническое обеспечение милиции общественной безопасности закреплено в пункте 8 Приложения № 1 к Указу Президента Российской Федерации от 12.02.1993 № 209 «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации». В случае финансирования материально-технической базы из федерального бюджета бюджетные средства выделяются главному распорядителю бюджетных средств - Министерству внутренних дел Российской Федерации. Кроме того, обязательство по возмещению морального вреда, причинённого в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов за счёт средств соответствующей казны в рамках статьи 1069 ГК РФ возникает только при наличии одновременно следующих условий, наличие которых должно быть доказано истцом:

- претерпевание вреда;

- неправомерность действий (бездействия) причинителя вреда;

- причинная связь между неправомерным действием (бездействием) и наступившим вредом;

- вина причинителя вреда. В силу действия статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) сторона обязана доказать суду те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований. Обязательным условием возмещения вреда, причиненного гражданину государственными органами (их должностными лицами), является предварительное признание их действий (решений) или бездействия противоправными. Таким образом, истец Фролов А.А. должен представить суду доказательства того, что:

а) ему действительно был причинен моральный ущерб;

б) в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц ИВС ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак он действительно претерпел нравственные и физические страдания, и в чём конкретно они выражались;

в) истец претерпел нравственные и физические страдания именно в результате незаконных действий (бездействий) должностных лиц ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак (наличие причинно-следственной связи);

г) в действиях (бездействии) должностных лиц ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак присутствует вина.

Утверждения о том, что истец испытывал физические и нравственные страдания в связи с ненадлежащими условиями содержания в ИВС ОВД по Баймакскому району и г.Баймак и нарушением его конституционных права никакими доказательствами не подтверждаются. Объективная оценка данного утверждения может быть дана судом лишь в случае установления причинно-следственной связи между физическими и нравственными страданиями истца и действиями должностных лиц ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак, а также представлении истцом следующих документов:

- документов, подтверждающих перенесенные в результате ненадлежащих, по его мнению, условий содержания в ИВС ОВД по Баймакскому району и г.Баймак физических и нравственных страданий и морального вреда;

- документов, подтверждающих, что именно виновные действия сотрудников ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак с неизбежностью повлекли за собой моральный вред. Таким образом, оснований для возмещения истцу морального вреда не имеется, так как истцом не доказан факт причинения ему в результате нахождения в ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак физических и нравственных страданий, вреда здоровью или другим неимущественным правам. Как следует из материалов дела, истцом обжалуются неправомерные действия должностных лиц ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак имевших место по мнению истца в 2009, 2010 и по июнь 2011 годах. В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. В соответствии со ст.256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Таким образом, истцом пропущен трехмесячный срок на обжалование действия (бездействия) должностного лица органа государственной власти, предусмотренный статьей 256 ГПК РФ. Кроме того, представитель ответчика считает, что необоснованными требования истца о личном участии в судебном заседании и об освобождении его от уплаты государственной пошлины. На основании изложенного, представитель ответчика - Министерства финансов РФ - просит в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель МВД РФ, будучи надлежаще уведомлённым о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие. В представленном письменном отзыве на исковое заявление Ротовская С.А. указывает, что МВД РФ исковые требования Фролова А.А. не признаёт в полном объём, указывая, что в исковом заявлении истец неправильно указал наименование отдела внутренних дел, что приказом МВД по РБ от 29.06.2011 г. №840 Отдел внутренних дел по Баймакскому району Республики Башкортостан был переименован в Отдел МВД России по Баймакскому району Республики Башкортостан. Отдел внутренних дел по Баймакскому району в соответствии с приказом МВД по РБ от 29.06.2001 №840 ликвидирован.

