Дело № 2 - 3937/14 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2014 года
Ленинский районный суд г.Перми в составе:
председательствующего судьи Курнаевой Е.Г.,
при секретаре Озерных Е.В.,
с участием прокуроров ФИО4, ФИО5,
заявителя ФИО1,
представителя Пермской городской Думы ФИО6, действующего на основании доверенности,
представителей Избирательной комиссии <Адрес> ФИО7, ФИО8, действующих на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <Адрес> гражданское дело по заявлению ФИО1, ФИО2 о признании незаконным Решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 134, о возложении обязанности признать предложенный вопрос соответствующим требованиям ст. 12 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о признании незаконным решения Избирательной комиссии <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на Избирательную комиссию <Адрес> зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?»,
установил:
ФИО2, ФИО1 обратились в суд с заявлением о признании незаконным решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 134, о возложении обязанности признать предложенный вопрос соответствующим требованиям статьи 12 ФЗ РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о признании незаконным решения Избирательной комиссии <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., возложении обязанности зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» (л.д. 5-7).
В обоснование заявленных требований ФИО2, ФИО1 указали, что ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию <Адрес> инициативной группой по проведению местного референдума в городе Перми направлено ходатайство о регистрации группы. Для вынесения на местный референдум инициативной группой предложен вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?». Избирательной комиссией <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение № об отказе в регистрации инициативной группы по проведению местного референдума, так как решением Пермской городской Думы № от ДД.ММ.ГГГГ «О вопросе, предлагаемом к вынесению на местный референдум», предложенный вопрос признан несоответствующим требованиям ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Указанные решения заявители считают незаконными, так как предложенный ими вопрос относится к вопросам местного значения, и соответствует требованиям законодательства. Перечень вопросов местного значения, установленный ч. 1 ст. 132 Конституции РФ, носит открытый характер, и не может быть ограничен федеральным законом. Согласно ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. То есть Конституцией РФ вопрос определения органов местного самоуправления отнесен к вопросам местного значения. Статья 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ предусматривает возможность определения структуры местного самоуправления путем проведения местного референдума. Предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум вопрос не ограничивает и не отменяет общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод, соответствует законодательству Российской Федерации, положениям ст.ст. 36, 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; вопрос исключает возможность его множественного толкования. Вопрос, предложенный инициативной группой для вынесения на местный референдум, не подпадает под перечень ограничений, установленных п. 8 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 5 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ПК «О местном референдуме в <Адрес>». В результате принятия оспариваемых решений нарушены права заявителей, установленные ст. 14 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ПК «О местном референдуме в <Адрес>».
В судебном заседании ФИО1 просил заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
Заявитель ФИО2 о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, в судебное заседание не явились, просила рассмотреть дело в ее отсутствие (телефонограмма).
Из письменного отзыва и пояснений представителя Пермской городской Думы следует, что в удовлетворении заявления следует отказать по следующим основаниям. Оспариваемое заявителями решение от ДД.ММ.ГГГГ № принято ею в пределах установленного срока, в полномочном составе. Предложенный к вынесению на местный референдум вопрос не соответствует ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как решение данного вопроса относится к исключительной компетенции Пермской городской Думы, что вытекает из положений ч.ч. 1, 3 ст. 34, п. 1 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В настоящее время принят <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ПК "О порядке формирования представительных органов муниципальных образований <Адрес> и порядке избрания глав муниципальных образований <Адрес>", в статье 3 которого прямо закреплено, что Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Таким образом, вопрос, предложенный инициативной группой к вынесению на местный референдум лишает представительный орган муниципального образования его исключительных полномочий и означает нарушение законодательства Российской Федерации и законодательства <Адрес>. Кроме того, указанный вопрос не может быть вынесен на местный референдум как не относящийся к вопросам местного значения, перечень которых содержится в ч. 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и носит исчерпывающий характер. Произвольное толкование указанной нормы заявителями не соответствует правоприменению юридических конструкций, приведенных в ст. 16.1 Закона № 131-ФЗ «Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа», ч. 1 ст. 22 Закона № 131-ФЗ «В целях решения непосредственно населением вопросов местного значения проводится местный референдум» и др. В ст. 44 Закона № 131-ФЗ прямо закреплено определение структуры и порядка формирования органов местного самоуправления Уставом муниципального образования. Отдельно, в ч. 2 ст. 44 Закона № 131-ФЗ установлено, что Уставом муниципального образования регулируются иные вопросы организации местного самоуправления. Таким образом, вопрос о порядке избрания высшего должностного лица отделен от перечня вопросов местного значения, поскольку относится к вопросам организации местного самоуправления, а не к вопросу местного значения. Ссылка заявителей на ч. 5 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ несостоятельна, так как муниципальное образование <Адрес> не является вновь образованным, поэтому указанная норма в данном случае применению не подлежит (л.д. 57-60).
