Производство № 2-2434/2020
УИД 28RS0004-01-2020-001108-98
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июля 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретаре Коваленко Е.Г.,
С участием истца Остапенко А.А.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Остапенко А. А.овича к Министерству социальной защиты населения Амурской области об обязании предоставить социальную выплату на приобретение жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Остапенко А.А. обратился в Благовещенский городской суд с настоящим исковым заявлением к Министерству социальной защиты населения Амурской области, в обоснование заявленных требований указал, что он является ветераном боевых действий. Постановлением Администрации г. Белогорска Амурской области от 19.06.2013 года № 1108 Остапенко А.А. был признан нуждающимся в жилом помещении для получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий по программе «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Амурской области на 2012-2015 годы» по категории «Ветеран боевых действий» с 28.02.2013 года. В очереди на получение социальной выплаты находился более 6 лет, до настоящего времени социальную выплату не получил. Проживает в жилом доме общей площадью 27,4 кв.м., после того как он был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, у истца родился второй ребенок, в связи с чем истцу необходимо жилое помещение большей пощади.
На основании изложенного, истец Остапенко А.А. просил суд обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить ему (Остапенко А.А.) социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. Белогорска не ниже установленных социальных норм, благоустроенного применительно к данному населенному пункту, отвечающего санитарным и техническим требованиям.
Будучи извещенными о месте и времени судебного заседания в него не явились ответчик Министерство социальной защиты населения, третье лицо администрация г. Белогорска, просили о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. С учетом мнения истца, в силу ст. 167 ГПК РФ, ст. 165.1 ГК РФ суд определил рассматривать дело при данной явке.
В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, подробно указал обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что в 2013 году подал заявление на расширение жилищных условий, Остапенко А.А. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако до настоящего времени социальная выплата произведена не была. У истца на иждивении находится 2-ое несовершеннолетних детей, общая площадь жилого помещения, занимаемого истцом с семьей, составляет 27 кв.м. Очередь постоянно сдвигается, и если раньше истец состоял под номером 606, то сейчас под номером 617. Просил обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить социальную выплату на улучшение жилищных условий истцу во внеочередном порядке, а требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.
Согласно письменному отзыву на исковое заявление Министерства социальной защиты населения Амурской области, ответчик с иском Остапенко А.А. не согласен, в обоснование позиции указано, что истец в соответствии с датой постановки на учет (28.02.2013 года) включен в сводный список отдельных категорий ветеранов и членов их семей, сформированный министерством, с целью получения социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств областного бюджета. По состоянию на 25.04.2020 года номер его очереди - 484. Соответственно, социальная выплата будет предоставлена Остапенко А.А. в порядке очередности. Право гражданина на получение социальной выплаты определяется по решению комиссии министерства на основании представленных документов. По итогам заседания комиссия принимает решение о предоставлении или отказе в предоставлении социальной выплаты гражданам. Право гражданина на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством о предоставлении социальной выплаты на улучшение жилищных условий. При этом социальная выплата не предоставляется гражданину, а перечисляется министерством в безналичной форме на указанный в договоре банковский счет продавца жилого помещения, приобретаемого получателем по договору купли-продажи, либо на счет застройщика жилого помещения, либо на счет кредитора в случае заключения договора кредита, в том числе ипотечного. При указанных обстоятельствах ответчик полагал, что исковые требования Остапенко А.А. удовлетворению не подлежат, просил в иске отказать.
Третье лицо администрация г. Белогорска согласно письменному отзыву также сочло исковые требования Остапенко А.А. не обоснованными и удовлетворению не подлежащими, привело аналогичные доводам ответчика пояснения.
Выслушав объяснения истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривалось и подтверждается удостоверением УВД серии РМ № 165225 от 22.12.2004 года, что Остапенко А.А. является ветераном боевых действий, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
Согласно п.п. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона "О ветеранах" ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на учет до 1 января 2005 года, подлежат обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона.
В силу п. 1 ст. 23.2 названного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со ст. 16 настоящего Федерального закона.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (п. 2 ст. 23.2 Закона).
В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 23.2 указанного Федерального закона объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется для ветеранов боевых действий исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Пунктом 3.2 ст. 23.2 Федерального закона "О ветеранах" предусмотрено, что по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации (п. 4 ст. 23.2 Закона).
В силу п. 11.1 ст. 23.2 Федерального закона определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановление администрации г. Белогорска от 19 июня 2013 года № 1108 Остапенко А.А. признан нуждающимся в жилом помещении для получения социальной выплаты на улучшение жилищных условий по программе «Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Амурской области на 2012-2015 годы» по категории «ветеран боевых действий» с 28.02.2013 года.