Кроме того, представитель МВД РФ не согласен с утверждениями Фролова А.А. о том, что окна камеры не открывались, либо не закрывались, камеры не проветривались, вентиляция не пригодна, указывая, что все камеры в ИВС отдела МВД России по Баймакскому району оборудованы системой вытяжной вентиляции, что каждая камера ИВС имеет оконные проёмы, которые имеют приспособления открывания форточек. Данные оконные проёмы обеспечивают естественную вентиляцию в целях улучшения условий содержания в ИВС. В соответствии со ст.33 Федерального закона РФ от 15.07.1995 г №103 -ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» курящие по возможности помещаются отдельно от некурящих. Кроме того, согласно журналам медицинских осмотров №358/1, №363, №648 жалоб от Фролова на плохое самочувствие и просьб об оказании ему медицинской помощи не поступало. Для санитарной обработки ИВС ежегодно с _______ заключаются договоры о проведении в ИВС дератизационных и дезинсекционных работ. Обработка помещений, камер, посуды, инвентаря и постельных принадлежностей проводится один раз в квартал.

Ответчик утверждение Фролова, что туалет в углу камеры не является частной зоной, не было никаких перегородок, так же считает необоснованным, указывая, что в соответствии с п.45 Правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, утверждённых Приказом МВД РФ от 22.11.2005 г. №950, камеры ИВС оборудуются санитарным узлом с соблюдением необходимых требований приватности. В камерах ИВС Отдела МВД России по Баймакскому району возведена кирпичная кладка, отделяющая санузлы от жилой зоны.

Из письменного возражения так же следует, что лица, содержащиеся в ИВС, обеспечиваются туалетной бумагой, хозяйственным мылом, уборочным инвентарём. Моющие и гигиенические средства приобретаются ОВД регулярно на основании заключённых договоров с ИП _______ ИП _______ ИВС укомплектован постельными принадлежностями и полотенцами в полном объёме. Стирка постельного белья осуществляется в ИВС на автоматической стиральной машине.

В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 г. №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием, достаточным для поддержания здоровья и сил. Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся в ИВС МВД России по Баймакскому району, обеспечиваются ежедневным бесплатным трёхразовым горячим питанием по нормам, установленным Правительством РФ. Готовые блюда доставляются из _______ в соответствии с договором, заключённым между отделом МВД России по Баймакскому району с _______ на оказание услуг общественного питания, регулярно проводится санобработка лиц, содержащихся в ИВС, имеется душевая кабина. В камерах имеются краны с водопроводной водой, в наличии имеется тазы.

Представитель ответчика указывает, что в соответствии со ст.1069 ГК РФ, вред, причинённый гражданину или юридическому лицу, в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в резултате издания не соответствующего закону илди иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. Ответчик указывает, что данная статья является специальной, то есть в ней предусмотрены особенности, которые отличают её от общих правил деликтной ответственности. Эти особенности выражаются:

а) во властно-административном, то есть юридически обязательном, одностороннем характере действий государственных органов местного самоуправления, а так же их должностных лиц,

б) в причинении вреда в этой сфере противоправными действиями указанных субъектов. Причём противоправными эти действия являются при их совершении без полномочий либо с превышением полномочий или при злоупотреблении ими. Действия органов власти и должностных лиц имеют форму административных актов и должны осуществляться в пределах соответственно их компетенции или должностных полномочий. Действия органов власти и должностных лиц имеют форму административных актов и должны осуществляться в пределах соответственно их компетенции или их должностных полномочий. Действия, выходящие за указанные пределы, признаются незаконными. Под незаконным действием понимается так же и бездействие, то есть неосуществление (или отказ от осуществления) органом государственной власти или местного самоуправления, а так же их должностными лицами своих обязанностей. Ответственность по ст.1069 ГК РФ наступает на общих основаниях, но при наличии означенных в ней специальных условий. Кроме того, согласно пункту «з» Постановления Пленума ВС РФ от 20 декабря 1994 г №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя. Исключения составляют случаи, прямо предусмотренные законом (ст.1100 ГК РФ). Основания, указанные в исковом заявлении не подпадают под действие ст.1100 ГК РФ.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и своих возражений. Однако, Фролов А.А. не предоставил никаких доказательств в обоснование своих исковых требований.