Избирательная комиссия <Адрес> в письменном отзыве указывает, что оспариваемое заявителями решение от ДД.ММ.ГГГГ № принято ею в установленном порядке, полностью соответствует действующему законодательству. Предложенный инициативной группой к вынесению на местный референдум вопрос не соответствует ч.ч. 3, 7 ст. 12 Федерального закона № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как не относится к вопросам местного значения. Кроме того, в судебном заседании представители поддержали правовую позицию, изложенную в отзыве пермской городской Думы. Дополнительно указали, что на день рассмотрения дела в суде рассмотрение предложенного вопроса на местном референдуме противоречит законодательству субъекта Российской Федерации в связи с принятием <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ПК "О порядке формирования представительных органов муниципальных образований <Адрес> и порядке избрания глав муниципальных образований <Адрес>", (л.д. 52-56).
Суд, оценив доводы участников процесса, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований следует отказать, не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ состоялось собрание инициативной группы по проведению местного референдума в городе Перми (л.д. 8-15).
ДД.ММ.ГГГГ в Избирательную комиссию <Адрес> направлено ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Перми (л.д. 16-36).
В соответствии с частями 1, 2, 5, 6 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в соответствующем референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению референдума в количестве не менее 20 человек, имеющих право на участие в референдуме, для выдвижения инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации и не менее 10 человек - для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициативная группа по проведению референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии референдума, с ходатайством о регистрации группы.
Комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям настоящего Федерального закона, конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования - о направлении их в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо в представительный орган муниципального образования, уполномоченные в соответствии с конституцией (уставом), законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования принимать решение о назначении референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на референдум субъекта Российской Федерации, местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона в порядке и сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования. При этом срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению референдума и приложенных к нему документов.
Частью 8 статьи 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ предусмотрено, что если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на референдум, отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, осуществляет регистрацию инициативной группы по проведению референдума, выдает ей регистрационное свидетельство, а также сообщает об этом в средства массовой информации. Решение о регистрации инициативной группы по проведению референдума принимается в пятнадцатидневный срок со дня признания законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительным органом муниципального образования соответствия вопроса, выносимого на референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
Если законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо представительный орган муниципального образования признает, что выносимый на референдум вопрос не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, комиссия, указанная в пункте 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению референдума в регистрации (ч. 11 ст. 36).
В силу ч.ч. 12, 13 ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ в случае отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.
Основанием отказа инициативной группе по проведению референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в порядке, установленном статьей 75 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.ч. 1 – 6 ст. <Адрес> «О местном референдуме в <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ПК каждый гражданин Российской Федерации или группа граждан, имеющие право на участие в местном референдуме, вправе образовать инициативную группу по проведению местного референдума в количестве не менее 10 человек, имеющих право на участие в местном референдуме, для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициативная группа по проведению местного референдума обращается в избирательную комиссию соответствующего уровня, которая со дня обращения инициативной группы действует в качестве комиссии местного референдума, с ходатайством о регистрации группы.
В ходатайстве инициативной группы по проведению местного референдума должен (должны) содержаться вопрос (вопросы), предлагаемый (предлагаемые) инициативной группой для вынесения на местный референдум, должны быть указаны фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, а также адрес места жительства каждого члена инициативной группы и лиц, уполномоченных действовать от ее имени на территории, где предполагается провести местный референдум. Ходатайство инициативной группы должно быть подписано всеми членами указанной группы.
К ходатайству должен быть приложен протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума, на котором было принято решение о выдвижении инициативы проведения местного референдума.
Комиссия, указанная в части 2 настоящей статьи, в течение 15 дней со дня поступления ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума обязана рассмотреть ходатайство и приложенные к нему документы и принять решение:
в случае соответствия указанных ходатайства и документов требованиям федерального законодательства, настоящего Закона, устава муниципального образования - о направлении их в представительный орган муниципального образования, уполномоченный в соответствии с настоящим Законом принимать решение о назначении местного референдума;
в противном случае - об отказе в регистрации инициативной группы.
Представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумах граждан Российской Федерации" в порядке и сроки, установленные настоящим Законом и уставом муниципального образования. Срок проверки не может превышать 20 дней со дня поступления в соответствующий орган ходатайства инициативной группы по проведению местного референдума и приложенных к нему документов.
Частями 10-12 статьи <Адрес> «О местном референдуме в <Адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ПК предусмотрено, что если представительный орган муниципального образования признает, что вопрос, выносимый на местный референдум, не отвечает требованиям статьи 12 настоящего Закона, комиссия, указанная в части 2 настоящей статьи, отказывает инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации.
В случае отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации ей выдается решение соответствующей комиссии, в котором указываются основания отказа.
Основанием отказа инициативной группе по проведению местного референдума в регистрации может быть только нарушение инициативной группой Конституции Российской Федерации, федеральных законов, <Адрес>, законов <Адрес>, устава муниципального образования. Отказ в регистрации может быть обжалован в суд в соответствии с федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч. 5 ст. <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 86-ПК «О местном референдуме в <Адрес>», п. 2 решения Избирательной комиссии <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении ходатайства о регистрации инициативной группы по проведению местного референдума в городе Перми» Избирательная комиссия <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ направила в Пермскую городскую Думу ходатайство инициативной группы по проведению местного референдума в городе Перми и приложенный к нему протокол собрания инициативной группы по проведению местного референдума в городе Перми для проверки соответствия вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (л.д. 62).
Пермской городской Думой ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «О вопросе, предлагаемом к вынесению на местный референдум», которым вопрос, предлагаемый инициативной группой для вынесения на местный референдум: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?», признан не соответствующим требованиям статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Решение опубликовано в Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 39-41).
Решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № поступило в Избирательную комиссию <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ года.
Избирательной комиссией <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ принято решение № «Об отказе инициативной группе по проведению местного референдума в городе Перми в регистрации» (л.д. 117-118).
Оснований для признания незаконными решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 134, решения Избирательной комиссии <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № суд не усматривает по следующим основаниям.
В силу прямого указания ч. 6 ст. 36 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ представительный орган муниципального образования обязан проверить соответствие вопроса, предлагаемого для вынесения на местный референдум, требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона.
Требованиям статьи 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ предложенный инициативной группой вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» не соответствует.
Согласно ч. 6 ст. 12 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ вопросы референдума субъекта Российской Федерации не должны противоречить законодательству Российской Федерации. Вопросы местного референдума не должны противоречить законодательству Российской Федерации, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации.
Вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» противоречит законодательству <Адрес>, что исключает удовлетворение заявленных требований.
Так, на день рассмотрения дела судом Законодательным <Адрес> ДД.ММ.ГГГГ принят <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 401-ПК "О порядке формирования представительных органов муниципальных образований <Адрес> и порядке избрания глав муниципальных образований <Адрес>".
Исходя из преамбулы, настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" устанавливает сроки полномочий представительных органов муниципальных образований <Адрес>, порядок формирования представительных органов муниципальных районов <Адрес> (далее - муниципальный район), сроки полномочий и порядок избрания глав муниципальных образований <Адрес>.
В соответствии со статьей <Адрес> представительный орган муниципального района формируется путем избрания на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборы депутатов представительного органа муниципального района проводятся в порядке, установленном федеральным законодательством и законом <Адрес>.
Как закреплено в статье <Адрес> Глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава.
В соответствии со статьей 6 данный документ вступил в силу через 10 дней после дня официального опубликования (ДД.ММ.ГГГГ года), за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки (опубликован в "Бюллетене законов <Адрес>, правовых актов губернатора <Адрес>, исполнительных органов государственной власти <Адрес>" - 01.12.2014).
Таким образом, на день рассмотрения дела судом порядок избрания Главы муниципального образования установлен субъектом Российской федерации путем принятия закона, поэтому вынесение заявленного вопроса на местный референдум прямо противоречит действующему законодательству <Адрес>.
Кроме того, суд приходит к выводу о противоречии вопроса: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» действующему законодательству на том основании, что на местный референдум инициативной группой фактически предложено вынести вопрос о внесении изменений в Устав <Адрес>.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают следующими полномочиями:
принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов.
Поэтому суд признает обоснованными доводы Пермской городской Думы, Избирательной комиссии <Адрес>, прокуратуры <Адрес> о том, что предложенный инициативной группой вопрос относится к исключительной компетенции Пермской городской Думы как представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 131 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132 Конституции РФ).
Частью 1 статьи 2 установлено, что вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.
Из приведенного положения Федерального закона следует, что ряд вопросов местного значения могут быть отнесены к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ глава муниципального образования входит в структуру органов местного самоуправления, порядок формирования которой, а также полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования (ч. 7 ст. 34).
Как указано выше п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ предусмотрено, что вопрос о внесении изменений в Устав <Адрес> относится к компетенции органа местного самоуправления.
Пункт 1 части 10 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ относит вопрос о внесении изменений в Устав муниципального образования к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования.
Таким образом, решение вопроса о внесении изменений в Устав <Адрес>, об избрании главы <Адрес>, и его месте в структуре органов местного самоуправления находится в исключительной компетенции Пермской городской Думы.
Заслуживающими внимание являются доводы Пермской городской Думы, Избирательной комиссии <Адрес> о том, что предложенный инициативной группой для местного референдума вопрос не относится к вопросам местного значения. Вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» не касается непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а связан с управлением муниципальным образованием.
Согласно статьям 34, 44 Федерального закона N 131-ФЗ структура органов местного самоуправления должна быть урегулирована уставом муниципального образования.
На основании части 3 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ устав муниципального образования принимается представительным органом муниципального образования. Причем следует подчеркнуть, что в соответствии с подпунктом 1 пункта 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ принятие устава муниципального образования представительным органом отнесено к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Исключительная компетенция означает невозможность рассмотрения данного вопроса никем иным, кроме представительного органа муниципального образования. Другими словами, принятие Устава, равно как и внесение в Устав изменений, непосредственно населением уже невозможно.
Вместе с тем в пункте 1 части 3 статьи 28 Федерального закона N 131-ФЗ указывается, что проект устава муниципального образования, а также проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в данный устав обязательно должны выноситься на публичные слушания. В соответствии с пунктом 4 статьи 44 Федерального закона N 131-ФЗ проект устава муниципального образования, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального образования, внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении. Таким образом, при принятии устава муниципального образования в качестве форм реализации населением права на самостоятельное определение структуры органов местного самоуправления называются публичные слушания, предложения граждан, решение представительного органа. Кроме того, население может реализовать свое право через институт правотворческой инициативы, разработав проект соответствующего муниципального правового акта (статья 26 Федерального закона N 131-ФЗ).
В силу статьи 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) на местный референдум могут быть вынесены только вопросы местного значения. Термин "вопросы местного значения" раскрывается в Федеральном законе N 131-ФЗ. Перечень таких вопросов (а именно по ним можно проводить местные референдумы) содержится в статьях 14 - 16 Федерального закона N 131-ФЗ. При этом в иных нормах названного Закона есть указание на возможность/необходимость проведения местного референдума по вопросу определения структуры органов местного самоуправления только во вновь образованных муниципальных образованиях (часть 5 статьи 34), к числу которых <Адрес> не относится.
Поскольку местный референдум может проводиться только по вопросам местного значения; статья 16 Федерального закона N 131-ФЗ, содержащая перечень вопросов местного значения городского округа, вопроса о структуре органов местного самоуправления не содержит, следовательно, определение структуры органов местного самоуправления не является вопросом местного значения; соответствующие вопросы должны решаться органами местного самоуправления при принятии устава города и не могут выноситься на референдум.
С учетом изложенного, вопрос: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» не может быть вынесен на местный референдум. Таким образом, решение Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № о признании несоответствующим требованиям статьи 12 ФЗ РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» вопроса: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» является обоснованным, оснований для признания его незаконным не имеется.
Порядок, сроки и процедура принятия оспариваемых решений Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 134, Избирательной комиссии <Адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 48/16, соблюдены, что подтверждается материалами дела (л.д. 61-119), и заявителями не оспаривается.
Согласно ч. 11 ст. 36 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае признания представительным органом муниципального образования выносимого на референдум вопроса несоответствующим требованиям статьи 12 настоящего Федерального закона, Избирательная комиссия принимает решение об отказе инициативной группе по проведению референдума в регистрации.
При таких обстоятельствах оснований для признания незаконным решения Избирательной комиссии <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ г., для возложения обязанности зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли Вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?», не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Доводы заявителей о противоречии Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ Конституции РФ несостоятельны. Согласно преамбуле Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления. Конкретных доводов о противоречии данного Федерального закона Конституции РФ заявители не приводят.
Положения ч. 1 ст. 131 Конституции РФ о том, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно, нельзя рассматривать в отрыве от иных положений основного Закона. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Таким образом, структура органов местного самоуправления определяется населением не только путем референдума, выборов, и других форм прямого волеизъявления, но и через выборные и другие органы местного самоуправления. Иное толкование означало бы незаконность принятия представительным органом муниципального образования решений по вопросам формирования структуры органов местного самоуправления.
На основании вышеизложенного, принимая во внимание положения изложенного выше законодательства, а также положения <Адрес> № 401-ПК, предусматривающие возможность реализации заявителями своих конституционных прав путем избрания на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании депутатов представительного органа, которым из своего состава избирается Глава муниципального образования, судом не установлено нарушение конституционных прав заявителей, выразившегося в ограничении их прав на участие в выборах Главы <Адрес>, поэтому в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме (ч. 4 ст. 258 ГПК РФ).
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд признает несостоятельными доводы представителя Избирательной комиссии <Адрес> о необходимости прекращения производства по делу (л.д. 56). Установленных ст. 220 ГПК РФ оснований для прекращения производства по настоящему делу не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 195-199 ГПК РФ, суд
Решил:
ФИО1, ФИО2 в удовлетворении заявления о признании незаконным Решения Пермской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № 134, о возложении обязанности признать предложенный вопрос соответствующим требованиям ст. 12 ФЗ РФ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о признании незаконным решения Избирательной комиссии <Адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ и возложении обязанности на Избирательную комиссию <Адрес> зарегистрировать инициативную группу по проведению местного референдума по вопросу: «Согласны ли вы с тем, что Глава <Адрес> должен избираться на прямых муниципальных выборах?» - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в <Адрес>вой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий (Е.<Адрес>)