На основании указанного постановления администрации г. Белогорска Остапенко А.А. включен в сводный список граждан, претендующих на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий в рамках государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области», утвержденной Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года № 446.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 01.04.2020 года номер очереди Остапенко А.А. в сводном списке – 484.
Постановлением Правительства Амурской области № 71 от 17 февраля 2012 года утвержден Порядок предоставления социальной выплат на улучшение жилищных условий отдельным категориям ветеранов и членам их семей (далее Порядок), который устанавливает порядок предоставления и использования социальной выплаты на улучшение жилищных условий (далее - социальная выплата) отдельным категориям ветеранов и членам их семей, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет после 1 января 2005 года в органах местного самоуправления.
Применительно к настоящему Порядку под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются граждане, поставленные на учет в органах местного самоуправления в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 июля 2009 года по основаниям, установленным статьей 6 Закона Амурской области от 1 сентября 2005 г. N 38-ОЗ "О жилищной политике в Амурской области".
В силу п. 6 Порядка предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий отдельным категориям ветеранов и членам их семей орган местного самоуправления муниципального образования, в котором граждане встали на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 1 января 2005 года, формирует списки граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Списки формируются в хронологической последовательности, в какой граждане были поставлены на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сформированные списки, уточненные и откорректированные, органом местного самоуправления представляются до 15 декабря (по состоянию на 1 декабря текущего года) министерству социальной защиты населения области (далее - министерство) - главному распорядителю средств областного бюджета, выделяемых на улучшение жилищных условий граждан, указанных в пункте 2 настоящего Порядка.
В соответствии с пунктом 8 Порядка министерство формирует сводный список граждан по области (по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления). Сводный список формируется на основании официальных списков, представленных органами местного самоуправления, которые несут ответственность за полноту и достоверность представленных сведений.
В соответствии с пунктом 9 министерство осуществляет распределение средств областного бюджета, выделяемых на реализацию программы в текущем году, в следующем порядке: в первую очередь средства распределяются между гражданами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, в соответствии с их очередностью по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях; во вторую очередь средства распределяются между иными гражданами в соответствии со сводным списком, сформированным министерством, в порядке очередности по дате постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Из материалов дела, следует, что Остапенко А.А., как ветеран боевых действий, относится ко второй очереди. Доказательств отнесения истца к категории лиц, имеющих первоочередное право на получение социальной выплаты на улучшение жилищных условий, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, Остапенко А.А. не представлено.
Таким образом, с учетом изложенного, суд приходит к выводу, что Остапенко А.А. вправе получить единовременную выплату в установленном порядке очередности, так как предоставление социальной выплаты на улучшение жилищных условий вне очереди повлечет нарушение прав иных граждан, которые состоят в списке граждан - получателей социальной выплаты на улучшение жилищных условий, а реализация прав одного лица не может осуществляться за счет нарушения прав иных лиц.
При этом доводы стороны истца о том, что граждане, обратившиеся вместе с ним за получением единовременной выплатой на улучшение жилищных условий, уже получили ее, судом во внимание не принимаются, поскольку какими-либо объективными доказательствами не подтверждаются, являются лишь предположениями истца.
Довод истца о том, что у него на иждивении имеются несовершеннолетние дети, правового значения не имеет, поскольку Остапенко А.А. поставлен в очередь на получение единовременной социальной выплаты, его право на получение выплаты ответчиком не оспаривается, до настоящего времени не утрачено и может быть реализовано в порядке очередности.
Кроме того, Порядок предоставления социальной выплаты на улучшение жилищных условий отдельным категориям ветеранов и членам их семей не содержит положений о внеочередном порядке выплат с учетом тяжелых жилищных условий.
Также не может быть произведена социальная выплата на приобретение жилого помещения непосредственно истцу, поскольку социальная выплата не предоставляется гражданину, а перечисляется министерством в безналичной форме на указанный в договоре банковский счет продавца жилого помещения, приобретаемого получателем по договору купли-продажи, либо на счет застройщика жилого помещения, либо на счет кредитора (заимодавца) в случае заключения договора кредита (займа), в том числе ипотечного.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требований истца об обязании Министерство социальной защиты населения Амурской области предоставить ему социальную выплату на улучшение жилищных условий не имеется, в связи с чем в иске Остапенко А.А. надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Остапенко А. А.овичу в удовлетворении исковых требований к Министерству социальной зашиты населения Амурской области об обязаниипредоставить социальную выплату на улучшение жилищных условий отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 28 июля 2020 года