Представитель МВД РФ указывает, что МВД РФ и Отдел МВД России по Баймакскому району являются ненадлежащими ответчиками по данному гражданскому делу, что вред возмещается за счёт казны Российской Федерации и надлежащим ответчиком по данному делу является Министерство финансов РФ, а так же просит отказать в удовлетворении исковых требований Фролова А.А.

Суд, выслушав объяснения сторон, изучив представленные сторонами материалы, находит исковые требования Фролова А.А. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1064 ГК РФ, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.

Вред, причиненный правомерными действиями, подлежит возмещению в случаях, предусмотренных законом.

В соответствии со ст. 151 ГК РФ, гражданин может обратиться в суд за взысканием денежной компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий).

Факт периодического пребывания Фролова А.А. с 25.04.2009 по 01.07.2011 в ИВС ОВД по г.Баймак подтверждается журналами медосмотров за 2009-2011 г.г., и не оспаривается ответчиками.

Доводы Фролова А.А. об отсутствии надлежащих бытовых условий в камерах ИВС суд находит обоснованными по следующим основаниям.

В силу ст.23 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемым и обвиняемым создаются бытовые условия, отвечающие требованиям гигиены, санитарии и пожарной безопасности.

Судом установлено, что из докладной записки от 23.10.2010 на имя начальника УООП МВД по РБ _______ следует, что ИВС ОВД по г.Баймак нуждается в бритвенных принадлежностях, посуде, полках, вешалках, тазах, радиодинамиках, водонагревателе, термосах для пищи и других предметах материально-бытового обеспечения подозреваемых и обвиняемых.

Согласно письму на имя главы администрации Баймакского района от 07.10.2010, в ИВС ОВД по г.Баймак вместо положенных 36 матрацев, подушек и одеял, имеется только 26 матрацев, 20 подушек, 22 одеяла. Также вместо положенных 72 простыней имеется в наличии только 10 простыней.

Согласно докладной записке от 12.06.2010 на имя начальника УООП МВД по РБ Данилова П.В., ИВС ОВД по г.Баймак необходимой для спецконтингента мебелью не укомплектован, в соответствии с п.45 Приказа МВД России №950-дсп, необходимо доукомплектовать его кроватями в количестве 20 штук, столами в количестве 10 штук, скамейками в количестве 10 штук, вешалками в количестве 5 штук, полками в количестве 5 штук, шкафами (тумбочками) в количестве 20 штук.

Договор №31/10 на дератизацию и дезинсекцию ИВС заключен лишь 11.01.2011.

Совокупность данных доказательств свидетельствует, что условия содержания в камерах ИВС, в том числе в камерах, в которых содержался Фролов А.А. в указанные им периоды, не в полной мере соответствуют требованиям ст.23 Федерального закона РФ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Тот факт, что истец содержался в ИВС ОВД по г.Баймак в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным для того, чтобы причинить страдания или переживания в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий ограничению свободы

При этом отсутствие достаточного количества ресурсов для достойного содержания заключенных не может являться оправданием нарушения их прав.

ИВС ОВД по г.Баймак входит в структуру органов внутренних дел, возглавляемую Министерством внутренних дел РФ, являющимся распорядителем бюджетных средств, выделяемых на осуществление деятельности МВД России.

В соответствии со ст.9 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями милиции общественной безопасности (местной милиции) и финансируются за счет средств федерального бюджета.

В соответствии со ст.1069 ГК РФ вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования.

Согласно ст.38 Бюджетного кодекса РФ бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства. Таким образом, органы внутренних дел могут использовать для реконструкции ИВС только те денежные средства, которые поступают из федерального бюджета конкретно на эти цели. Распорядителем средств ОВД является МВД России. Денежные средства из федерального бюджета для ОВД поступают в Управление федерального казначейства по Республике Башкортостан, а МВД РБ распределяет поступившие денежные средства по органам внутренних дел Республики, исходя из утвержденных смет и поступивших денежных средств согласно лимитам.

Исходя из изложенного, следует, что отсутствие в камерах ИВС ОВД по г.Баймак надлежащих условий стало возможным в виду ненадлежащего финансирования деятельности ИВС на его реконструкции со стороны МВД РФ.

Принимая во внимание, что виновным в ненадлежащих условиях содержания Фролова А.А. в ИВС ОВД по г.Баймак является МВД РФ, вред, нанесенный Фролову А.А., подлежит взысканию с казны РФ, от имени которой согласно ст. 1071 ГК РФ выступает Министерство финансов РФ.

Согласно требованиям ст.1101 ГК РФ, размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Судом установлено, что площадь камер ИВС ОВД не соответствует требованиям Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Форточки закрываются не во всех камерах. В ходе проведённого судом совместно с представителем территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городах Сибай, Баймак и в Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Хайбуллинском районах Кашкаровым Ш.С. осмотра Баймакского ИВС установлено, что имеется аптечка с установленным перечнем лекарственных средств, имеется помещение для раздачи пищи, где проводится и мытьё использованной посуды, моющие и дезинфицирующие средства имеются в наличии, проводятся дополнительные осмотры поступивших в ИВС лиц, что подтверждается журналами, постельные принадлежности имеются. При осмотре установлено, что площадь камер не соответствует требованиям, приточно-вытяжная вентиляция не действует. Стены камер побелены, запах курева отсутствует, санузел огорожен кирпичной перегородкой, имеется кран с водопроводной водой. Была осмотрена душевая комната. Душ исправен, имеется горячая и холодная вода. Баймакский ИВС оборудован автоматической стиральной машиной. Представитель территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Башкортостан в городах Сибай, Баймак и в Баймакском, Зианчуринском, Зилаирском, Хайбуллинском районах Кашкаров Ш.С. санитарное состояние камер Баймакского ИВС признал удовлетворительным.

Доводы истца о ненадлежащей организации питания в Баймакском ИВС суд находит несостоятельными. В соответствии с Федеральным законом от 15.07.1995 г №103-ФЗ подозреваемые и обвиняемые обеспечиваются бесплатным питанием. Согласно заключенному с ООО «ПМК» в Баймакский ИВС доставляется пища, организовано трёхразовое питание в соответсвии с установленными нормами. Доказательств ненадлежащего питания не представлено.

Доводы истца о неисправности и невозможности принятия душа необоснованны. В ходе осмотра душ находился в рабочем состоянии.

Доводы об ухудшении здоровья истца так же не нашли подтверждение.

При этом установлено, что он в феврале 2010 года содержался с лицом, больным туберкулёзом, что нашло подтверждение в журналах учёта содержащихся в ИВС ОВД по Баймакскому району и г. Баймак, и, что не отрицает представитель отдела ОВД России по Баймакскому району РБ. Из его объяснений следует, что форма заболевания была не открытой и позволяла одновременное пребывание с другими лицами.

Суд находит, что ОВД МВД России по Баймакскому району РБ принимаются меры по обеспечению надлежащего содержания подозреваемых и обвиняемых в условиях ИВС в соответствии с требованиями Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Суд находит, что доводы истца о его ненадлежащем бытовом содержании в ИВС ОВД России по Баймакскому району РБ обоснованны.

С учётом изложенных выше обстоятельств суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.

Учитывая все обстоятельства, суд, исходя из принципа разумности и справедливости, определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего возмещению, в сумме 2200 рублей.

Остальные доводы истца, суд считает необоснованными, не подтвержденными доказательствами.

Руководствуясь ст. 194-197 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление Фролова А.А. удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Фролова А.А. в возмещение морального вреда 2200 (две тысячи двести) рублей. В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, а Фроловым А.А., содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии решения.

Судья: Янтилина Л.М.

2-97/2012 ~ М-52/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Фролов А.А.
Ответчики
Отдел МВД России по Баймакскому району
Суд
Баймакский районный суд Республики Башкортостан
Судья
Янтилина Л.М.
Дело на странице суда
baimaksky--bkr.sudrf.ru
27.01.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.01.2012Передача материалов судье
27.01.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.01.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2012Судебное заседание
21.03.2012Судебное заседание
23.03.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее